Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Банковский сектор начинает ощущать последствия санкций

Фото: rawpixel

Введение в августе 2021 г. секторальных санкций в отношении Беларуси со стороны США вновь актуализировало тему влияния ограничительных мер на деятельность отдельных отраслей национальной экономики. Первыми последствия введения санкций ощутили белорусские банки, которые столкнулись с определенными сложностями при проведении платежей за пределы страны, а также лишились рейтингового покрытия от западных агентств.

 

Нежелательные контрагенты

Напомним, что первые секторальные санкции в отношении финансового сектора РБ были введены 24 июня 2021 г. В соответствии с решением Совета ЕС в отношении белорусского правительства и государственных финансовых учреждений и организаций были введены ограничения на доступ к рынку капитала ЕС, а также принят запрет на предоставление услуг страхования и перестрахования. Запрещалось прямо или косвенно покупать, продавать, предоставлять инвестиционные услуги, оказывать содействие в выпуске или иным образом иметь дело с ценными бумагами и инструментами денежного рынка, выпускаемыми белорусским правительством или государственными финансовыми учреждениями со сроком погашения более 90 дней. Был введен запрет на заключение, равно как прямое или косвенное участие европейских организаций в соглашениях о предоставлении белорусским организациям новых займов или кредитов на срок более 90 дней. Европейскому инвестиционному банку и иным аналогичным финансовым институтам предписывалось воздержаться от реализации проектов, связанных с госсектором.

В перечень организаций, на которые были направлены введенные ограничения, попали крупнейшие государственные банки – Беларусбанк, Белинвестбанк, Белагропромбанк. Принятые санкции фактически отрезали РБ от европейского рынка капитала и затруднили привлечение белорусскими банками синдицированных кредитов от европейских финансовых институтов. При этом ранее выпущенные облигации продолжили обращение на европейских биржах, поскольку запреты на операции с ценными бумагами не затронули еврооблигации, размещенные до установления ограничений.

Несмотря на то что американские санкции, введенные в отношении Беларуси 9 августа 2021 г., на первый взгляд выглядят менее детализированными, по своему потенциальному влиянию на финансовый сектор они уже превосходят европейские. Запретительные меры, принятые США, не содержат прямых ограничений, направленных конкретно на финансовый сектор, однако существенно задевают его за счет внедряемого механизма.

Дело в том, что приказ Президента США (executive order) вводит право финансовых институтов и контролирующих органов приостанавливать осуществление финансовых операций и замораживать средства и активы, связанные с осуществлением деятельности, попадающей в санкционный список. Есть конкретный перечень юридических и физических лиц. Однако это не означает, что всем остальным не о чем беспокоиться: документ запрещает осуществление сделок, которые имеют целью уклонение или обход введенных ограничений, что означает ужесточение комплаенса (процедур контроля) по отношению к любым финансовым операциям белорусских компаний вне зависимости от ее формы собственности. Иными словами, теперь для приостановки финансовых операций или заморозки средств достаточно того, чтобы зарубежный банк или контролирующий орган признал операцию подозрительной. Если европейские санкции фактически свелись к тому, что Европа отрезала Беларусь от источников финансирования, то американские – усложнили систему расчетов и международных платежей, еще больше содействуя финансовой изоляции нашей страны.

 

Попавшие под удар и упреждающие риски

Первые последствия американских санкций уже отразились на деятельности отдельных белорусских банков. О возникших трудностях сообщил Абсолютбанк, который стал единственным белорусским банком, попавшим в американские санкционные списки из-за своей принадлежности к активам Николая Воробья (ООО «Интерсервис», УП «Нефтебитумный завод», ООО «Бремино групп»). Не помогла и смена состава собственников, в результате которого Николай Воробей перестал быть конечным бенефициаром банка, уступив свои доли в контролирующем банк ООО «Красный бор» Алесе Бережной (директор «Интерсервиса»), Вячеславу Атрахимовичу (главный бухгалтер «Интерсервиса») и Ирине Панкратовой.

Уже 16 августа 2021 г. Абсолютбанк разместил на официальном сайте сообщение о приостановке осуществления отдельных операций для физических лиц, связанных с переводами денежных средств (в т.ч. без открытия счета) в иностранной валюте, за исключением переводов в российских рублях и переводов на счета в банках-резидентах, выдачей и обслуживанием банковских платежных карточек международной платежной системы VISA, отправкой и выдачей переводов в международной системе Western Union.

Готовится к последствиям введения санкций и Паритетбанк, который внес изменения в условия обслуживания физлиц. Одна из причин – контрсанкционные меры. В частности, новая редакция условий предусматривает освобождение банка от ответственности за любые потенциальные убытки, неисполнение или ненадлежащее исполнение платежных инструкций, вызванное тем, что банк-корреспондент, банк-посредник, клиринговый центр или банк-получатель совершит действия, направленные на неисполнение (блокирование) перевода денежных средств в силу его обязанности следовать актам международного права. Другой пункт условий перекладывает ответственность за «санкционные» риски на клиента.

Таким образом, Паритетбанк решил принять превентивные меры, чтобы упредить возникновение претензий со стороны клиентов в случае блокировки денежных средств или неисполнения платежных поручений зарубежными банками-посредниками.

Насколько реальны такие риски, хорошо иллюстрирует присоединение к санкциям банковского холдинга Raiffeisen Bank International, который давно работает с белорусскими банками, предлагая в т.ч. свои услуги для осуществления международных платежей. Представитель банковской группы не стал комментировать сотрудничество с отдельными белорусскими кредитно-­финансовыми учреждениями, сославшись на австрийское законодательство о банковской тайне, однако подтвердил «незамедлительное» введение санкций, а также изменение и внутренних правил с учетом возникающих рисков. При этом дипломатично заявлено, что внутренние правила будут построены таким образом, чтобы оценивать релевантность санкций с учетом рисков «в каждом конкретном случае» для клиентов и бизнеса. В лучшем случае это означает более строгое, а значит, более длительное по срокам и требовательное к сопутствующим документам исполнение платежных поручений, а в худшем – отказ западных банков от корреспондентских отношений с белорусскими, в первую очередь – государственными. 

Еще одним проявлением санкционной политики стал отзыв рейтингов, присвоенных Белинвестбанку и Беларусбанку международной рейтинговой компанией Fitch Ratings. 20 августа 2021 г. агентство Fitch Ratings подтвердило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента ОАО «Беларусбанк» и ОАО «Белинвестбанк» на уровне «В», прогноз – негативный. После чего Fitch отозвало рейтинги обоих банков по причине санкций и сообщило о прекращении аналитического покрытия эмитентов.

На первый взгляд, ничего страшного для самих банков не произошло, поскольку данные рейтинги необходимы главным образом для привлечения капитала на внешних рынках, что после введения в отношении Беларуси европейских секторальных санкций перестало быть актуальным. В то же время сохранение аналитического покрытия оставляло надежду на нормализацию ситуации и возвращение белорусских банков к сотрудничеству с европейскими финансовыми институтами.

Именно поэтому отзыв является сигналом о том, что отныне крупнейшие белорусские банки исчезают с рейтинговой карты Европы. С учетом того, что рейтинговое покрытие осуществлялось на платной основе, отказ Fitch Ratings от дальнейшего сотрудничества показывает, что репутационные риски от дальнейшего сотрудничества агентство оценило выше немалой стоимости оказываемых услуг. Можно предположить, что подобный «исход» таких авторитетных финансовых учреждений будет еще больше способствовать формированию финансового занавеса между нашей страной, Европой и США, толкая Беларусь на более тесное сотрудничество с российскими финансовыми институтами и содействие более глубокому проникновению российского капитала.

***

Таким образом, американские санкции, введенные в отношении Беларуси в августе 2021 г., начинают заметно влиять на работу белорусских банков в части проведения международных платежей, осуществления переводов и сотрудничества с иностранными платежными системами, содействуя финансовой изоляции страны.

В то же время полной блокады, на наш взгляд, не случится, поскольку чем выше будет давление на белорусские банки со стороны западных финансовых институтов, тем теснее будет их сотрудничество с российскими учреждениями. Пока же ситуация выглядит таким образом, что проиграли от введения санкций в первую очередь клиенты банков – частные лица и бизнес, для которых проведение обычных финансовых операций превращается в забег с препятствиями. 

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений