$

2.1091 руб.

2.3481 руб.

Р (100)

3.3365 руб.

Ставка рефинансирования

9.00%

Транспорт

Белорусские «Джили» дали газу

01.03.2019

Продажи автомобилей на белорусском рынке выросли вдвое. Активность покупателей объясняют привлекательной кредитной политикой.

По словам председателя правления Белорусской автомобильной ассоциации (БАА) Сергея Михневича, нашему авторынку есть куда расти, и потенциал его огромен. В прошлом году он составил всего 53 тыс. автомобилей. Это капля в море по сравнению с продажами, например, в России (1 млн 800 тыс.). А в странах-лидерах счет идет на десятки миллионов проданных автомобилей в год. Так, в Китае – это 27 млн, в странах Западной Европы – 17 млн.

И все же прошлый год для Беларуси стал рекордным – продажи автомобилей выросли более чем в два раза. Так раскрылся потенциал рынка, показав, насколько в прошлые годы он не был восполнен.

Самыми востребованными оказались Renault, Lada, Volkswagen, Geely, Skoda. Больше всего продано машин, произведенных в России (свыше 80%). У белорусских производителей купили 3440 автомобилей.

Отложенный спрос продаж дал свои результаты. По мнению Сергея Михневича, решающим фактором для покупки стало доступное финансирование. Так, с помощью лизинга и кредита продано больше половины автомобилей.

Эксперт уверен, что рынок в дальнейшем будет только расти – как в сегментах новых, так и автомобилей с пробегом. Это подчеркивает и динамика роста регистрации.

Сегодня в Беларуси зарегистрировано порядка 3 млн 159 тыс. автомобилей. Наша страна стала лидером автомобилизации среди государств СНГ и не уступает по этому показателю даже многим странам ЕС. У нас 333 автомобиля на тысячу жителей. Интересно, что самая высокая плот­ность машин в Гродненской области, потом идут Минск и Минская область.

«Белджи» модифицируется

Результаты прошлого года для «Белджи» стали вдохновляющими. «Это был первый год, когда нам необходимо было довести все запланированные проектом модификации. Два кроссовера и один седан поставлены на серийное производство. Модификации самые различные, всего их получилось 27, освоено 6 цветов. Теперь есть возможность выпустить на заводе до 162 модификаций, которые мы в зависимости от спроса и предлагаем на рынке», – рассказал первый заместитель министра промышленности Геннадий Свидерский.

По его словам, сегодня завод выпустил уже больше 10 тыс. машин, здесь работают 1200 человек. Фактически, есть полная загрузка на одну смену. В этом месяце начат выпуск новой модификации Geely Atlas с турбированным двигателем объемом 1.8 литра. И к ней на рынке повышенный интерес.

Что касается проекта по производству электромобиля, то он пока реализован не будет.

Завод продолжает поставки в Россию. Туда отправляется 65% произведенных автомобилей. В планах в этом году – как минимум, не снизить объем продаж в РФ и удвоить его на белорусском рынке, отмечает Г. Свидерский.

Привлекает покупателя Geely программа льготного кредитования. Производитель обещает, что в этом году условия финансирования останутся прежними, и цены расти не будут.

У «Белджи» уровень локализации в 50% уже достигнут. Мотор, передний и задний мост, шины, аккумуляторы – все это отечественного производства. Но Геннадий Свидерский обратил внимание, что и в составе самих комплектующих – двигателей, сидений, радиаторов – добавленная стоимость, созданная в Беларуси, должна увеличиваться, у них тоже должен расти процент локализации. И здесь встает вопрос об увеличении их выпуска и организации поставок на другие автозаводы. Ведь потребностей только «Белджи» недостаточно для успешного развития производств этих автокомпонентов в нашей стране. Не могут такие предприятия быть ориентированы на один завод.

Электрокары есть, заправок нет

О развитии рынка электромобилей рассказал директор ООО «Юнисон Авто» Дмитрий Шелег. Сегодня на них обращают особое внимание в мире. Это самое перспективное на­правление автобизнеса. Его развитие подстегивают и ужесточение экологических норм, и огромный интерес со стороны потребителей.

В Беларуси тоже есть и платежеспособный спрос на электромобили, и предприятия, готовые их выпускать.

Но почти полное отсутствие инфраструктуры для такого транс­порта – не в нашу пользу. На карте электрозаправок Беларусь – это просто белое пятно. У нас всего 80 зарядных станций. Для сравнения, на Украине их порядка 1500, а в Европе и вовсе счет идет на десятки тысяч.

Понятно, что для эксплуатации электромобиля нужна инфраструктура. И сеть заправок должна опережать продажи, а не наоборот. В Беларуси есть энтузиасты, которые развивают сети зарядных станций, пытаясь пройти сложные процедуры согласования. Но очевидно, что этого мало – должны делаться конкретные шаги со стороны государства.

Кроме отсутствия надлежащей инфраструктуры, потенциальных покупателей электромобилей отпугивает и достаточно высокая цена. И здесь также без вмешательства государства не обойтись.

Для того, чтобы электромобиль массово покупали, должна быть привлекательная, доступная для потребителя цена. Тогда мы имеем массовый спрос, и можно смело запускать производство. Но разработка и производство электромобиля – это очень дорогостоящий проект, в него надо инвестировать миллионы долларов. Поэтому цена на выходе может быть достаточно высокой.

Во многих странах эту проблему решают с помощью государства. Например, в Китае бюджет будет субсидировать на 20 тыс. USD каждый электромобиль. При этом устанавливается запрет на его пере­- продажу в течение двух лет. Потенциальные пользователи этих автомобилей в первую очередь – службы такси, которые активно эксплуатируют машины.

«Как правило, производитель электрических автомобилей имеет и свой парк такси. Поскольку это бизнес частный, нужны стимулирующие программы для покупки такого транспорта. Мы готовим специальную программу, в течение двух-трех месяцев ее представим», – говорит Г. Свидерский.

В прошлом году «Юнисон Авто» принял программу по развитию сборки электромобилей в Беларуси.

«Мы взяли лучшие образцы китайского автопрома, так как производство электромобилей развито в Китае. К концу 2018 года собрали и сертифицировали первый электрический автомобиль е200, который с января 2019-го поступил в продажу в Беларуси.

В дальнейшем у нас планы на этот год – довести модельный ряд до 3 единиц. Это будут седан и среднеразмерный кроссовер», – рассказывает Д. Ше­лег. По его словам, процент локализации будет от 50 и выше, завод станет работать со сваркой и покраской.

Что касается планов по запуску в производство седана z500 – их реализовать не удалось. Китайские партнеры не смогут поставлять в Беларусь комплектующие для этого автомобиля. Но руководство «Юнисон Авто» нашло достойную замену. Кроме этого, разрабатываются планы производства грузовых электромобилей, пассажирских автобусов и автомобилей для коммунальных служб», – поделился Д. Шелег.

Автор публикации: Алена ЛАНДЫРЬ