Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №52(2746) от 16.07.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1959
EUR:
3.4876
RUB:
3.6348
Золото:
247.31
Серебро:
3.16
Платина:
101.93
Палладий:
99.36
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Банки получат долю в уставном фонде должника в обмен на его долги

При непогашении в срок кредитных обязательств отношения банка и клиента в большинстве случаев усложняются, особенно если нет перспективы возврата проблемного долга. Тем не менее законодательство дает возможность урегулировать ситуацию по договоренности сторон и на взаимовыгодных условиях.

В частности, нормативными документами Нацбанка предусмотрена возможность рефинансирования или реструктуризации долга.

Долги наши тяжкие…

Так, Инструкцией о порядке предоставления денежных средств в форме кредита и их возврата (погашения), утв. постановлением Правления Нацбанка от 29.03.2018 № 149 (далее – Инструкция № 149), рефинансирование кредита определено как заключение кредитного договора с целью предоставления кредита для исполнения обязательств по ранее заключенным кредитным договорам. Исходя из норм Инструкции № 149 новый кредит субъект хозяйствования может получить и при наличии просроченного долга по кредиту (см. подробнее «ЭГ» № 29 от 20.04.2018 г. «Просроченный кредит не помешает получить новый»).

Инструкцией о порядке формирования и использования банками, открытым акционерным обществом «Банк развития Республики Беларусь» и небанковскими кредитно-финансовыми организациями специальных резервов на покрытие возможных убытков по активам и операциям, не отраженным на балансе, утв. постановлением Правления Нацбанка от 28.09.2006 № 138 (далее – Инструкция № 138), предполагается погашение просроченного долга путем реструктуризации кредита.

В свою очередь, реструктуризацию задолженности можно произвести путем корректировки условий договора в части изменения срока возврата (погашения) основного долга, и (или) изменения срока уплаты процентов, и (или) изменения графика погашения основного долга (сроков и сумм), и (или) изменения графика погашения процентов (сроков), а также посредством заключения нового договора, предусматривающего возникновение у банка актива, который подвержен кредитному риску и приводит к прекращению обязательств между банком и должником по ранее заключенному договору.

Отметим, что при рефинансировании или реструктуризации кредита последний все равно остается в банке, а не «вливается» в финансы предприятия – возможно только, что кредитная нагрузка на должника уменьшится.

Причем структура кредитного портфеля самого банка даже не улучшается, поскольку реструктуризированная задолженность не может быть перенесена, т.е. классифицирована банком в группу с более низким уровнем риска, чем группа, в которую данная задолженность была отнесена до принятия решения о реструктуризации. Задолженность, классифицированная в I–III группы риска, после принятия решения о реструктуризации классифицируется в IV группу риска. Кредиты, предоставленные с целью рефинансирования, также классифицируются аналогично кредитам, по которым с их помощью исполнено обязательство.

Тем не менее законодательство устанавливает иные способы реструктуризации проблемной задолженности. Определены они Указом Президента от 16.02.2004 № 88 «О реструктуризации задолженности по платежам в республиканский и местные бюджеты, по кредитным договорам и прощении долга» (далее – Указ № 88).

До 30 мая т.г. название Указа № 88 было другим, а именно «О реструктуризации задолженности хозяйственных обществ по платежам в республиканский и местные бюджеты и по кредитам, выданным государственными банками» – как видно, документ распространял свое действие только на государственные банки. С указанной даты вступил в действие Указ Президента от 24.05.2018 № 200 «О реструктуризации задолженности и прекращении обязательств» (далее – Указ № 200), который внес изменения в Указ № 88.

Разрешение «главного» не нужно

Так, Указ № 200 предоставляет право реструктуризации кредитов способами, определенными в Указе № 88, всем банкам. Новым документом установлено, что банки, ОАО «Банк развития Республики Беларусь» вправе в рамках реструктуризации задолженности по кредитным договорам приобретать в соб­ственность акции (доли в уставных фондах, далее – УФ) хозяйственных обществ (далее – обществ) без получения разрешения Нацбанка. Целью этого является финансовое оздоровление и повышение эффективности деятельности организаций.

В случае приобретения акций (долей в УФ) обществ банки:

– осуществляют права и несут обязанности, установленные законодательством в отношении участников обществ, в т.ч. участвуют в управлении деятельностью обществ и распределении их прибыли;

– могут отчуждать (передавать в залог) приобретенные акции (доли в УФ) в порядке, установленном законодательными актами.

Получается, что проблемная кредитная задолженность организации может теперь трансформироваться в долю банка в УФ должника без согласия на то главного банка страны.

При этом банки вправе полностью или частично освободить организации-кредитополучателей от имущественной обязанности перед собой по погашению задолженности по кредитным договорам.

Таким образом, банки, включая коммерческие, фактически берут на себя долги клиентов. Суммы задолженности по кредитным договорам списываются банками за счет специальных резервов, созданных для покрытия убытков по активам, подверженным кредитному риску. Если же спецрезерв не сформирован, то задолженность по таким кредитам, а также суммы задолженности по неуплаченным процентам, иным обязательствам по кредитным договорам, отраженные на балансовых счетах по учету начисленных и просроченных доходов, в порядке и сроки, установленные банками, относятся либо на:

– внереализационные расходы, учитываемые при налогообложении, на дату освобождения от имущественной обязанности;

– расходы будущих периодов с последующим отнесением этих сумм на внереализационные расходы, учитываемые при налогообложении.

Также Указом № 200 установлено, что при совершении сделок, предусматривающих уступку кредитором требования по кредитному договору другому лицу, допускается наличие разницы между суммой денежного обязательства должника и суммой встречного удов­летворения, предоставляемого первоначальному кредитору новым кредитором.

На такие сделки не распространяются требования законодательства, регулирующего финансирование под уступку денежного требования (факторинг).

Реструктуризация по новому Положению

Указом № 200 утверждено новое Положение о реструктуризации задолженности по платежам в республиканский и местные бюджеты, по кредитным договорам и прощении долга (далее – Положение), которым определяются условия и порядок реструктуризации и прощения долга.

При этом под задолженностью по кредитным договорам понимается сумма обязательств в соответствии с кредитными договорами, заключенными с банками (по кредитам, процентам за пользование ими, иным обязательствам по кредитным договорам).

Также дано определение термину «прощение дол­га» – это полное безвозмездное освобождение банками организации-­кредитополучателя от имущественной обязанности по погашению задолженности по кредитным договорам при отсутствии у нее возможности исполнить свои обязательства.

Вместе с тем критерии для оценки возможности исполнения обязательств должником Положение не определяет. Можно предположить, что банки будут прощать долги тем субъектам хозяйствования, которые относятся к категории необслуживаемых. Согласно Инструкции № 138 активы, подверженные кредитному риску, классифицированные в V и VI группы риска, а также реструктуризированная задолженность, классифицированная в IV–VI группы риска, относятся к необслуживаемым активам. Необходимость реструктуризации или прощения долга будет определяться по решениям наблюдательного совета или общего собрания акционеров банка, которые выносятся именно с учетом перспектив взыскания соответствующей задолженности и необходимости обеспечения финансовой устойчивости банка.

Согласно Положению реструктуризация задолженности может осуществляться по кредитным договорам путем:

– увеличения УФ общества в пределах имеющихся у него источников собственных средств с передачей акций (долей в УФ) в собственность банка;

– передачи участниками общества акций (долей в УФ) в собственность банка;

– частичного освобождения банком организации-­кредитополучателя от имущественной обязанности по погашению задолженности по кредитным договорам.

Реструктуризация задолженности по кредитным договорам может осуществляться любым из указанных способов или одновременно несколькими способами. Проводится же реструктуризация задолженности при соблюдении в совокупности следующих условий:

– стоимость чистых активов общества после реструктуризации задолженности будет равна или превысит минимальный размер УФ, установленный для соответствующего вида обществ;

– стоимость долей в УФ (сумма номинальных стоимостей акций), передаваемых в собственность РБ и (или) административно-территориальной единицы либо банка, должна быть равна сумме реструктуризируемой задолженности или превышать ее. При этом доли в УФ общества передаются по стоимости, не превышающей действительную стоимость этих долей, рассчитанную в соответствии с законодательством о хозяйственных обществах, а акции – по номинальной стоимости.

При реструктуризации задолженности путем выкупа акций банки обязаны осуществить отчуждение акций (долей в УФ) общества в течение 5 лет со дня их приобретения, если иное не определено Президентом.

Если будет производиться реструктуризация задолженности по кредитам обществ, акции (доли в УФ) которых принадлежат РБ и административно-территориальным единицам, то решение будет приниматься:

– Совмином по согласованию с Президентом в случае, если организациями-кредитополучателями являются общества, акции (доли в УФ) которых принадлежат РБ;

– Совмином по согласованию с Президентом и соответствующими областными (Минским городским) исполнительными комитетами в случае, если организациями-кредитополучателями являются общества, акции (доли в УФ) которых принадлежат РБ и административно-территориальным единицам;

– местными исполнительными и распорядительными органами в порядке, установленном местными Советами депутатов, в случае, если организациями-кредитополучателями являются общества, акции (доли в УФ) которых принадлежат административно-территориальным единицам.

В этих случаях в решениях о реструктуризации задолженности по кредитным договорам могут быть определены лица, которым банки могут отчуждать (передавать в залог) приобретенные акции (доли в УФ) обществ. Отчуждение (передача в залог) акций (долей в УФ) лицам, не указанным в этих решениях, без внесения изменений в такие решения запрещается.

На завершающей стадии в 3-месячный срок со дня вступления в силу решения о реструктуризации задолженности общества Совмин, соответствующий мест­ный исполнительный и распорядительный орган и (или) банк, а также общество обеспечивают:

– увеличение УФ общества;

– передачу-прием соответствующих акций (долей в УФ) в собственность РБ и (или) административно-­территориальной единицы либо банка;

– внесение необходимых изменений в учредительные и другие документы общества;

– участие представителей государства (банка) в органах управления общества.

Гладко на бумаге, а как в жизни?

Для того чтобы нормы Указа № 200 получили реализацию на практике, необходимо решить ряд принципиальных вопросов. Также должна иметься заинтересованность сторон в прекращении кредитных обязательств путем реструктуризации.

Действительно, если согласно Указу № 200 у субъекта хозяйствования есть шанс избавиться от кредита, «выпросив прощение» у банка, то зачем ему отдавать свою долю в УФ и права на управление деятельностью? С другой стороны, для чего банку прощать долг, если уже создан резерв, кредит является необслуживаемым, а дополнительных расходов не будет? Ведь не исключено, что при банкротстве банк сможет получить какие-то деньги на погашение. Если же кредитополучатель продолжит хозяйственную деятельность, то шансы возместить хотя бы часть понесенных расходов у банка будут еще выше.

Трансформация проблемной задолженности в долю в УФ, конечно же, для банка может быть более выгодной, однако это тоже обременительно, поскольку потребуется активное участие в управлении деятельностью должника, что собственнику может быть совсем неинтересно. Разумеется, прежде чем выкупать долю, банк будет оценивать бизнес и возможность в перспективе компенсировать потери в полном объеме – это тоже потребует от него капиталовложений.

Если же у субъекта хозяйствования – должника есть заинтересованность в сотрудничестве, то он может стать участником банковского холдинга в случае, когда банк-кредитор создал таковой.

Согласно ст. 35 Банковского кодекса банковским холдингом может быть совокупность банков и (или) небанковских кредитно-финансовых организаций и иных юридических лиц, не являющихся банками или небанковскими кредитно-финансовыми организациями, где одно из юридических лиц оказывает прямо или косвенно (через третьих лиц) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления другого юридического лица. Тем самым банк, заменив проблемный актив на долю в УФ, может расширить состав своего холдинга и управлять деятельностью должника, в т.ч. в его целях.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений