Беларусь и Китай – самые значимые партнеры для российского малого бизнеса

Все больше российских предпринимателей хотят вести бизнес с Беларусью. По значимости наша страна находится на втором месте после Китая, показало исследование, проведенное российскими Сбербанком, Минэкономразвития и Фондом общественного мнения (ФОМ).
Фонд общественного мнения – организация, занимающаяся социологическим исследованиями в РФ, провела опрос среди предпринимателей в России на тему международного сотрудничества, чтобы узнать, насколько им интересно развивать бизнес с поставщиками, покупателями или партнерами из других стран.
Выяснилось, что большая часть бизнесменов (62%) заинтересована в развитии существующих связей, а каждый третий российский предприниматель уже взаимодействует с контрагентами из других стран.
По результатам опроса, все больше российских предпринимателей уже сотрудничают и хотят расширить контакты (21% опрошенных) или начать (41%) работать с контрагентами из других стран. Только 4% опрошенных уже взаимодействуют и не хотят расширения сотрудничества.
Основные страны, с контрагентами которых сотрудничает российский малый бизнес, – это Китай (59% предпринимателей, которые уже сотрудничают с другими странами, или 15% всех опрошенных), Беларусь (31% и 8% соответственно), Казахстан (29% и 8%), Турция (22% и 6%) и Индия (10% и 3%).
При этом наиболее привлекательными странами для российских предпринимателей продолжают оставаться Китай и Беларусь. С Китаем хотят начать или расширить сотрудничество 56% опрошенных, с Беларусью – 45%.
Интересно, что расширять существующие связи больше всего хотели бы предприниматели из российских городов с населением в 500 тыс. жителей и более (25%), в малых же городах бизнесмены чаще проявляют высокую заинтересованность (49%) к началу такого сотрудничества и не имеют существенных связей.
Организаторы исследования делают вывод: потенциал развития у малого бизнеса в международном взаимодействии весьма высок, и больше всего преимуществ от развития могут получить предприниматели из малых городов. Улучшение условий для такого взаимодействия стало задачей для Сбербанка РФ и ответственных ведомств.
Для потенциальных контрагентов интерес российского бизнеса можно считать удачей – это означает для них рост товарооборота, а значит – прибыли.
Основной вид сотрудничества у российского бизнеса с Китаем и Беларусью – торговля. Пустоты на российском рынке уже заполнили китайские товары – в первую очередь, техника, запчасти, продукты питания, бытовые чистящие средства, «умные товары», одежда, обувь и т.д. И основную роль здесь сыграл именно малый и средний бизнес.
В Беларуси российских предпринимателей интересует развитие туризма, мебель, постельное белье, матрасы, одежда и трикотаж, лен, древесина и изделия из нее, мясо, продукты питания и др. Преимуществами работы с Беларусью они видят отсутствие языковых барьеров, минимум затрат на дорогу, знание страны. Эти же факторы становятся препятствием для работы с Китаем, и могут учитываться белорусскими продавцами как преимущества для развития бизнеса.