Ru
Необходимо для:
оформления подписки, онлайн доступа к платным статьям и скачивания PDF
чтения статей для авторизованных пользователей
для работы в Личном кабинете
Войти
picture
USD:
2.9768
EUR:
3.464
RUB:
3.6947
BTC:
111,390.00 $
Золото:
332.57
Серебро:
3.88
Платина:
135.04
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Белорусская система связи и информатизации: в чем философия успеха

Фото: freepik.com

14 ноября 1896 г. в Минске приняли в эксплуатацию первую на территории современной Беларуси государственную телефонную станцию на 100 номеров. Это и есть дата рождения Минской городской телефонной сети – прообраза всей нынешней разветвленной электронной империи. Однако особый интерес представляет динамика развития отрасли за последние три с лишним десятка лет. Этому и была посвящена специальная пресс-конференция, организованная Минсвязи и информатизации.

Три крупных проекта, определивших облик отрасли

Отвечая на вопрос «ЭГ» о наиболее значимых проектах за последние десятилетия, Министр связи и информатизации Константин Шульган отметил три главных: республиканская система мониторинга общественной безопасности, аппаратно-программный комплекс «Мобильный почтальон» и система оценки качества услуг электросвязи «Хваля». В чем же их стратегическое значение?

Республиканская система мониторинга общественной безопасности – ноу-хау последних 12 лет. Создана для профилактики, выявления и пресечения преступлений, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, оперативного информирования о чрезвычайных событиях. С этой целью страну покрывает сеть в 55 тыс. видеокамер с аналитическим аппаратом, позволяющим решать различные функциональные задачи. Аналогов такой системы нет не только на постсоветском пространстве, но и в большинстве стран дальнего зарубежья: она создавалась уже работая и с самого старта позволяла выполнять поставленные задачи, постоянно масштабируясь.

При содействии аппаратно-программного комплекса «Мобильный почтальон» в режиме онлайн работники почты оказывают банковские услуги, продают товары, доставляют почтовые отправления и бумажные издания по месту требования. По мнению министра, «это проект, который дал ощутимый результат и в плане социального значения, и как пример цифровой трансформации вживую, заставив бизнес-процессы при помощи цифровых технологий прийти в каждый дом».

«Хваля» – это система оценки качества услуг электросвязи, позволяющая обеспечить широкомасштабный мониторинг параметров и показателей в режиме реального времени. С помощью специального мобильного приложения каждый человек может оперативно сигнализировать о проблемных местах в сетях операторов сотовой связи. Это такой уникальный механизм, который К. Шульган обозначил как «возможность не через жалобы и обращения, а в нормальном плановом режиме совершенствовать сеть передачи данных».

Обеспечить гармоничность «тройственного союза»

Участники пресс-конференции активно интересовались перспективами развития технологий в сфере телекоммуникаций. Общий посыл спикеров таков: чем больше цифровизация входит в жизнь, тем больший объем данных накапливается, а это делает возможным создание новых сервисов высокого качества.

Однако следует понимать, что такое явление, как искусственный интеллект (ИИ), требует серьезных решений не только в технической и правовой плоскостях. Оно напрямую затрагивает психологический аспект бытия. В погоне за внедрением новелл нельзя все отдать на откуп технологиям. В любом случае разумность процессов должна обеспечиваться человеком – иначе можно зайти очень далеко.

А вот активное применение новейших технологий в целях социально-экономического развития регионов – совсем другое дело и удачный пример их адекватного применения. Здесь Беларусь преуспевает, форсируя реализацию проектов «умных городов». Их совокупность в рамках единой цифровой экосистемы «цифровое государство» должно обеспечить интеграцию эффективных решений в границах административно-территориальных единиц и предоставить услуги цифровой платформы для обеспечения комфортной среды жизни и работы.

В качестве важнейшей характеристики проекта «умные города» министр назвал способность объединить управленческий компонент, бизнес и граждан, «которые смогут и получать услуги, и общаться с властью», подытожив: «Такой тройственный союз должен быть гармоничным».

Неравное соотношение – не препятствие для экономической выгоды

Не мог остаться незатронутым и свежий вопрос о новых условиях роуминга между Беларусью и Россией. Всех нас искренне волнует, как роуминговое соглашение будет функционировать в условиях явного неравенства в количестве населения двух государств. Будет ли это выгодно для белорусской стороны?

Министр отметил, что с самого начала проработки всех вопросов ключевым условием было соблюдение экономической целесообразности, подчеркнув, что регулятор никогда не принимал решений без предварительного обсуждения с операторами связи. Да, возможно, зарабатывать они станут чуть меньше, но в убыток не уйдут. Население в Беларуси и России несопоставимо разное по численности, однако нашу страну посещают много россиян, поэтому сальдо в конечном счете окажется в нашу пользу. Впрочем, и бесплатность звонков в РФ условная. Как абонент любого оператора, потребитель услуг платит за свой тариф и в рамках этого тарифа будет осуществлять звонки в соседнюю страну. В результате речь будет идти о перераспределении ресурсов между операторами.

Для абонента важно два момента: насколько качественно осуществляется передача данных и сколько это стоит. Задача ставилась так, чтобы для белорусского потребителя связь с Россией стоила столько же, сколько при разговоре внутри Беларуси. Это комфортные условия. Абоненту неважно, как происходят взаиморасчеты между операторами. «В целом экономика правильная, принципы не нарушены, с операторами все согласовано», – резюмировал К. Шульган.

Говоря о перспективах развития мобильной связи внутри Беларуси, спикеры ответили на вопрос о том, как планируемое выведение на рынок четвертого мобильного оператора, под которым подразумевается «Белтелеком», повлияет на конкурентную среду и в конечном счете на наш кошелек.

Генеральный директор РУП «Белтелеком» Алексей Ивашкин: «Когда мы говорим о четвертом операторе, то должны понимать, что речь идет о трех возможных моделях выхода на рынок: строительство собственной сети, аренда сети (модель виртуального оператора) либо покупка оператора. Мы сейчас активно рассматриваем все три возможности. В любом случае появление нового игрока повлияет на рынок, который уже сформировался в стране. Как это повлияет – посмотрим. Ценовые войны устраивать мы не хотим, потому что они бы сильно повлияли и на наших абонентов, и на абонентов конкурентов, вызвав ответные негативные волны. Конкурентная борьба – это нормально. Она будет способствовать повышению качества, уровня взаимодействия с абонентами, появлению новых услуг, в т.ч. конвергентных».

Почта сохранится как сервис, даже в условиях цифровизации

При подведении итогов развития отечественной системы связи и цифровизации за последние десятилетия невозможно было обойти стороной почту. Ей многократно предсказывали исчезновение, как в свое время с развитием телевидения прочили окончательный уход театра, а с введением интернета – смерть книг. Однако почтовая служба страны со всей решительностью и весьма оперативно оказалась встроенной в современные технологические тренды.

Генеральный директор РУП «Белпочта» Светлана Юркевич: «За последние 5 лет белорусская почтовая служба с 32-го места в рейтинге Всемирного почтового союза передвинулась на 15-е. Совершить этот рывок позволила как раз цифровая трансформация технологий во многих бизнес-процессах внутри нашей структуры. Сегодня мы взаимодействуем с 213 зарубежными странами, а наш собственный интернет-магазин открыт для заказов по 49 странам мира, и количество партнеров мы будем в дальнейшем расширять. Магазин предоставляет доступ к более чем 300 производителям и 20 тыс. наименованиям».

Помимо упоминавшегося выше аппа­ратно-программного комплекса «Мобильный почтальон», в широкий обиход вошли Национальная почтовая электронная система, электронная авансовая система и онлайн-оформление почтовых отправлений. Первая – позволяет оцифровывать пересылку обычной и заказной корреспонденции, в т.ч. с уведомлением о получении и подтверждением факта их доставки. Вторая – дает возможность оплачивать услуги юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, являясь хорошей заменой бумажной авансовой книжке и предоставляя вариант отслеживания движения денежных средств в режиме реального времени. Третья – позволяет в личном кабинете на интернет-портале «Белпочты» создавать информацию о почтовом отправлении для последующей отправки.

Подводя итог развитию отрасли, спикеры не обошли вниманием и существующие проблемы, о которых все мы знаем не понаслышке: качество связи, стоимость услуг и др. Однако чувствовалась уверенность в том, что совершенствованию работы систем связи и информатизации придается важное значение и есть стремление достигнуть максимальной отдачи.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by