Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №25 (2817) от 25.06.2025 Смотреть архивы
Смотреть свежий номер №25 (2817) от 25.06.2025
Ru
Необходимо для:
оформления подписки, онлайн доступа к платным статьям и скачивания PDF
чтения статей для авторизованных пользователей
для работы в Личном кабинете
Войти
picture
USD:
2.9439
EUR:
3.46
RUB:
3.7127
BTC:
117,104.00 $
Золото:
Серебро:
Платина:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Белорусские автоперевозчики: новые возможности на российском рынке

Фото: freepik.com

С подписанием 1 апреля 2025 г. В. Путиным закона о ратификации межправительственного соглашения между Россией и Беларусью о международных автомобильных перевозках перед белорусскими автоперевозчиками открываются наконец возможности перевозить грузы между Россией и другими странами на безразрешительной основе. Разумеется, зеркальные возможности получат и российские перевозчики в Беларуси. Как это будет работать, разбиралась «ЭГ».

Полный охват

Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о международных автомобильных перевозках охватывает все виды автомобильных перевозок – грузовые и пассажирские – между двумя государствами, транзитом по их территориям, с территории третьего государства или на территорию третьего государства, а также каботажные перевозки грузов.

Пассажирские перевозки

Регулярные перевозки по-преж­нему будут требовать разрешений или документов на маршрут, выдаваемых транспортными регуляторами стран.

Нерегулярные перевозки будут возможны без разрешений, если перевозка осуществляется транзитом (без промежуточной посадки или высадки пассажиров), либо в одну сторону (автобус доставляет пассажиров в другое государство и возвращается порожним обратно или едет порожним в другое государство и забирает оттуда пассажиров, ранее доставленных другим перевозчиком). При таких поездках водитель обязан иметь при себе список пассажиров, а также обеспечить передачу сведений о пассажирах и персонале автобуса в информационную систему. В России такие данные при автобусных перевозках, как международных, так и между субъектами федерации, передаются в Автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств ЕГИС обеспечения транспортной безопасности.

Каботажные грузоперевозки

Совершить такую внутрироссийскую грузоперевозку белорусский перевозчик сможет только после завершения международной перевозки и при условии, что автомобиль прибыл в Россию груженым. Он сможет выполнить до трех последовательных каботажных перевозок грузов между пунктами разгрузки в пределах РФ. При этом последняя из них должна завершиться не позднее 7 дней с момента разгрузки в рамках международной перевозки. Для этого он должен заранее проинформировать Ространснадзор о намерении совершить внутрироссийскую грузоперевозку и дождаться от этого федерального органа подтверждения такой возможности. К заявке необходимо будет приложить документы, подтверждающие выполнение международной автомобильной перевозки и логическую последовательность каботажной перевозки. Решение о подтверждении каботажной перевозки или об отказе в ее выполнении принимается органом транспортного контроля не позднее 24 часов с момента получения заявки.

В этом смысле соглашение не добавляет ничего нового по сравнению с нормами Федерального закона РФ от 29.12.2022 № 627-ФЗ, которым были внесены изменения в Федеральный закон от 24.07.1998 № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения». Он был принят с целью приведения российского законодательства в соответствие с международными обязательствами России в рамках ЕАЭС и предоставил перевозчикам из стран объединения право на каботажную перевозку на описанных выше условиях. В силу этот акт вступил только с 1 марта 2025 г.

Однако в новом соглашении есть интересный пункт, который касается каботажных перевозок грузов в рамках реализации инвестиционных проектов (договоров) или проектов (договоров), связанных с выполнением строительно-монтажных работ на территории одной страны, с привлечением автотранспортных средств государства другой страны. Порядок выполнения таких перево­зок вправе определять транспортные регуляторы. Учитывая, что белорусские подрядчики выполняют все больше заказов по СМР в России, «инвестиционный каботаж» может быть интересной возможностью для обслуживающих их перевозчиков.

Перевозки между Россией и третьими странами

Самая долгожданная белорусскими перевозчиками часть соглашения касается перевозки грузов с территории третьего государства или на территорию третьего государства.

В соответствии с соглашением наличие разрешений уже не требуется для осуществления перевозок грузов между Россией и странами ЕАЭС, СНГ, а также балканскими государствами, не входящими в ЕС (Албанией, Боснией и Герцеговиной, Северной Македонией, Сербией и Черногорией).

Разрешения не понадобятся для осуществления перевозок грузов:

  • с 01.01.2026 – с территории или на территорию Великобритании и стран ЕС (за исключением Австрии, Бельгии, Германии, Италии, Нидерландов, Франции, Польши, Финляндии, Швеции, Чехии, Литвы, Латвии и Эстонии);

  • с 01.01.2028 – третьих государств с территории РБ на территорию РФ (или наоборот);

  • с 01.01.2030 – с территории или на территорию всех государств.

Отмечено, что перевозки габаритных и опасных грузов по-прежнему требуют спецразрешений.

Налоги и иные платежи

В соответствии с соглашением перевозчики пассажиров и грузов, их транспортные средства освобождаются от налогов, сборов и платежей, связанных с владением или использованием этих средств, за исключением сборов и платежей за проезд по дорогам, мостам и тоннелям.

В то же время, поскольку иного в соглашении не оговорено, белорусский перевозчик в РФ (а российский в РБ) получают экономическое преимущество за счет нулевого НДС при экспорте услуги.

***

Отметим, что документ начнет работать в достаточно сложных для логистического рынка условиях. Грузооборот в РФ, который рос на протяжении двух лет, в начале этого года продемонстрировал резкий спад. По данным президента Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов «АвтоГрузЭкс» Вадима Филатова, за январь-февраль объем автоперевозок в России сократился на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Около 20% автопарков перевозчиков простаивают из-за нехватки грузов. В некоторых регионах, таких как Поволжье и Урал, этот показатель достигает 40%. По экспертным оценкам, снижение спроса на перевозки в строительстве и торговле, рост собственного парка у маркетплейсов и грузового автопарка в целом в стране приводят к высокой конкуренции и сокращению тарифов. 

«Если в сентябре – октябре 2024 г. ставка на автомобильную фуру из Шанхая в Москву колебалась в диапазоне от 12 до 13 тыс. USD, то сейчас – от 7 до 8 тыс.», – рассказал «Моноклю» Александр Юрищев, операционный директор логистической компании ILC.

В связи с этим не очевидно, насколько активно российский регулятор будет готов содействовать белорусским перевозчикам в выполнении заказов, в первую очередь на каботажные перевозки.


Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by