Барьер на пути ценовых сговоров:— МАРТ получил новые полномочия
Новая редакция закона «О противодействии монополистической деятельности и развития конкуренции» призвана существенно изменить отношения в отечественной экономике. О том, какие новшества ждут бизнес с 3 августа, когда обновленный закон вступит в силу, разъяснили специалисты МАРТ на пресс-конференции.
ПРЕЖДЕ всего, расширяется сфера применения закона. Его нормы теперь касаются не только коммерческих компаний, но и некоммерческих организаций, а также физических лиц. Таким образом, в поле зрения антимонопольных органов окажутся все, кто может как-либо координировать деятельность предприятий и препятствовать доступу поставщиков на рынок.
С учетом правоприменительной практики порог признания организаций занимающими доминирующее положение снижен с 54 до 50% доли рынка для не более чем трех субъектов, рассказала начальник отдела методологии антимонопольного регулирования и конкуренции МАРТ Ольга Королькова. В министерстве полагают, что это позволит эффективнее пресекать злоупотребления положением на рынке.
Как и ранее, не будет признаваться занимающим доминирующее положение субъект, если его доля на товарном рынке составляет менее 15%, а для 5 хозяйствующих субъектов установлен 70-процентный порог. Вводится перечень действий, которые отнесены к экономической концентрации и которые таковой не считаются.
Кроме того, МАРТ будет контролировать сделки не только с акциями, но и с иным имуществом. Причем пороговые значения балансовой стоимости активов, при которой требуется предварительно получать согласие антимонопольного органа на экономическую концентрацию, увеличены со 100 тыс. базовых величин до 200 тыс., а выручки – с 200 тыс. до 400 тыс. базовых величин. Согласие антимонопольного органа не потребуется, если в компаниях, осуществляющих экономическую концентрацию, одним и тем же лицам принадлежат больше 50% акций (долей) или собственником имущества «концентрируемых» унитарных предприятий является одно и то же лицо. Однако в таких случаях по-прежнему придется в месячный срок уведомить МАРТ об экономической концентрации.
В НОВОЙ редакции Закона закреплены два метода установления фактов монопольно высоких и монопольно низких цен. Первый – метод сопоставимых рынков, при котором сравнивается цена доминирующего субъекта с ценами на аналогичные товары, а второй – затратный, когда сравнивается цена товара доминанта с оправданными расходами на его производство и реализацию. Кроме того, появятся барьеры против диктата покупателей.
Законом вводятся понятия монопсонического положения и монопсонически низких цен закупки товара. Первое характеризуется наличием на рынке одного либо нескольких покупателей, которые за счет своего положения могут диктовать условия, в т.ч. цену приобретения товара у продавцов. На монопсониста, т.е. монопольного покупателя, распространяются те же требования и запреты, что и на субъекта, занимающего доминирующее положение, в т.ч. в отношении цен. Например, МАРТ было установлено монопсоническое положение молоко- и мясоперерабатывающих заводов, которые были включены в Реестр субъектов, занимающих доминирующее положение. Отметим, что Инструкцию о порядке определения монопольно высоких, монопольно низких цен (тарифов) и монопсонически низких цен (тарифов) МАРТ утвердил еще 29 июня постановлением № 53.
Гармонизированы подходы по запрету согласованных действий, картельных, вертикальных и иных антиконкурентных соглашений в соответствии с Договором о ЕАЭС и иными интеграционными документами.
Среди основных нарушений антимонопольного законодательства, выявленных в I полугодии, – недобросовестная конкуренция, неконкурентные действия госорганов, злоупотребления доминирующим положением. В частности, установлены случаи использования чужого товарного знака, имитации фирменного стиля, логотипа, регистрации их на свое имя, запрет первоначальному разработчику использовать их на товарном рынке.
С УЧЕТОМ накопленного опыта в Законе детализированы формы недобросовестной конкуренции. В частности, запрещается копирование или имитация фирменного стиля (фирменной одежды, оформления торгового зала, витрины), индивидуализирующего субъекта и его товар, которые приводят к смешению в глазах потребителя конкурентов и реализуемых ими товаров, приводят к заблуждению относительно места изготовления товара. Детализация форм недобросовестной конкуренции позволит антимонопольному органу активнее ее пресекать, а компаниям – более эффективно защищать свои права, считают в МАРТ.
Законом введены запреты на действия, которые могут привести к ограничению конкуренции при закупках товаров. При этом в ст. 7 Закона конкретизированы признаки такого ограничения.
Антимонопольные органы могут не только привлекать виновников к административной ответственности в случае выявления нарушений, но также принимать превентивные и разъяснительные меры: предостережения и предупреждения. Последнее выдается для устранения ограничений конкуренции – при злоупотреблении доминирующим положением, при совершении госорганом антиконкурентных действий или изданий антиконкурентных актов. Предупреждение выдается на стадии рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. Своевременное исполнение предупреждения освобождает от административных штрафов.
В рамках предупреждения действий по злоупотреблению доминирующим положением антимонопольный орган может выдавать предписания об утверждении субъектом-доминантом правил торговой практики. Такие правила будет устанавливать Совмин.
Антимонопольные требования будут распространяться на конкурентные процедуры при закупках за счет как бюджетных, так и собственных средств, в т.ч. в строительстве. Исключение сделано лишь для закупок из одного источника.
Благодаря новому Закону у антимонопольных органов появляются ресурсы и механизмы для выявления согласованных действий хозяйствующих субъектов, считает начальник юридического управления МАРТ Татьяна Парейко. По ее словам, Закон наделяет эти органы достаточно широкими полномочиями для реагирования на действия хозяйствующих субъектов, государственных органов и должностных лиц, которые также могут быть участниками согласованных действий и координации запрещенной деятельности.
На практике проблема возникает на стадии сбора и формирования доказательной базы, отметила Т. Парейко. Ведь участники соглашений не «оставляют» письменных доказательств своего сговора. Так что борцам с монополизмом придется еще многому научиться. Но новый Закон, как считает представитель МАРТ, будет способствовать более успешной реализации полномочий министерства. Конечная цель здесь – справедливая цена для потребителя.