Консультации
07.05.2002 15 мин на чтение
мин
Базисные условия поставки или "франко-цены"
Термин "базисные условия поставки" в торговле в пределах страны не употребляется. Внутри республики все же применяются методы формирования себестоимости и цен в зависимости от расходов...
Термин "базисные условия поставки" в торговле в пределах страны не употребляется. Внутри республики все же применяются методы формирования себестоимости и цен в зависимости от расходов, которые несет поставщик по доставке товаров потребителю. Например, цена "франко-завод" означает, что все транспортно-заготовительные расходы несет покупатель от завода-поставщика до склада покупателя.
Эти затраты весьма разнообразны и составляют иногда 40-50% цены товара. Они могут включать:
подготовку товара к отгрузке (проверка качества и количества, отбор проб, упаковка);
погрузку на перевозочные средства внутреннего перевозчика (водным, железнодорожным, автомобильным, авиационным и другими видами транспорта);
перевозку от пункта отправления до основных транспортных средств и погрузку на них;
стоимость перевозки международным транспортом;
страхование груза в пути при морских перевозках;
расходы на хранение товара в пути, перегрузке и перетарке;
выгрузку в пункте назначения;
доставку от пункта назначения на склад покупателя;
оплату таможенных пошлин, налогов и сборов при переходе таможенной границы.
Эти условия называются базисными, потому что они устанавливают базис цены товара, оказывают влияние на ее уровень, определяют дату перехода риска гибели или порчи товара и права собственности от продавца к покупателю. Эти условия вырабатываются международной торговой практикой. Они упростили и до некоторой степени стандартизировали экспортные и импортные операции. На них должны основываться и методы построения оптовых и розничных цен внутри страны.
Толкование коммерческих терминов, связанных с "франко-ценами" осуществляется в соответствии с Инкотермс 2000.
Остановимся на некоторых из вышеприведенных базисных условий поставки с учетом потребностей внутреннего отечественного рынка подробнее.
ЕХW (Ех wоrks). "С завода" (с предприятия, с рудника, со склада), т. е. "франко-завод" или "франко-склад поставщика".
В данном случае, как и при формировании цен внутри страны, продавец не несет обязанностей по транспортировке товара. Он должен предоставить товар в распоряжение покупателя в срок и в месте, обозначенном в договоре, для погрузки на предоставленные покупателем перевозочные средства. Покупатель несет все риски, и расходы, возникающие с момента предоставления товара в его распоряжение на складе продавца в срок, предусмотренный договором купли-продажи, и при условии, что товар был должным образом индивидуализирован, т.е. обозначен как являющийся предметом данного контракта.
Часто по цене "франко-завод" отгружают стройматериалы независимо от перевозок внутри города или между городами, в том числе и на экспорт.
По цене "франко-завод" или "франко-склад поставщика" рекомендуют формировать стоимость товаров органы ценообразования Республики Беларусь при одногородних поставках. В соответствии с п. 2.2 Положения о порядке формирования и применения цен и тарифов от 22.04.99г. N 43 в редакции постановления Минэкономики от 2001-12-12г. N 201 отпускные цены (тарифы) при одногородних поставках формируются на условиях франко-склад изготовителя, а при иногородних -- франко-отправления или франко-назначения. При получении товаров от иногородних поставщиков по отпускным ценам, сформированным на условиях франко-отправления, торгующие субъекты хозяйствования имеют право увеличить их на сумму транспортных расходов на доставку до пункта назначения, указанного в договоре (если не установлен иной порядок). При самовывозе по отпускным ценам, установленным на условиях "франко-назначения" покупателю возмещаются транспортные расходы, включенные в цену. В товарно-транспортных (товарных) накладных цена указывается с обязательным отражением франкировки.
Вместе с тем цена, сформированная таким образом, не всегда оправдана для продавца. Например, многие поставщики продуктов питания, других товаров повседневного спроса при внутригородских поставках в торговую сеть несут большие транспортно-сбытовые расходы за свой счет. В этих случаях более приемлемо формирование отпускной цены не на условиях "франко-завод", а на основании абзаца 3 п.2.5 Положения, которым установлено, что предприятия-изготовители имеют право согласовывать с покупателями конечные розничные цены, сформированные в соответствии с Положением, с предоставлением в пользу последних торговых скидок в размерах, не превышающих установленных предельных уровней торговых надбавок. Такой подход выгоден как продавцам-изготовителям, так и предприятиям розничной торговли. Это применимо и при поставках товаров на небольшие расстояния между городами республики. Однако в последнем случае иногда эффективнее формировать цену на условиях "франко-вагон".
FОR (Frее оn rаil / Frее оn truсk). "Свободно в вагоне или на платформе" или "франко-вагон". Это условие применяется при железнодорожных перевозках. При отправке товара, достаточного по количеству для загрузки целого вагона, продавец обязан своевременно заказать вагон (платформу), отвечающий требованиям перевозки, погрузить в него товар за свой счет в установленный срок, известить покупателя о том, когда товар был погружен, и представить ему дубликат железнодорожной накладной.
Покупатель несет все расходы по перевозке и все риски, которым может подвергаться товар с момента передачи железной дороге груженого вагона.
Если товара недостаточно для полной загрузки вагона, продавец обязан передать груз в согласованный срок железной дороге на станции отправления или в распоряжение экспедитора, назначенного покупателем. Экспедитор (либо перевозчик) за услуги по подборке грузов взимает дополнительную к провозной плате сумму. Риск случайной гибели товара при этом и право собственности переходит на покупателя с момента передачи товара железной дороге или экспедитору.
Цены "франко-вагон" или "франко-станция отправления" являются самыми распространенными в нашей республике.
FОА (Frее оn bоаrd Аirроrt). "Свободно в аэропорту" или "ФОБ -- аэропорт"
В тех случаях, когда продавец заключает договор перевозки с воздушным перевозчиком от своего имени (что на практике он обычно и делает), он становится одной из сторон по договору перевозки.
Право собственности и риск случайной гибели или порчи товара переходит на покупателя с момента передачи товара перевозчику в аэропорту отправления.
DСР (Frеight / Саrriаgе раid tо:,). "Фрахт/провозная плата оплачена до:". Это условие применимо к любым видам транспорта. Перевозчиком может быть автопредприятие, железная дорога, авиакомпания, судоходная компания, а также посредник -- транспортный оператор, осуществляющий смешанную или паромную перевозку, или транспортно-экспедиторская фирма. По этому условию продавец обязан:
заключить за свой счет договор перевозки до согласованного пункта в месте назначения и оплатить его;
передать товар первому перевозчику на его грузовом терминале (складе) и получить расписку о принятии груза. Она содержит условия договора перевозки, но не является товарораспорядительным документом;
предоставить покупателю транспортный документ (коносамент, накладную или расписку), выданный перевозчиком.
Покупатель обязан:
своевременно указать выбранный им пункт назначения;
нести риски в процессе транспортировки от указанного пункта назначения.
Этот вид "франко-цены" по методам формирования очень похож на цену "франко-перевозчик" и "СИП".
СIР (Frеight / Саrriаgе аnd Insurаnсе раid tо:). "Фрахт / провозная плата и страхование оплачены до:" -- СИП. По этому условию продавец обязан оплатить стоимость перевозки до поименованного пункта назначения (заключить договор), застраховать товар (оплатить страховую премию) и выписать страховой полис на имя покупателя. Он должен передать первому перевозчику товар, а покупателю -- обычный транспортный документ (при морских перевозках бортовой коносамент). Покупатель обязан своевременно назвать пункт назначения и нести расходы и риски в процессе транспортировки товара от указанного в договоре пункта назначения до своего склада.
DАF (Dеlivеrеd аt frоntiеr). "Поставлено на границе", "свободно на границе" или "франко-граница".
Предполагается поставка на границу двух стран с указанием конкретного пункта. Применяется обычно при перевозках по железной дороге или автодорожным транспортом, когда транспортный процесс прерывается.
Продавец обязан:
предоставить товар в распоряжение покупателя в поименованном пункте поставки на границе в срок, оговоренный в договоре (до таможенной границы);
передать покупателю обычный транспортный документ, складской варрант деливери -- ордер, обеспечивающий посредством индоссамента передачу товара покупателю.
Транспортный документ может быть сквозным, т.е. на весь путь следования груза -- от пункта отправления до пункта назначения, названного покупателем.
При прекращении транспортировки на границе продавец обязан оплатить обычные расходы по разгрузке и предоставить в распоряжение покупателя документы, необходимые для получения им груза на границе. Если же продавец по просьбе покупателя (за его счет и риск) предоставляет транспортный документ (сквозной), то покупатель по этому условию обязан:
принять товар в поименованном месте поставки на границе и нести ответственность и расходы за все последующие перемещения;
за свой счет выполнить все таможенные и иные формальности;
нести расходы по выгрузке товара после его доставки в поименованный пункт на границе.
Риск случайной гибели или порчи товара и право собственности на него переходит к покупателю в момент передачи товара в его распоряжение в поименованном пункте поставки на границе.
При внешнеторговых поставках цены "франко-граница" применяются нашими резидентами очень часто.
DDР (Dеlivеrеd dutу раid). "Поставлено с оплатой пошлины" или "франко-склад покупателя" Это условие применяется для всех видов транспорта. Оно включает максимальные обязанности продавца. По этому условию продавец обязан:
предоставить товар в распоряжение покупателя в поименованном месте назначения в стране ввоза в срок, обусловленный в договоре, и передать покупателю документ, чтобы он мог принять товар (транспортное или складское свидетельство);
предоставить лицензию или разрешение на импорт и нести расходы по уплате импортных пошлин или налогов, подлежащих оплате в месте назначения на момент ввоза товара;
предоставить в распоряжение покупателя товар, с оплаченной пошлиной в указанном месте назначения.
Продавец обязан за свой риск и за свой счет заключить договор перевозки и нести все транспортные расходы до пункта назначения. Он имеет право использовать свои собственные транспортные средства.
Обычно это условие применяется к доставке товара на склад покупателя. Тогда оно именуется, как "франко-склад покупателя" и предусматривает оплату продавцом всех расходов по доставке и импортных пошлин, которые взимаются при ввозе в страну покупателя. Покупатель при этом условии оплачивает товар. Риск случайной гибели или повреждения товара переходит с продавца на покупателя в момент прибытия товара в адрес грузополучателя (на склад). Это условие является лучшим для покупателя. Оно встречается в практике международной торговли сравнительно редко, в основном в условиях неблагоприятной для продавца конъюнктуры и при поставках в развивающиеся страны, особенно в те, портовое хозяйство которых развито слабо. Внутри страны цены "франко-склад покупателя" используются довольно часто, особенно по доставке скоропортящихся товаров и при развозной мелкооптовой торговле.
В Инкотермс используется еще ряд базисных условий поставок: "Свободно вдоль борта судна" или "ФАС" (Frее аlоngsidе shiр, FАS); "Свободно на борту судна" или "ФОБ" (Frее оn bоаrd, FОВ); "Стоимость и фрахт" или "КФР" (Соst аnd Frеight, СFR); "Стоимость и фрахт" или "КФР" (Соst аnd Frеight, СFR); "Стоимость, страхование, фрахт" или "СИФ" (Соst, Insurаnсе, Frеight, СIF); "С судна" или "франко-порт назначения" (Ех shiр, ЕХS); "С пристани" или "франко-набережная в порту назначения" (Ех quау, ЕХQ). В белорусской торговой практике они применяются редко, так как предназначены для морских перевозок.