$

2.0152 руб.

2.3327 руб.

Р (100)

3.1437 руб.

Ставка рефинансирования

10.50%

Инфляция

-0.30%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

206.58 руб.

Тарифная ставка первого разряда

34.00 руб.

Транспорт

«БАМАП»: подъем после застоя

01.06.2018
«БАМАП»: подъем после застоя
Конференция «Эффективность и качество международных перевозок грузов. Вызовы времени»

«Эффективность и качество международных перевозок грузов. Вызовы времени» – под таким названием в Минске прошла конференция Ассоциации «БАМАП», приуроченная к общему собранию ее членов. В центре внимания участников были вопросы условий автобизнеса, совершенствования законодательства в данной сфере.

Перевозчики наращивают грузооборот

У белорусских автоперевозчиков после нескольких лет застоя из-за кризиса в отечественной экономике, взаимных экономических санкций России и Запада дела в прошлом году пошли в гору. Востребованность их предложений на международном рынке по доставке грузов существенно выросла, что позитивно сказалось на экономических показателях. Экспорт услуг авто­транспорта увеличился по сравнению с 2016 годом на 23,8% – до рекордных 1144,9 млн. USD. В общем объеме экспорта услуг за 2017 г. доля автоперевозчиков составила 14,7%. Международным автотранспортом в балансе услуг нашей страны сформировано третье по абсолютной величине (после ИT-услуг и трубопроводного транспорта) положительное сальдо – 572,9 млн. USD. Объем перевозок грузов, выполненных перевозчиками в международном сообщении, вырос на 9,4%, до 13,9 млн. т, количество перевозок увеличилось на 9,5%.

Как считают в «БАМАП», данные результаты были достигнуты благодаря увеличению оборачиваемости тран­спортных средств и сокращению порожних пробегов. Так, количество выполненных в прошлом году одним грузовым автомобилем кругорейсов в среднем составило 2,12 в месяц против 2,06 в 2016 году и 1,89 в 2015-м.

Важным фактором экономического подъема сектора международных грузоперевозок стал рост его технической базы. По данным статистической отчетности 4-тр (международные), парк транспортных средств белорусских перевозчиков в прошлом году увеличился по сравнению с 2016 годом на 7%, или на 1,2 тыс. автомобилей. При этом удельный вес новых автотранспортных средств со сроком эксплуатации до трех лет увеличился на 3,9 п.п. и составил 17%.

Приложила руку к успеху и Ассоциация. По ее инициативе в 2017 году проведено 52 рабочие встречи и совещания с руководителями предприятий-­экспортеров, вследствие чего доля белорусских автоперевозчиков на рынке перевозок внешнеторговых грузов страны выросла до 56%. Заметную пользу перевозчикам приносят и проекты «БАМАП».

В их рамках в прошлом году парк автотранспортных средств пополнялся примерно каждым третьим автомобилем. Среди партнеров Ассоциации – ОАО «МАЗ», по результатам совместной работы с которым белорусские перевозчики приобрели 142 грузовика отечественной марки. В декабре 2017 г. с минским производителем автотехники подписано новое соглашение о долго­срочном сотрудничестве.

Вместе с компаниями «ИНФОРКОМ» и «Газпромнефть–Белнефтепродукт» «БАМАП» предлагает топливные проекты, повышающие рентабельность перевозок. В результате спрос на такое топливо за прошлый год вырос вдвое, его удельный вес достиг 13,6% в общем объеме топлива, потребленного белорусскими международными автоперевозчиками.

Законодательство помогает

Прошлогодний тренд роста экспорта автотранспортных услуг продолжается и в этом году, причем динамика еще «круче» – рост более 30% по итогам января–апреля, сообщил председатель Ассоциации Николай Боровой. Новым источником оживления автобизнеса стало законодательство, трансформация которого направлена на формирование благоприятных условий деятельности автоперевозчиков. Редкое единодушие в их среде царит о Декрете Президента от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства», снявшего ряд принципиальных барьеров по расширению сектора и укреплению его экономических основ.

В числе новшеств, на которых акцентировал внимание замдиректора Департамента по предпринимательству Минэкономики Александр Калиновский, право на допуск к международным автоперевозкам водителей независимо от стажа их работы и вождения. Данная норма решает проблему кадрового обновления сектора, будет способствовать притоку молодых водителей, более быстро адаптирующихся к изменениям на рынке, освоению современной автотехники.

Новый толчок ее обновлению, как считают в «БАМАП», придаст Указ Президента от 15.02.2018 № 67, освободивший от уплаты утилизационного сбора импорт для внутреннего потребления грузовых транспортных средств экологического класса 6. Их приобретение позволит усилить на рынке позиции наших перевозчиков, где их конкуренты из Польши и Литвы существенно опережают нас по качеству автотехники, закупая новейшие ее виды в расчете на экономические и эксплуатационные преимущества.

В январе т.г. вступил в силу Закон от 17.07.2017 № 50-З, которым внесены изменения в Закон Республики Беларусь «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках». Он, в частности, избавил отечественных перевозчиков от необоснованных санкций контролирующих органов за ошибки в сопроводительных документах.

Как пояснила участникам конференции начальник управления таможенного транзита и законодательства «БАМАП» Светлана Маковская, Закон № 50-З разграничил ответственность за надлежащее оформление документов между перевозчиками и грузоотправителями. Транспортники в соответствии с ним не обязаны владеть полным перечнем грузосопроводительных документов, проверять правильность их оформления, а также нести наказания при обнаружении в них ошибок. Это обязанность грузоотправителя, на которого возложена ответственность перед автоперевозчиком и третьими лицами за убытки, возникшие из-за неполных или неправильных сведений в документах.

О возможностях, открывающихся перед отечественным автобизнесом на международных маршрутах в связи со вступившим 01.01.2018 г. в силу Таможенным кодексом ЕАЭС, проинформировала перевозчиков начальник отдела организации перемещения грузов под таможенным контролем ГТК Анна Рабушко. Она обратила внимание на ряд важных упрощений при транзите грузов. В частности, изменены требования при подаче транзитной декларации. Перевозчики освобождены от обязанности представления таможенным органам документов, подтверждающих достоверность заявленных в ней сведений. Кроме того, срок помещения товара под таможенную процедуру транзита сокращен с 24 до 4 часов, что выгодно бизнесу в плане снижения временных затрат на таможенную «очистку» грузов.

Автор публикации: Михал СТЕЛЬМАК


Менеджмент: список рубрик
Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях