Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Бизнес-союзы
08.08.2017 5 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Барьер за барьером: проблемы аттестации и сертификации в строительстве

Оценка характера проблем в строительной отрасли и способов их решения у бизнеса и Минстройархитектуры различается, заявил на пресс-конференции 1 августа начальник юридического отдела ОО «Минский столичный союз предпринимателей и работодателей» Вадим БОРОДУЛЯ.

Еще в апреле МССПиР направили в министерство и Администрацию Президента письмо с предложением сократить количество административных процедур в сфере строительства. Администрации направила эти предложения в правительство для дополнительного изучения и возможного учета при доработке проекта декрета «О развитии предпринимательства и ис­ключении излишних требований, предъявляемых к бизнесу». Но в Минстройархитектуры считают, что все установленные процедуры остро необходимы и без них республику ждет вал некачественного долгостроя. К тому же эти процедуры развиваются, а некоторые из них переводятся в современный электронный фор­мат. По мнению чиновников, собирать документы для получения разрешений, аттестатов и сертификатов теперь легко, быстро и недорого.

Но в МССПиР считают иначе. В. Бородуля предложил задуматься, не стало ли «новопридуманных» процедур больше, чем в прошлом; чем плохи прежние и существующие сейчас системы обучения кадров, контроля качества и техники безопасности? Зачем к ним прибавлять новые и за большие деньги? Сейчас бизнесмены-строители с ностальгией вспоминают систему лицензирования видов строительной деятельности, существовавшую в 90-е годы, когда лицензии выдавались в зависимости от класса сложности объектов. Теперь вместо отмененного лицензирования существуют дорогостоящие, во многом дублирующие друг друга аттестация предприятий, сертификация соответствия на виды строительных работ и системы менеджмента качества работ (СТБ ИСО 9001), получение свидетельств о технической ком­петенции по видам строительных работ, а в придачу внедрение системы управления охраной труда (СУОТ). Множество нареканий у частных строительных ком­паний вызывает обязательная аттестация специалистов – мастеров, главных инженеров. Тот факт, что она проводится в одной специально созданной организации, выглядит, по мнению экспертов МССПиР, откровенным вымогательством: нужно отдельно платить за прохождение курсов, получение билетов для экзаменов и сдачу самих экзаменов. В союзе считают, что обязательную аттестацию специалистов вполне можно было бы отменить, основные процедуры объединить в одну, а заодно наделить правом выдачи единого разрешения все организации, выдающие в настоящее время отдельные документы. Кроме того, все предварительные документы мож­но было бы позволить свободно скачивать из интернета без визирования в раз­личных организациях. Тогда для получения всех разрешительных документов или одного единого было бы достаточно всего од­ного документа – сведений об организации. Да и получение этого единого разрешительного документа можно было бы сделать бесплатным.

Если все эти предложения не устраивают чиновников, то у бизнесменов возникают опасения, что бюрократическое творчество не остановится на достигнутом. Пред­приниматели горько шутят, что осталось только ввести плату за слово «строительное» в названии пред­приятий, аттестацию и сер­тификацию всех инженерно-технических работников и обязательные отчисления в какой-нибудь красиво названный отраслевой внебюджетный фонд в размере 2–4% от объема строительных работ.

Теперь МССПиР призывает правительство сократить и упростить порядок доступа на рынок строительных организаций. Это особенно актуально для малых пред­приятий, у которых расходы на сбор документов и прохождение всех инстанций отнимают не­пропорционально много времени и средств – особенно по сравнению с крупными стройтрестами. По оценкам членов союза, толь­ко на подборку и подготовку необходимых документов требуется не менее 150 человеко-дней, минимальные за­траты на получение документов всего на 4–5 из более чем сотни видов работ превышают 7–9 тыс. BYN. В результате такие административно-организа­ционные расходы выросли после отмены лицензирования в сотни раз.

Но предпринимателям стоит быть осторожнее в своих желаниях. Ведь обещания исключить излишние требования, предъявляемые к бизнесу, могут означать лишь замену одних требований другими – которые чиновники не станут считать излишними.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by