$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Рейтинги

Беларусь в рейтинге Doing Business 2019: с новым багажом на старое место

06.11.2018

Наша страна вернула себе 37-е место в рейтинге Doing Business («Ведение бизнеса»), с которого мы опустились на одну ступеньку в прошлом году. При этом повода «бить в литавры» пока не видно, особенно если сравнить наши результаты с достижениями ближайших соседей, которые, за исключением Украины, не только ставят перед собой в этом заочном соревновании иные цели, но и добиваются в нем совсем других результатов.

А между тем, после впечатляющего скачка в позапрошлом году, когда мы впервые вошли в 40 лучших стран по условиям ведения бизнеса, поднявшись то ли на 7 (если смотреть первоначальный вариант рейтинга, где у нас было 44-е место), то ли сразу на 13 (если брать уточненные данные, согласно которым нас опустили на 6 строчек), власти всерьез озаботились улучшением рейтинговых позиций Беларуси. Причем настолько, что реализация плана действий по такому улучшению значится даже в программе социально-экономического развития нашей страны на текущую пятилетку, где эта цель сформулирована как «вхождение в число 30 стран с наиболее благоприятными условиями для ведения бизнеса».

На сайте Минэкономики есть целый раздел «Беларусь в рейтинге «Ведение бизнеса», в котором можно найти и текущие результаты нашей страны в этом рейтинге по каждому из показателей, учитываемых его составителями (правда, данные по­следнего доклада в него пока не включены), и план действий по улуч­шению рейтинговых позиций, и даже перечень реформ, которые мы должны были реализовать в период с 1 июня 2017 г. до 1 июня 2018 г. (считалось, что именно этот отрезок времени будет взят в расчет, хотя это не совсем так). Правда, забегая вперед, скажем, что на этот раз нам «засчитали» только две реформы из пяти, указанных в данном перечне, в результате осуществления которых были упрощены процедуры:

1) создания предприятий исключена обязанность приобретения и регистрации книги учета проверок в начале деятельности;

2) получения разрешений на строи­тельство предоставлена возможность получения технических условий, используя сервис «одно окно».

Но все-таки изменений хватило, чтобы отвоевать упущенные в прош­лом году позиции.

Что не так с реформами

Отметим, что доклад «Ведение бизнеса 2019: Тренинг и реформы» является уже 16-м выпуском ежегодного издания Всемирного банка (ВБ), в котором приведена комплексная оценка норм законодательства, как способствующих расширению пред­принимательской деятельности, так и ограничивающих ее. В последнем исследовании его авторы сопоставили данные для 190 стран, используя количественные показатели, которые позволяют оценить уровень благоприятности для ведения бизнеса правовых норм, применяемых в том или ином государстве в отношении частных предприятий по 11 областям их жизненного цикла.

В этом году, как и в прошлом, десять из них, за исключением показателя «Регулирование рынка труда», вошли в совокупный рейтинг благоприятности условий ведения бизнеса. Казалось бы, с учетом изменений в законодательстве и правоприменительной практике, которые произошли за последнее время в нашей стране, его значение для Беларуси должно вырасти, причем значительно. Однако мы смогли добиться лишь едва заметного (на 0,72%) улучшения, получив от составителей 75,77 баллов после 75,05 в прошлом году.

Объяснить этот факт достаточно просто. Исследование Doing Business 2019 охватило период с 1 июля 2017 г. по 1 мая 2018 г. При этом из-за особенностей методологии ряд мер по улучшению бизнес-климата, реализованных в конце 2017 года и в текущем году в рамках принятого Президентом Беларуси «либерализационного пакета», в нем вообще не был отражен. Дело в том, что в отчетах учитываются лишь те реформы, которые не только были реализованы в исследуемый период, но и их использование на практике подтвердило большинство опрошенных респондентов.

Однако, скорее всего, усилия вла­стей в данной сфере даром не пропадут – они должны быть засчитаны нам в следующих выпусках доклада. Будем надеяться, что после этого наши позиции в этом престижном рейтинге существенно улучшатся.

А как дела у соседей?

Отметим, что у большинства наших географических соседей положение в рейтинге Doing Business 2019 гораздо лучше, чем у нас. Так, Литва оказалась в нем на 14-м месте, поднявшись с 16-го в прошлогоднем рейтинге, Латвия – на 19-м после 18-го, Россия – на 31-м после 35-го (в шаге от «заветной» для нас тридцатки, но очень далеко от озвученной россиянами цели – 20 лучших), а Польша – на 33-м, опустившись на него с 27-го. И лишь Украина позволила нам в определенной степени «сохранить лицо», поднявшись лишь на 71-ю позицию (76-я в прошлом году).

Несколько лучше мы выглядим, если сравнивать только страны – члены ЕАЭС. Здесь мы оказались ровно посередине, пропустив вперед Казахстан (28-е место, плюс 8 позиций по сравнению с прошлым годом) и Россию, но обогнав Армению (41-е, +6) и Кыргызстан (70-е, +7). Однако темпы, которыми две последние страны улучшают свое положение в рейтинге, не позволяют нам расслабляться.

Среди оставшихся стран, ранее входивших в СССР на правах республик, назовем Грузию, уверенно обосновавшуюся в первой десятке рейтинга на 6-м месте (9-е в прошлом году), Эстонию (16-е, минус 4 позиции), Азербайджан (25-е, скачок сразу на 32 позиции с 57-го места), Молдову (47-е, -3), Узбекистан (76-е, -2) и Таджикистан (126-е, -3). Туркменистан, как и в прошлые годы, в исследование не попал, говорить об условиях ведения бизнеса в этом местами еще средневековом государстве никому не приходит в голову.

Что касается абсолютных лидеров рейтинга, то его уже третий год подряд возглавляет Новая Зеландия. За ней следуют Сингапур, Дания, Гонконг, Южная Корея, Грузия, Норвегия, США, Великобритания и Македония. При этом первая пятерка за год не изменилась, остальные страны поменялись местами, а Македония совершенно неожиданно вытеснила из десятки Швецию.

Отметим, что развитые страны своим местам в рейтинге Doing Business особого внимания не уделяют, в отличие от многих остальных. Хотя и наши власти, узнав результаты исследования, постарались «не подавать вида», заявив на сайте Минэкономики, что целью проводимых правительством нашей страны реформ по улучшению бизнес-климата «является не «гонка» за местами в рейтинге, а рост инвестиционной активности со стороны малых и средних предприятий по всем регионам, увеличение инвестиционной при­влекательности белорусской экономики».

Разложим «по полочкам»

Посмотрим, по каким показателям, составляющим сводный рейтинг, у нас все хорошо, а какие позиции нужно «подтянуть».

Как и все последние годы, мы в числе лидеров в номинации «Регистрация собственности», где наша страна уже третий год сохраняет за собой 5-е место. В настоящее время задачу по попаданию в первую тридцатку стран мира с наилучшими условиями ведения бизнеса мы успешно выполняем по следующим показателям:

– «Регистрация предприятий» (29-е место, плюс 1 позиция по сравнению с прошлым годом);

– «Подключение к системе электроснабжения» (20-е место, +5 позиций);

– «Международная торговля» (25-е место, +5 позиций);

– «Обеспечение исполнения контрактов» (29-е место, потеряли сразу 5 мест).

Улучшена оценка Беларуси по показателю «Получение кредитов» (85-е место, +5 пунктов).

В то же время не все ладно у нас с номинациями «Защита миноритарных инвесторов» (51-е место), где мы рухнули сразу на 11 позиций, и «Разрешение неплатежеспособности» (72-е место, -4 позиции).

Не порадовала и ключевая номинация «Налогообложение», где мы потеряли сразу три места и едва не «вывалились» за первую сотню (99-е место).

Что-то не совсем понятное произошло в рейтинге с показателем «Получение разрешений на строительство». В прошлогоднем выпуске у нас по нему было вполне приличное 22-е место. Причем специалисты ВБ именно в этой номинации засчитали нам одну из двух проведенных и подтвержденных независимыми экс­пертами реформ. Казалось бы, следует ждать улучшения и по этой позиции, однако вместо этого мы наблюдаем совершенно неожиданное падение сразу на 24 ступеньки и 46-е место.

Возможно, здесь произошла какая-то чисто техническая ошибка. Кстати, специалисты Минэкономики никак не стали комментировать этот показатель (может быть, им что-то известно?), хотя ко всем остальным свое отношение они высказали. Правда, те позиции, где положение ухудшилось, удостоились лишь слов, что «эти сферы деятельности требуют совершенствования».

* * *

Все последние годы власти и независимые эксперты, ознакомившись с очередным докладом ВБ, занимаются своеобразным «перетягиванием рейтингового каната». Когда позиции Беларуси в нем ухудшаются, привычно слышать от первых о несовершенстве рейтинговой методики и политизированности его составителей, а от вторых – критику властей за недостаточное усердие в исправлении ситуации. При этом кто-нибудь из чиновников обязательно вспоминает про Китай, который, несмотря на все свои экономические успехи, оказывается далеко от первых строчек рейтинга.

Если же позиция нашей страны в Doing Business улучшалась, то несовершенная методика и политизированность куда-то исчезали, а рейтинг становился для властей чуть ли ни «образцом» исследования. Зато тут уже независимые аналитики припоминали составителям рейтинга и часто меняющуюся методику, и тот же Китай (сейчас, кстати, он оказался в конце четвертого десятка). Интересно, что мы услышим на этот раз, когда результат «половинчатый».

Но каждый год в конце октября и те и другие, как, впрочем, и «широкая публика», с нетерпением ждут выхода в свет очередного исследования Всемирного банка – как-никак, это до­статочно объективный взгляд на нашу экономику со стороны.

Автор публикации: Александр ГАНАГО