Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №52(2746) от 16.07.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1959
EUR:
3.4876
RUB:
3.6348
Золото:
247.31
Серебро:
3.16
Платина:
101.93
Палладий:
99.36
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Беда – сломался рекламный щит: бухучет и налоги

Фото: Алексей САЙКО, vk.com/ilovepublicbrest

На примере ситуации, когда в результате стихийного бедствия вышел из строя и не подлежит восстановлению рекламный щит, рассмотрим, как правильно отразить в бухгалтерском и налоговом учете остаточную стоимость выбывающего основного средства (ОС), работы по его разбору, а также стоимость оприходованных материалов.

В соответствии с терминологией, приведенной в Законе от 05.05.1998 № 141-З «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Закон № 141-З), стихийное бедствие определяется как чрезвычайная ситуация (абз. 2 ст. 1 Закона № 141-З).

Один из признаков чрезвычайной ситуации – причинение экономического ущерба (подп. 7.2 п. 7 Ин­струкции о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утв. постановлением МЧС от 19.02.2003 № 17, далее – Инструкция № 17). А в соответствии с Законом от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон № 57-З) чрезвычайная ситуация является основанием для обязательного проведения инвентаризации активов и обязательств организации (абз. 6 п. 2 ст. 13 Закона № 57-З).

Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организаций, ведущих в соответствии с законодательством бухгалтерский учет, оформления результатов инвентаризации и отражения их в бухучете установлен Инструкцией по инвентаризации активов и обязательств, утв. постановлением Минфина от 30.11.2007 № 180 (далее – Инструкция № 180).

По выявленному в результате инвентаризации ис­порченному имуществу составляется отдельная опись с указанием причин, приведших это имущество к непригодности, а само имущество размещается обособленно (п. 25 Инструкции № 180). Порча имущества указывается в ведомости результатов, выявленных инвентаризацией (приложение 4 к Инструкции № 180).

Выявленная порча списывается на основании акта или иного первичного учетного документа, форма которого разрабатывается организацией самостоятельно и утверждается учетной политикой (ст. 10 Закона № 57-З, п. 56 Инструкции № 180), к которым прилагается заключение органа МЧС (п.п. 22, 23 Инструкции № 17).

В п. 2 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утв. постановлением Минфина от 30.09.2011 № 102 (далее – Инструкция № 102), приведено следующее определение: инвестиционная деятельность – деятельность организации по приобретению и созданию, реализации и прочему выбытию основных средств, нематериальных активов, доходных вложений в материальные активы, вложений в долгосрочные активы, оборудования к установке, строительных материалов у заказчика, застройщика, осуществлению (представлению) и реализации (погашению) финансовых вложений, если указанная деятельность не относится к текущей деятельности согласно учетной политике организации.

Пунктом 5 Инструкции № 102 установлено, что доходы и расходы в зависимости от их характера, условия осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на:

– доходы и расходы по текущей деятельности;

– доходы и расходы по инвестиционной деятельности;

– доходы и расходы по финансовой деятельности.

При этом в состав доходов и расходов по инвестиционной деятельности, учитываемых на сч. 91 «Прочие доходы и расходы», включаются в т.ч. доходы и расходы, связанные с реализацией и прочим выбытием инвестиционных активов, прочие доходы и расходы по инвестиционной деятельности (п. 14 Ин­струкции № 102).

Пунктом 28 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утв. постановлением Минфина от 30.04.2012 № 26 (далее – Инструкция № 26), установлено, что списание ОС с бухучета оформляется актом о списании имущества. Примерная форма данного акта для организаций республиканской формы собственности установлена приложением к постановлению Минфина от 12.03.2012 № 15 «Об утверждении примерной формы акта о списании имущества».

Прочие организации имеют право применить указанную форму акта списания либо разработать с учетом требований ст. 10 Закона № 57-З форму указанного акта самостоятельно.

При этом принятая или разработанная форма акта должна быть включена в перечень первичных документов, используемых организацией, и приложена к ее положению по учетной политике (абз. 4 п. 4 ст. 9 Закона № 57-З).

При выбытии ОС накопленные по ним за весь период эксплуатации суммы амортизации и обесценения отражаются по дебету сч. 02 «Амортизация основных средств» и кредиту сч. 01 «Основные средства». Остаточная стоимость выбывающих основных средств отражается по дебету сч. 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту сч. 01, если иное не установлено законодательством.

Расходы, связанные с выбытием основных средств, отражаются по дебету сч. 91 и кредиту сч.сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.

Стоимость материалов, полученных при выбытии основных средств, отражается по дебету сч. 10 «Материалы» и кредиту сч. 91. Сумма числящегося по выбывающим ОС добавочного фонда, образовавшегося в результате ранее проведенных переоценок данных ОС, отражается по дебету сч. 83 «Добавочный капитал» и кредиту сч. 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» (п. 30 Инструкции № 26).

В соответствии с п. 44 Инструкции по бухгалтерскому учету запасов, утв. постановлением Минфина от 12.11.2010 № 133 (далее – Инструкция № 133), фактическая себестоимость материалов, поступивших на склад от бракованных изделий и возвратных отходов производства, от ремонта объектов ОС, от списания и прочего выбытия ОС, определяется по чистой стоимости реализации, если такие материалы предназначены для реализации, или по ценам возможного их использования и в бухучете отражается по дебету сч. 10 «Материалы» и кредиту счетов затрат на производство или финансовых результатов.

Материалы подлежат вовлечению в оборот как вторичные ресурсы (к примеру, металлолом) и, по мнению автора, должны быть отражены по дебету субсч. 10-6 «Прочие материалы» (ч. 9 п. 16 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утв. постановлением Минфина от 29.06.2011 № 50).

Хозяйственные операции по выбытию рекламного щита, не пригодного для дальнейшей эксплуатации, рекомендуем отражать в следующем порядке:

Содержание операции

Дебет счета

Кредит счета

Отражена сумма амортизации по рекламному щиту, накопленная за весь период его эксплуатации

02

01

Списана остаточная стоимость рекламного щита

91-4

01

Отражена сумма числящегося добавочного фонда, образовавшегося в результате ранее проведенных переоценок рекламного щита

83

84

Отражено оприходование отходов от списания рекламного щита, подлежащих вовлечению во вторичный оборот (металлолом)

10-6

91-1

Отражены расходы, связанные с ликвидацией рекламного щита

91-4

60 (70, 69, 76 и др.)

Расходы по ликвидации, списанию ОС, выводимых из эксплуатации (включая суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации, расходы на демонтаж, разборку, вывоз демонтированного, разобранного имущества), для целей налогового учета включаются во внереализационные расходы (подп. 3.16 п. 3 ст. 129 Налогового кодекса, далее – НК).

Внереализационные расходы определяются на основании документов бухучета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета) с учетом положений ст. 3012 НК. При этом дата отражения расходов определяется плательщиком на дату их признания в бухучете, если иное не определено в п. 3 ст. 129 НК (п. 2 ст. 129 НК).

Доходы в виде стоимости материалов, полученные при ликвидации ОС, включаются во внереализационные доходы в соответствии с подп. 3.20 п. 3 ст. 128 НК.

Внереализационные доходы определяются на основании документов бухгалтерского и налогового учета с учетом положений ст. 301 НК. Дата отражения внереализационных доходов определяется плательщиком на дату признания доходов в бухучете, а в отношении доходов, по которым в п. 3 ст. 128 НК указана дата их отражения, – на дату, указанную в п. 3 ст. 128 НК (п. 2 ст. 128 НК).

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений