Белорусская (анти)утопия: рост вопреки всему. Правительство рассчитывает на выход в плюс в 2021 году
![](/upload/slam.image/iblock/32c/32804-s1hpql766fqy3oxwu07nk2kd7qsu57i4-100.jpg)
На минувшей неделе в правительстве обсудили проекты прогнозных документов на следующий год, а на открывшейся сессии парламента депутаты дали согласие на назначение Романа Головченко премьер-министром (он им является с начала июня). На встречах прозвучали заявления, которые формируют представление о том, как Совмин видит развитие экономики в краткосрочном периоде. Если кратко: все хорошо и «никуда не рухнем».
Премьер признал, что мировая экономика нестабильна, однако на этом фоне правительство закладывает в проект прогноза на 2021 год рост ВВП на 1,8%. При этом власти рассчитывают, что по итогам текущего года удастся не допустить падения экономики и выйти «в ноль» по сравнению с 2019-м.
«И это притом, что многие развитые страны планируют выйти на докризисные показатели только в 2022 году», – добавил Головченко.
Глава правительства признает неопределенность в части цен на конъюнктурные товары и динамики курсов валют, однако одновременно требует, чтобы «прогноз был максимально реалистичен с учетом ресурсных возможностей экономики, основан на точных внешних и внутренних условиях».
По его словам, ключевые параметры эффективности работы правительства должны отражать не процесс, а цель – повышение уровня и качества жизни населения. Поэтому нужно «не гнать любой ценой валовые показатели, а работать над снижением затрат, повышением производительности и другими качественными показателями». В связи с этим Головченко анонсировал установление новой системы показателей эффективности работы «вертикали власти».
Оптимизм vs реализм
Установка на уход от «соревнования» по валовым показателям озвучивалась не раз в прежние годы, и тем более она актуальна сейчас. Однако, на наш взгляд, она сама по себе входит в противоречие с планами быстрого восстановительного роста. Если, конечно, внешняя конъюнктура не развернется резко лицом к белорусской продукции. Возможности внутреннего спроса ограничены, а его искусственное раздувание чревато активизацией инфляционных и девальвационных процессов.
МВФ прогнозирует падение мировой экономики по итогам 2020 года в диапазоне до 5%. Падение ВВП ЕС ожидается более 8%, России – также до 5%. Прогнозы мировых финансовых институтов относительно Беларуси (МВФ, ЕАБР, ВБ) – от минус 3,5% до минус 6%.
За январь-август ВВП страны снизился на 1,3%. В последние месяцы темпы падения замедляются. Для того чтобы достичь уровня прошлого года, с сентября отставание в месяц нужно ликвидировать на 0,33 процентного пункта. Если, конечно, цифры в итоге не окажутся иными: Белстат провел вторую оценку ВВП, согласно которой во втором квартале он снизился на 3,3%.
Но нам не впервой планировать рост выше среднемировых темпов, в результате его не достигать, ссылаясь на «внешний шторм». Это обусловило постепенный переход к более осторожному и взвешенному планированию (как было в последние три года). Но потом звучит разгромная критика правительства со стороны Президента (к чему не привыкать) – и новый заход на траекторию несбыточных планов.
Судя по публичным заявлениям, рост планируется обеспечить за счет экспорта и иностранных инвестиций. При этом неясно, проводилась ли оценка влияния на инвестклимат событий после выборов в августе и учитываются ли Совмином, например, массовые эмиграционные устремления IT-сектора (он является лидером по положительному вкладу в ВВП).
Ни слова не было сказано о возможном реформировании экономики, хотя бы в части сглаживания системных дисбалансов. Известно, что сейчас готовится законопроект о госсекторе, но его содержание пока не раскрывается.
Отметим, Головченко также возмутился, что Нацбанк не включил в проекты документов целевые показатели по приросту требований банков к экономике, ставке рефинансирования, ставке по новым рублевым кредитам и курсу рубля к корзине валют. Но подобные показатели не включались в качестве целевых в основные направления денежно-кредитной политики уже на протяжении пяти лет.
Учимся жить в дефиците
Премьер-министр подчеркнул, что бюджет на 2021 год формируется в условиях ограниченности ресурсов, поскольку «это бюджет эпохи пандемии и беспрецедентного мирового кризиса, прямые потери от внешних факторов, на которые мы не можем влиять, оцениваются в 380 млн рублей».
Здесь важно понимать, что III квартал 2020 г. (а в перспективе – и весь год) отмечен антирекордами.
Запланированный еще до кризисных явлений дефицит республиканского бюджета перешел прогнозные рамки и за январь-август составил 1,5 млрд руб. При подготовке бюджета-2021 логично было бы вести речь, как минимум, о перераспределении расходов. Для этого можно было бы организовать широкое общественное обсуждение проекта бюджетного пакета или хотя бы подключить к этой работе деловое сообщество (бизнес-союзы об этом говорят около 5 лет).
По неофициальной же информации проект бюджета на следующий год при серьезном дефиците предполагает рост расходов по сравнению с 2020 годом, в первую очередь, на обеспечение безопасности (вооруженные силы и милицию).
Государственный долг (внешний и внутренний) с начала года вырос почти на треть – на 29,1%, и на 1 сентября составил 57,8 млрд руб. Внешний госдолг составил 17,7 млрд USD, увеличившись с начала года на 0,6 млрд, или на 3,6%. Внутренний госдолг по состоянию на 1 сентября составил 10,6 млрд руб., увеличившись с начала года на 1,8 млрд, или на 20,6%. Без пересмотра гарантийной политики по заимствованиям госсектора внутренний долг будет только расти.
На погашение госдолга, как сообщил премьер, в 2021 году будет направлено 4,9 млрд руб., в т.ч. на погашение внешнего госдолга – 4,2 млрд, внутреннего – 700 млн. Всего в следующем году Беларусь должна заплатить внешним кредиторам около 3,5 млрд USD. Вероятно, значительную часть обязательств нужно будет рефинансировать.
Пока немного ясности и по обещанному российскому кредиту в 1 млрд USD: Головченко заявил, что первую его часть (500 млн) власти рассчитывают получить «до конца года, если ничего не случится».
О негативных перспективах высокой долговой нагрузки Глава правительства высказался достаточно резко:
«Хочу сразу сказать о комментариях, которые часто звучат в определенных СМИ, что страна рухнет под долгами. Никто никуда не рухнет. Средства эти предусмотрены, страна своевременно, как и всегда, рассчитывается со всеми долговыми обязательствами без ущерба для выполнения социальных обязательств».
Также в белорусской банковской системе наблюдаются проблемы с ликвидностью, которые пока удается решить за счет привлечения заимствований у российских банков. Западное направление кредитования, к сожалению, может стать закрытым в свете введения санкций и ухудшения отношений официального Минска с ЕС и США.
В августе отток депозитов населения из банков составил почти 1 млрд руб. и более 620 млн USD. На этом фоне сворачивается новое кредитование физлиц, а золотовалютные резервы к сентябрю за месяц снизились почти на 1,4 млрд USD (на 15,8%) после роста в июле на 0,7%. Их актуальная величина – 7,46 млрд USD в эквиваленте.
Но возникновение дисбалансов в банковской системе на фоне общего кризиса в правительстве также объясняют внешними обстоятельствами и даже вмешательством. Головченко заявил, что давление на валютный и финансовый рынок было создано искусственно с помощью дезинформации. По его словам, это была «волна атаки с целью положить экономику», которая привела к возросшему спросу населения на валюту и оттоку депозитов.
Внешний локус контроля – так на языке психологии называется свойство или привычка описывать собственные успехи или неудачи преимущественно внешними факторами.
***
Беларусь сейчас находится в важной точке, за которой множество вариантов развития событий. Есть варианты реалистичные, основанные на необходимости признать наличие экономического и общественно-политического кризиса и искать возможности выхода из него.
И есть варианты отрицания действительности: живем, «как раньше», или пытаемся построить утопию с ростом экономики и благосостояния за счет некоего особого пути – на фоне страдающего то от конфликтов, то от вируса, то от противовирусного карантина мира. В условиях ограниченности ресурсов это может стать похоже, скорее, на антиутопию, чего очень бы не хотелось.
Динамика ВВП Беларуси
Динамика ВВП Беларуси |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
запланированная |
+0,3% |
+1,7% |
+3,5% |
+4% |
+2,8% |
достигнутая |
-2,6% |
+2,4% |
+3% |
+1,2% |
-1,3% (январь-август) |