Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №48(2545) от 01.07.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5329
EUR:
2.6533
RUB:
4.7397
Золото:
148.81
Серебро:
1.74
Платина:
75.82
Палладий:
152.69
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Главные итоги Белорусской недели предпринимательства

Фото: freepik.com

Белорусская неделя предпринимательства (БНП) прошла с 21 по 27 марта. Ее организатором традиционно выступила Республиканская конфедерация предпринимательства при содействии Минэкономики, областных исполкомов и Мингорисполкома.

Программа недели включала более 150 мероприятий по всей стране: семинары, конференции, обсуждения в формате круглых столов, панельных дискуссий. Центральным событием БНП стал IV республиканский деловой Форум. Основные итоги и самые яркие высказывания участников – в подборке «ЭГ». 

Бизнесу нужна поддержка

«Нарастающее санкционное давление стало новым испытанием для бизнеса. Но бизнес переживал и не такое. Мы проходили с 1991 г. и дефолты, и кризисы, и санкции, и давление, и инфляции. Но хочу отметить, что малому и среднему бизнесу удалось выстоять. И сегодня мы способны полностью осуществить перезагрузку, диверсификацию и интегрирование для производственной кооперации и перестроить наши рынки на регионы РФ», – заявил председатель высшего координационного Совета союза юридических лиц Республиканской конфедерации предпринимательства Андрей Копыток

Он рассказал, что РКП направила в адрес Высшего совета Союзного государства письмо об оказании практической помощи белорусским субъектам хозяйствования и выделении им из бюджета Союзного государства 1,2 млрд росс. руб. На данный момент вопрос находится в проработке. 

«Будем добиваться, чтобы поддержать бизнес на местах, чтобы денег хватило для уплаты налогов, аренды, рассчитаться с кредиторами, дебиторами», – добавил Андрей Копыток.

В работе форума приняли участие в т.ч. депутаты. Заместитель председателя постоянной комиссии по международным делам Палаты представителей Олег Гайдукевич сообщил, что парламент направил в правительство предложения по поддержке бизнеса в свете усиливающегося санкционного давления. Он напомнил, что в России антисанкционный комплекс мер уже приняли. 

«Мы должны понимать, что у нас нет таких ресурсов, как в России. Но элементарные вещи, например, мораторий на проверки, за исключением случаев, когда нарушение угрожает жизни и здоровью граждан, экономике, чревато преступлением, мы в состоянии сделать, чтобы наших предпринимателей не дергали по мелочам. Это мы можем сделать, это не требует бюджетных средств. Более того, если нарушение не опасное для жизни и здоровья людей, произошло по незнанию, невнимательности, то не должно быть никакого максимального денежного наказания», – считает депутат. 

Импортозамещение и промкооперация

Директор департамента по предпринимательству Минэкономики Ольга Русинович в своем выступлении отметила, что и два предыдущих года пандемийных ограничений не были для бизнеса тепличными. 

«С каждой новой волной коронавируса мы сталкивались с новыми вызовами, при этом бизнес всегда находил выход… В январе-феврале 2022 г. темп роста ВВП сложился на уровне 101,2%. Основной положительный вклад – промышленностью, торговлей, транспортом, информацией и связью. В настоящее время ситуация значительно изменилась в связи с санкциями. Именно поэтому дополнительный импульс приобретает вопрос локализации производства через стимулирование импортозамещения», – считает представитель министерства.

По словам О. Русинович, в 2021 г. к реализации импортозамещающих проектов было привлечено 637 субъектов малого и среднего бизнеса. 

«Ими произведено продукции на 2,5 млрд долларов, или без малого 36% от общего объема всей импортозамещающей продукции. Половина отгружена на экспорт. Однако этого явно недостаточно. Малый производственный бизнес страны насчитывает почти 14,5 тыс. организаций», – подчеркнула директор департамента. «Бизнесу предлагается под конкретный запрос крупных организаций производить или поставлять выпадающие из-за санкционных ограничений комплектующие, узлы, детали и прочую продукцию. То есть встраиваться в технологические цепочки вместо ушедших с рынка иностранных поставщиков», – проинформировала она. 

Так, при Минэкономики на базе Национального агентства инвестиций и приватизации в формате 24/7 работает оперативный контакт-центр. Он призван активизировать разъяснительную работу с бизнесом о новых возможностях по организации импортозамещающих производств.

Для облегчения поиска заинтересованных в кооперационном сотрудничестве Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей создал республиканский информационный ресурс субконтрактации. Основной его контент – реестр заказов продукции крупных предприятий, которая рекомендуется к освоению малому и среднему бизнесу. Эта информация постоянно обновляется, так же как и база поставщиков из числа малых и средних производителей. 

Необходимость развивать промко­операцию подчеркнул и председатель Союза некоммерческих организаций «Конфедерация промышленников и предпринимателей (нанимателей)» Анатолий Харлап. Вместе с тем он констатировал отсутствие взаимозаменяемости и конкуренции среди предложений малого бизнеса для крупных предприятий. 

«Наверное, у бизнеса не хватает ресурсов, поэтому он ограничивается посредническими функциями», – предположил он.

И призвал бизнес-союзы и ассоциации более настойчиво предлагать идеи заказов от крупных предприя­тий, поддерживать малый бизнес льготным кредитованием, поиском субконтрактаций и аутсорсинга. 

Конфедерация промышленников и предпринимателей уже внесла ряд предложений в правительство, направленных в т.ч. на развитие промкооперации малого предпринимательства с крупными предприятиями. Так, предлагается усовершенствовать механизмы поручительства в пользу МСП по расчетам с предприятиями. 

«Нам надо прийти к устойчивому порядку реального и доступного выкупа на льготных условиях у предприятий площадей, арендуемых более трех лет, к заморозке тарифов на энергоресурсы», – добавил он. 

В свою очередь крупному бизнесу, по мнению Анатолия Харлапа, предстоит трансформировать бизнес-процессы. Такая промкооперация может быть весьма эффективной. В качестве примера он привел «Белкоммунмаш». Только за последние 3 года предприятие нарастило объем закупок товаров у малого и среднего бизнеса с 7,6% до 12%. Так, систему управления для различных моделей и типов электробусов «Белкоммунмаша» разработала именно такая малая фирма. 

Касаясь диалога между властями и предпринимателями, Анатолий Харлап рассказал, что за прошлый год бизнес внес около 100 предложений по нормативному регулированию экономики. Из них почти 70% приняты правительством и реализованы в нормативных актах. Он также анонсировал новые подходы по минимизации вмешательства надзорных органов и поддержке бизнеса, которые будут обнародованы в скором будущем. 

Между умеренным скептицизмом и устойчивым пессимизмом

Пожалуй, самым ожидаемым событием недели предпринимательства стало объявление результатов 17-го этапа измерения Индекса делового оптимизма. В ходе исследования опросили 120 тыс. владельцев, руководителей бизнеса и ИП.

На фоне бодрых заявлений о необходимости вместе бороться с беспрецедентными санкционными вызовами, решать задачи по стабилизации экономики индекс делового оптимизма снизился с –0,19 до –0,23, на 0,04. Как отмечается в пресс-релизе РКП, состояние бизнеса это характеризует как переходное между «умеренным скептицизмом» и «устойчивым пессимизмом», т.е. между стратегией «выжидания» и стратегией «выживания».

Наиболее проблемными вопросами ведения бизнеса для белорусских предпринимателей являются дорогие кредитные ресурсы, неравенство форм собственности, избыточные административные процедуры, отсутствие стабильности в экономике, монополизм, высокие арендные ставки.

Респондентам был задан вопрос о влиянии на бизнес внешнего санкционного давления. На это 47,45% предпринимателей заявили, что санкции не оказали существенного влияния на деятельность их предприятий.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на [email protected]

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений