Белорусские «Джили» дали газу
![](/upload/slam.image/iblock/8a8/35630-ojocljrg4bumhb9kbur7lf7qvrh8aitv-100.jpg)
Продажи автомобилей на белорусском рынке выросли вдвое. Активность покупателей объясняют привлекательной кредитной политикой.
По словам председателя правления Белорусской автомобильной ассоциации (БАА) Сергея Михневича, нашему авторынку есть куда расти, и потенциал его огромен. В прошлом году он составил всего 53 тыс. автомобилей. Это капля в море по сравнению с продажами, например, в России (1 млн 800 тыс.). А в странах-лидерах счет идет на десятки миллионов проданных автомобилей в год. Так, в Китае – это 27 млн, в странах Западной Европы – 17 млн.
И все же прошлый год для Беларуси стал рекордным – продажи автомобилей выросли более чем в два раза. Так раскрылся потенциал рынка, показав, насколько в прошлые годы он не был восполнен.
Самыми востребованными оказались Renault, Lada, Volkswagen, Geely, Skoda. Больше всего продано машин, произведенных в России (свыше 80%). У белорусских производителей купили 3440 автомобилей.
Отложенный спрос продаж дал свои результаты. По мнению Сергея Михневича, решающим фактором для покупки стало доступное финансирование. Так, с помощью лизинга и кредита продано больше половины автомобилей.
Эксперт уверен, что рынок в дальнейшем будет только расти – как в сегментах новых, так и автомобилей с пробегом. Это подчеркивает и динамика роста регистрации.
Сегодня в Беларуси зарегистрировано порядка 3 млн 159 тыс. автомобилей. Наша страна стала лидером автомобилизации среди государств СНГ и не уступает по этому показателю даже многим странам ЕС. У нас 333 автомобиля на тысячу жителей. Интересно, что самая высокая плотность машин в Гродненской области, потом идут Минск и Минская область.
«Белджи» модифицируется
Результаты прошлого года для «Белджи» стали вдохновляющими. «Это был первый год, когда нам необходимо было довести все запланированные проектом модификации. Два кроссовера и один седан поставлены на серийное производство. Модификации самые различные, всего их получилось 27, освоено 6 цветов. Теперь есть возможность выпустить на заводе до 162 модификаций, которые мы в зависимости от спроса и предлагаем на рынке», – рассказал первый заместитель министра промышленности Геннадий Свидерский.
По его словам, сегодня завод выпустил уже больше 10 тыс. машин, здесь работают 1200 человек. Фактически, есть полная загрузка на одну смену. В этом месяце начат выпуск новой модификации Geely Atlas с турбированным двигателем объемом 1.8 литра. И к ней на рынке повышенный интерес.
Что касается проекта по производству электромобиля, то он пока реализован не будет.
Завод продолжает поставки в Россию. Туда отправляется 65% произведенных автомобилей. В планах в этом году – как минимум, не снизить объем продаж в РФ и удвоить его на белорусском рынке, отмечает Г. Свидерский.
Привлекает покупателя Geely программа льготного кредитования. Производитель обещает, что в этом году условия финансирования останутся прежними, и цены расти не будут.
У «Белджи» уровень локализации в 50% уже достигнут. Мотор, передний и задний мост, шины, аккумуляторы – все это отечественного производства. Но Геннадий Свидерский обратил внимание, что и в составе самих комплектующих – двигателей, сидений, радиаторов – добавленная стоимость, созданная в Беларуси, должна увеличиваться, у них тоже должен расти процент локализации. И здесь встает вопрос об увеличении их выпуска и организации поставок на другие автозаводы. Ведь потребностей только «Белджи» недостаточно для успешного развития производств этих автокомпонентов в нашей стране. Не могут такие предприятия быть ориентированы на один завод.
Электрокары есть, заправок нет
О развитии рынка электромобилей рассказал директор ООО «Юнисон Авто» Дмитрий Шелег. Сегодня на них обращают особое внимание в мире. Это самое перспективное направление автобизнеса. Его развитие подстегивают и ужесточение экологических норм, и огромный интерес со стороны потребителей.
В Беларуси тоже есть и платежеспособный спрос на электромобили, и предприятия, готовые их выпускать.
Но почти полное отсутствие инфраструктуры для такого транспорта – не в нашу пользу. На карте электрозаправок Беларусь – это просто белое пятно. У нас всего 80 зарядных станций. Для сравнения, на Украине их порядка 1500, а в Европе и вовсе счет идет на десятки тысяч.
Понятно, что для эксплуатации электромобиля нужна инфраструктура. И сеть заправок должна опережать продажи, а не наоборот. В Беларуси есть энтузиасты, которые развивают сети зарядных станций, пытаясь пройти сложные процедуры согласования. Но очевидно, что этого мало – должны делаться конкретные шаги со стороны государства.
Кроме отсутствия надлежащей инфраструктуры, потенциальных покупателей электромобилей отпугивает и достаточно высокая цена. И здесь также без вмешательства государства не обойтись.
Для того, чтобы электромобиль массово покупали, должна быть привлекательная, доступная для потребителя цена. Тогда мы имеем массовый спрос, и можно смело запускать производство. Но разработка и производство электромобиля – это очень дорогостоящий проект, в него надо инвестировать миллионы долларов. Поэтому цена на выходе может быть достаточно высокой.
Во многих странах эту проблему решают с помощью государства. Например, в Китае бюджет будет субсидировать на 20 тыс. USD каждый электромобиль. При этом устанавливается запрет на его пере- продажу в течение двух лет. Потенциальные пользователи этих автомобилей в первую очередь – службы такси, которые активно эксплуатируют машины.
«Как правило, производитель электрических автомобилей имеет и свой парк такси. Поскольку это бизнес частный, нужны стимулирующие программы для покупки такого транспорта. Мы готовим специальную программу, в течение двух-трех месяцев ее представим», – говорит Г. Свидерский.
В прошлом году «Юнисон Авто» принял программу по развитию сборки электромобилей в Беларуси.
«Мы взяли лучшие образцы китайского автопрома, так как производство электромобилей развито в Китае. К концу 2018 года собрали и сертифицировали первый электрический автомобиль е200, который с января 2019-го поступил в продажу в Беларуси.
В дальнейшем у нас планы на этот год – довести модельный ряд до 3 единиц. Это будут седан и среднеразмерный кроссовер», – рассказывает Д. Шелег. По его словам, процент локализации будет от 50 и выше, завод станет работать со сваркой и покраской.
Что касается планов по запуску в производство седана z500 – их реализовать не удалось. Китайские партнеры не смогут поставлять в Беларусь комплектующие для этого автомобиля. Но руководство «Юнисон Авто» нашло достойную замену. Кроме этого, разрабатываются планы производства грузовых электромобилей, пассажирских автобусов и автомобилей для коммунальных служб», – поделился Д. Шелег.