Банки избавляются от филиалов
Растущая скорость и удобство ведения бизнеса в глобальном контексте требуют повышения эффективности и оптимизации деятельности все более широкого перечня сфер и количества компаний. И если раньше можно было с гордостью заявить о завершении оптимизации и ее результатах, то сегодня она становится непрерывным процессом – отдельные направления и участки улучшаются постепенно, но все они в целом – постоянно.
Так, достаточно консервативная банковская система (особенно в низко конкурентных условиях Беларуси) еще десятилетие назад была относительно далека от реструктуризации, централизации, цифровизации и тому подобных вызовов завершающегося десятилетия.
Но экономические потрясения и буквально «завоевание» бизнесом интернета не могли оставить в стороне утончение и без того «узких» мест банков, привыкших в большинстве своем жить по-старинке.
Влияние вызовов последних лет, без вдавания в детали, можно проследить на примере динамики филиалов банков и их зарубежных представительств, что особенно ярко стало проявляться с 2015 г. Для анализа можно взять данные бюллетеня банковской статистики, который приводит информацию о количестве филиалов двух крупнейших белорусских банков (Беларусбанк и Белагропромбанк), а также о количестве представительств банков (всех по системе) за рубежом. Отметим, что эти два крупнейших банка концентрируют почти 2/3 активов всей банковской системы Беларуси.
Но вначале необходимо сделать пояснение, что для организации, насчитывающей более 10 000 человек персонала и сложные внутренние процессы, процедура трансформации от момента первоначального рассмотрения предложений до начала их реализации, как правило, занимает не один, а часто и не два года. То есть видя результаты, нужно иметь в виду, что понимание проблемы и работа над ее решением находится в 2–3–летнем прошлом.
Для наглядности приведем информацию о филиалах банков и представительствах в таблице. Здесь выбраны даты, в которых статистические значения изменялись хотя бы по одному из направлений. Соответственно между датами количественные показатели оставались стабильными.
Таблица.
Количество филиалов АСБ «Беларусбанк» и ОАО «Белагропромбанк» в Беларуси, а также представительств действующих белорусских банков, открытых за рубежом
Дата |
АСБ «Беларусбанк» |
ОАО «Белагропромбанк» |
Представительства, открытые действующими банками за рубежом |
01.01.15 |
34 |
31 |
9 |
01.05.15 |
34 |
7 |
9 |
01.01.17 |
33 |
6 |
8 |
01.06.17 |
33 |
5 |
8 |
01.07.17 |
30 |
5 |
8 |
01.01.18 |
30 |
4 |
8 |
01.02.18 |
29 |
4 |
8 |
01.05.18 |
29 |
3 |
7 |
01.07.18 |
29 |
2 |
7 |
01.08.18 |
27 |
1 |
6 |
01.12.18 |
27 |
0 |
6 |
01.07.19 |
24 |
0 |
5 |
01.10.19 |
24 |
0 |
4 |
Также сделаем оговорку, что филиалом считается самостоятельное структурное подразделение банка, имеющее собственный баланс и прочие тому подобные прелести (штат своей бухгалтерии, службу хозяйственного обеспечения, безопасности и иные непременные атрибуты автономии). То есть централизация той же системы бухгалтерского учета и отчетности высвобождает приличный ресурс экономии на сотрудниках и сопутствующих основных средствах. При этом такое структурное подразделение не исчезает вовсе, а трансформируется в центр банковских услуг, расчетно-кассовый центр, отделение и подобные единицы с меньшим штатом и функционалом при сохранении ключевой цели — доставки банковских продуктов и услуг до целевой аудитории.
Так вот за неполные 5 лет количество филиалов Беларусбанка сократилось почти на треть, тогда как у Белагропромбанка их не осталось вовсе. Более чем наполовину уменьшилось представление белорусских банков за рубежом.
Причем для Белагропромбанка показательным был именно 2015 г., когда за 4 месяца его филиалов стало меньше почти на 80% (с 31 до 7). Еще чуть более года плавного сокращения, и к 1 декабря 2018 г. их не осталось. Система была полностью централизована.
Затишными выдались полтора года с середины 2015 г. до начала 2017 г., а наиболее часто (6 раз) изменения происходили в 2018 г.
Наиболее заметные моменты «сокращения» Беларусбанка наблюдались с 1 июля 2017 г. (сразу на 3 филиала меньше) и с 1 июля 2019 г. (аналогично). Всего за июнь 2017 – июнь 2019 гг. он лишился более 20% своей сети, и на достигнутом останавливаться не собирается.
Особняком стоит сеть зарубежных представительств, которая никогда не отличалась ни широтой представления, ни экономической эффективностью. Там, скорее, преследовались политико-стратегические цели. Но и здесь заметно ускорение тренда на сокращение количества представительств за последний год. А за полтора года их стало ровно вдвое меньше. В сентябре закрылось еще одно и теперь их осталось всего 4.
Впрочем, перемена статуса и полномочий (чаще всего централизация «урезает» и коррупционную составляющую на местах в виде сокращения сумм сделок и возможностей изменения условий договоров при рассмотрении на местах без направления вопросов в центральный аппарат) в меньшей степени сказывается на сокращении численности штата в целом.
Гораздо более коварным трендом в этой связи может выглядеть повальное увлечение цифровизацией банковских услуг. Здесь акцент канала доставки ценности смещается с физически существующего подразделения и его сотрудников на виртуальный ресурс, дающий доступ к тем же продуктам, но иным и, безусловно, более удобным современным клиентам способом (из любой точки с надежным интернет соединением).
Здесь в планах у одного из топ-5 коммерческих банков Беларуси под влиянием той самой стратегии по цифровизации бизнеса в ближайший год – избавление от необходимости в более чем половине его текущего штата, а также оставление на местах исключительно «продающих» специалистов (пока еще высока доля клиентов, которым приятнее традиционное общение с представителем банка в офисном помещении). Но вызовы времени однозначны, и расширение охвата клиентов электронной коммерцией неизбежно.
Таким образом, можно отметить, что последние 5 включили в борьбу за оптимизацию бизнеса даже таких гигантов банковской системы, как Беларусбанк и Белагропромбанк, что явно прослеживается в сокращении (и даже ликвидации) их филиалов. В особенности заметны изменения в последние 2 года, и влияние на это оказывает не только централизация, но и физическое сокращение территориальных подразделений в силу их замещения цифровыми каналами доставки банковских продуктов.