Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №52(2746) от 16.07.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1959
EUR:
3.4876
RUB:
3.6348
Золото:
247.31
Серебро:
3.16
Платина:
101.93
Палладий:
99.36
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Автотранспорт и автоперевозки:— есть изменения

Законом от 17.07.2017 № 50-З «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (далее – Закон № 50-З), основные положения которого вступают в силу с 23 января 2018 г., вносятся многочисленные изменения в Закон от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (далее – Закон № 278-З). Рассмотрим наиболее существенные из них.

Общие положения

Существенно обновляется используемая в Законе № 278-З терминология (ст. 1).

Так, под автоперевозкой для собственных нужд будет пониматься автоперевозка, которая носит вспомогательный характер по отношению к основным видам деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя (ИП) и выполняется ими для перемещения своих работников или грузов, принадлежащих им на праве собственности или на иных законных основаниях, а также для перемещения прибывших к указанным лицам (принимающей стороне) контрагентов транспортными средствами, принадлежащими им на праве собственности или на иных законных основаниях, при условии, что транспортными средствами управляют работники этих юридического лица или ИП либо сам ИП. При этом Законом № 50-З установлено, что под контрагентом понимается юридическое или физическое лицо (его представители), с которым принимающей стороной заключен гражданско-правовой договор, за исключением договора автоперевозки пассажира или договора фрахтования для автоперевозки пассажиров, либо которое прибыло по приглашению принимающей стороны для участия в переговорах и иных мероприятиях.

Под пассажиром будет пониматься физическое лицо, непричастное к управлению транспортным средством и перевозимое в нем на основании договора автоперевозки пассажира либо договора фрахтования для автоперевозки пассажиров (сейчас здесь говорится о договоре фрахтования без уточнения его вида).

Статья 1 Закона № 278-З также дополнена некоторыми другими важными определениями:

билет – проездной документ на бумажном носителе;

грузосопроводительные документы – документы, которые в соответствии с законодательством, международными договорами Беларуси, а также международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза (ЕАЭС), долж­ны сопровождать груз при его автоперевозке;

проездной документ – документ (предмет) установленной формы (образца), используемый для подтверждения оплаты пассажиром проезда и подтверждения заключения договора автоперевозки пассажира в регулярном сообщении;

электронный билет – проездной документ, выполненный в виде пластиковой карты или иного материального носителя и содержащий информацию о поездке в электронно-цифровой форме, включая информацию об оплате пассажиром проезда. К электронному билету приравнивается электронная запись, сформированная в системах продажи билетов или автоматизированных системах оплаты и контроля оплаты проезда.

Устанавливается, что отношения в области автомобильного транспорта и автомобильных перевозок с 23 января 2018 г. будут регулироваться не только Граж­данским кодексом, Законом от 05.05.1998 № 140-З «Об основах транспортной деятельности», Законом № 278-З, иными актами законодательства и международными договорами Беларуси, но и международно-­правовыми актами, составляющими право ЕАЭС.

Виды автомобильных перевозок

Сохраняется деление автоперевозок на внутриреспубликанские и международные, а автоперевозок пассажиров – на выполняемые в нерегулярном или регулярном сообщении (ст. 4 Закона № 278-З).

При этом ст. 4 Закона № 278-З дополняется перечнем видов автоперевозок пассажиров в нерегулярном сообщении, к которым с 23 января 2018 г. будут относиться:

– автоперевозки пассажиров автомобилями-такси;

– автоперевозки предварительно организованной заказчиком автомобильной перевозки пассажиров в нерегулярном сообщении группы пассажиров к месту их работы, учебы, проведения массовых мероприятий, а также в связи со служебной командировкой и (или) обратно из таких мест, автомобильные перевозки, выполняемые в целях организации туристических путешествий, в том числе экскурсий, проведения свадебных, юбилейных и иных торжеств, ритуальных обрядов;

– автоперевозки, выполняемые в целях транспортного обслуживания госорганов (организаций) в случаях, предусмотренных законодательством;

– иные виды автоперевозок пассажиров, установленные Совмином.

В настоящее время автоперевозками пассажиров в регулярном сообщении признаются систематические автоперевозки пассажиров, выполняемые согласно расписаниям либо интервалам движения транспортных средств с установленными началом и окончанием работы по определенным маршрутам с местами их посадки и высадки, оборудованными в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов. Разработчики Закона № 50-З не стали вносить корректировки в это определение, а пошли более простым путем, признав «регулярными» перевозками автоперевозки пассажиров, которые не могут быть отнесены в соответствии с Законом № 278-З и нормативными правовыми актами Совмина к автоперевозкам пассажиров в нерегулярном сообщении.

Государственное регулирование

С 23 января 2018 г. расширяются полномочия Совмина в области автотранспорта и автоперевозок, который должен будет, в частности, устанавливать:

порядок возмещения расходов, связанных с организацией и выполнением автоперевозок пассажиров транс­портом общего пользования по тарифам, регулируемым в соответствии с законодательством о ценообразовании, а также с предоставлением в соответствии с законодательными актами или международными договорами Беларуси льгот по оплате проезда отдельным категориям граждан, если иное не определено Президентом;

порядок выдачи автоперевозчикам разрешения на выполнение международных автоперевозок пассажиров в регулярном сообщении;

– порядок подтверждения профессиональной компетентности лиц, ответственных за организацию и выполнение международных автоперевозок, а также водителей, выполняющих международные автоперевозки грузов (в настоящее время такие водители здесь не упоминаются), в случае, когда подтверждение профессиональной компетентности таких водителей предусмотрено международными обязательствами Беларуси, и выдачи свидетельств, подтверждающих профессиональную компетентность;

уполномоченные органы, осуществляющие выдачу разрешений на проезд транспортных средств, зарегистрированных в Беларуси, по территории иностранных государств при выполнении международных автоперевозок, а также исчерпывающий перечень документов (сведений), представляемых для их выдачи, сроки выдачи и сроки действия таких разрешений, а не порядок выдачи разрешений, как в настоящее время.

В свою очередь, Минтранс в данной сфере будет в том числе:

– устанавливать порядок распределения, выдачи и использования разрешений на проезд транспортных средств, зарегистрированных в Беларуси, по территории иностранных государств при выполнении международных автомобильных перевозок, за исключением регулирования вопросов, отнесенных к компетенции Совмина в данной сфере;

– выдавать автоперевозчикам разрешения на выполнение международных автоперевозок пассажиров в регулярном сообщении.

Организация и выполнение автоперевозок

В ст. 15 Закона № 278-З установлено, что Правилами автомобильных перевозок грузов (далее – Правила перевозки грузов) должны дополнительно устанавливаться критерии и порядок подтверждения деловой репутации и финансового состояния автоперевозчика, выполняющего международные автоперевозки грузов, которым должны соответствовать такие перевозчики. Последние также обязаны привлекать к выполнению международных автоперевозок грузов водителей, уровень подготовки которых соответствует требованиям, установленным законодательством.

В новой редакции ст. 18 Закона № 278-З теперь приводятся особенности выполнения международных автоперевозок. Так, международные автоперевозки пассажиров в регулярном сообщении должны выполняться автоперевозчиками, получившими разрешение на выполнение таких перевозок. Для получения указанного разрешения автоперевозчикам необходимо представить в Минтранс заявление, схему маршрута международных автоперевозок пассажиров в регулярном сообщении, расписание движения транспортных средств по этому маршруту, согласованное с владельцами пассажирских терминалов, расположенных на территории Беларуси, таблицы стоимости проезда пассажиров и провоза багажа, график работы водителей, иные документы, предусмотренные Совмином.

В разрешении должны быть указаны:

– маршрут международных автоперевозок пассажиров в регулярном сообщении, пункты пересечения границы Беларуси;

– сведения об автоперевозчиках (наименование и место нахождения юридического лица, фамилия, собственное имя, отчество, адрес регистрации по месту жительства ИП);

– периодичность движения;

– срок действия разрешения.

Кроме того, в таком разрешении могут быть указаны особые отметки, установленные Правилами автомобильных перевозки пассажиров (далее – Правила перевозки пассажиров).

Несколько смягчаются ограничения, установленные на выполнение внутриреспубликанских автоперевозок автоперевозчиками иностранных государств. Если сейчас такие перевозки полностью запрещены, то с 23 января 2018 г. их выполнение автоперевозчиками государств – членов ЕАЭС будет возможно на основании международно-правовых актов, составляющих право ЕАЭС, с соблюдением условий, установленных законодательством. Указанным перевозчикам также будет разрешено выполнять внутриреспубликанские автоперевозки с использованием транспортных средств, прошедших государственную регистрацию не на территории Беларуси, а у себя в стране. Все остальные будут обязаны использовать транспортные средства, зарегистрированные в Беларуси.

Автоперевозки пассажиров

Некоторые уточнения вносятся в ст. 20 Закона № 278-З, регламентирующую порядок заключения договора автоперевозки пассажира.

В частности, по такому договору автоперевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его либо самому пассажиру, либо уполномоченному на получение багажа лицу (сейчас здесь говорится только об уполномоченном лице). В свою очередь, пассажир, если иное не предусмотрено договором, законодательными актами или международными договорами (в настоящее время иное может быть установлено только законами и актами Президента), обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа – и за его провоз.

Кроме того, установлено, что договор автоперевозки пассажира считается заключенным с момента посадки пассажира в транспортное средство.

Согласно новой редакции ст. 22 Закона № 278-З, регулирующей порядок заключения договоров об организации автоперевозок пассажиров в регулярном сообщении, установлено, что при необходимости выполнения автоперевозок пассажиров в регулярном сообщении (в настоящее время здесь к ним также приравнены систематические автоперевозки пассажиров в нерегулярном сообщении), за исключением таких международных перевозок, заказчик автоперевозок пассажиров либо оператор автоперевозок пассажиров в случае его определения таким заказчиком  обязаны (а не могут, как сейчас) заключить с автоперевозчиками договоры об организации указанных автоперевозок.

При этом таким договором определяются маршрут, расписание, интервалы движения транспортных средств с установленным временем начала и окончания работы, количество выполняемых рейсов по маршруту, ответственность сторон, стоимость и порядок оплаты выполнения автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении на определенное расстояние за определенное время (транспортная работа). Кроме того, в этом договоре могут быть указаны порядок оплаты проезда, объемы автоперевозок пассажиров, тип и количество используемых транспортных средств, требования к ним и иные условия. Примерная форма договора об организации автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении устанавливается Минтрансом.

Вносятся определенные изменения в ст. 24 Закона № 278-З, регламентирующую порядок организации и выполнения автоперевозок пассажиров в регулярном сообщении.

В частности, установлено, что автоперевозки пассажиров в регулярном сообщении выполняются на конкурсной основе автоперевозчиками, признанными победителями конкурса на право выполнения таких перевозок, если иное не установлено Президентом. Конкурс на право выполнения таких перевозок проводится в порядке, установленном Президентом или уполномоченным им государственным органом.

Городские автоперевозки пассажиров и ручной клади в регулярном сообщении и пригородные автоперевозки пассажиров, багажа и (или) ручной клади в регулярном сообщении оплачиваются пассажирами по тарифам, регулируемым в соответствии с законодательством о ценообразовании. Иные автоперевозки пассажиров, багажа и (или) ручной клади в регулярном сообщении оплачиваются пассажирами по тарифам, устанавливаемым автоперевозчиком. Исключение составляют случаи, когда законодательными актами или международными договорами отдельным категориям граждан предоставлены льготы по оплате проезда.

Автоперевозки пассажиров автомобилями-такси

Определенные уточнения вносятся и в порядок организации и выполнения автоперевозок пассажиров автомобилями-такси (ст. 27 Закона № 278-З). Так, установлено, что при ожидании пассажиров водитель автомобиля-такси имеет право пользоваться терминалами такси в порядке, установленном местными исполнительными и распорядительными органами, площадками для стоянки автомобилей-такси, а также иными местами, не запрещенными для стоянки Правилами дорожного движения.

Выполнение автоперевозки пассажиров автомобилями-такси, заказанной с использованием электронной информационной системы, осуществляется с выключенным кассовым суммирующим аппаратом, совмещенным с таксометром (при его наличии). Если автоперевозчик выполняет перевозки пассажиров автомобилями-такси, заказанные только с использованием данной системы, оборудование автомобилей-­такси такого автоперевозчика кассовыми суммирующими аппаратами, совмещенными с таксометром, не требуется.

Права и обязанности при выполнении автоперевозки пассажиров

Уточняются права пассажира по договору автоперевозки пассажира. В частности, он будет иметь право:

– получить в соответствии с законодательством возмещение за вред, причиненный его жизни, здоровью или имуществу при выполнении автоперевозки пассажиров (сейчас – по вине автоперевозчика);

– в случае заказа на выполнение автоперевозки пассажиров автомобилями-такси с использованием электронной информационной системы по завершении поездки получить в электронном виде сведения, которые должны содержаться в документе, подтверждающем факт оказания услуги, в соответствии с законодательством о защите прав потребителей, и иные сведения о поездке, минимальный перечень которых определяется Правилами перевозки пассажиров;

отказаться от оплаты поездки в случаях оказания услуги по перевозке пассажиров автомобилями-такси с выключенным кассовым суммирующим аппаратом, со­вмещенным с таксометром, или без такого кассового суммирующего аппарата, за исключением случаев заказа автоперевозки пассажиров автомобилями-такси с использованием электронной информационной системы.

Дополняется перечень оснований для отказа автоперевозчика от автоперевозки пассажира, который согласно изменениям, внесенным в ст. 30 Закона № 278-З, с 23 января 2018 г. сможет прекратить или ограничить перевозки пассажиров в определенных направлениях вследствие непреодолимой силы.

Что касается обязанностей автоперевозчика при выполнении автоперевозки пассажиров, то в их перечень (ст. 32 Закона № 278-З) включаются обязанности:

– возмещать убытки, причиненные пассажирам вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения автоперевозчиком обязательств, вытекающих из договора и законодательства, а также вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу пассажиров при выполнении их автоперевозки;

– использовать в случаях, предусмотренных Законом № 278-З или иными актами законодательства, кассовый суммирующий аппарат, совмещенный с таксометром, и тахограф.

На пассажира и автомобильного перевозчика могут быть возложены и другие обязанности, установленные Правилами перевозки пассажиров, иными актами законодательства и договором автоперевозки пассажира.

Транспортные документы

Уточняется перечень транспортных документов, которые должны быть оформлены при выполнении автоперевозки пассажиров (ст. 35 Закона № 278-З, которая изложена в новой редакции). Кроме путевого листа, проездного документа, которым подтверждается заключение договора автоперевозки пассажира в регулярном сообщении (в настоящее время в качестве такого документа назван билет), и багажной квитанции в ст. 35 Закона № 278-З упоминается электронный билет.

Как и сейчас, реквизиты проездного документа и багажной квитанции должны будут устанавливаться Правилами перевозки пассажиров, а формы их бланков, а также формы (образцы) электронного билета на городские, пригородные, междугородные внутриобластные, междугородные межобластные автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении – заказчиками таких автоперевозок. При этом формы бланков указанных документов на международные автоперевозки пассажиров в регулярном сообщении будет утверждать Минтранс.

Кроме того, в новой редакции ст. 35 Закона № 278-З определено, что для выполнения автоперевозки пассажиров по договору фрахтования для автоперевозки пассажиров оформляется заказ-наряд, форма которого и порядок заполнения также будет установлен Минтрансом.

Внутриреспубликанская автоперевозка пассажиров в нерегулярном сообщении, за исключением автоперевозки пассажиров автомобилями-такси, должна быть оформлена не формуляром поездки, списком пассажиров или иным документом, определенным Правилами перевозки пассажиров, как установлено в настоящее время, а списком пассажиров. В свою очередь, международная автоперевозка пассажиров в нерегулярном сообщении оформляется формуляром поездки в соответствии с Правилами перевозки пассажиров, которыми могут быть определены случаи, когда оформление указанных транспортных документов не требуется.

Маршрут автоперевозки пассажиров

В ст. 36 Закона № 278-З уточняется, что автоперевозка пассажиров в регулярном сообщении, за исключением международных автоперевозок пассажиров в регулярном сообщении, выполняется по маршруту, определенному договором об организации автоперевозок пассажиров в регулярном сообщении (в настоящее время указанное исключение отсутствует). В свою очередь, Законом № 50-З установлено, что международная автоперевозка пассажиров в регулярном сообщении выполняется по маршруту, указанному в разрешении на выполнение таких перевозок.

Порядок изменения маршрута автоперевозки пассажиров в регулярном сообщении в основном остался прежним, за исключением маршрута международной автоперевозки, который можно будет изменить только путем внесения изменений в разрешение на выполнение международных автоперевозок пассажиров в регулярном сообщении.

Что касается автоперевозки пассажиров в нерегулярном сообщении, то с 23 января 2018 г. она должна выполняется по маршруту, определенному в договоре фрахтования для автомобильной перевозки пассажиров (в настоящее время возможно его определение и в договоре об организации автоперевозок пассажиров), а изменения в него разрешено вносить только с согласия заказчика такой автоперевозки  (а не заказчика либо оператора, как сейчас).

Автоперевозки грузов

В ч. 1 ст. 40 Закона № 278-З уточняется, что товарно-­транспортная накладная признается транспортным документом лишь при выполнении внутриреспубликанских автомобильных перевозок грузов, а международная товарно-транспортная накладная CMR (далее – CMR-накладная) – при выполнении международных автоперевозок грузов. Иные документы могут быть признаны транспортными только в соответствии с Правилами перевозки грузов.

Исходя из этого в ч. 3 ст. 40 Закона № 278-З установлено, что для выполнения автоперевозки груза товарного характера оформляются товарно-транспортная накладная, или CMR-накладная, а в случаях, предусмотренных Правилами перевозки грузов, – заказ-поручение или иные документы, определенные этими правилами.

В настоящее время транспортные документы оформ­ляются в порядке, установленном Минфином по согласованию с Минтрансом, за исключением оформления CMR-накладной, которое осуществляется в порядке, установленном Минтрансом по согласованию с Минфином (ч. 5 ст. 40 Закона № 278-З). С 23 января 2018 г. Минфин лишается указанных прав, и порядок оформления транспортных документов будет устанавливаться Минтрансом, правда, если иное не установлено законодательными актами и нормативными правовыми актами Совмина.

В ст. 41 Закона № 278-З вносятся изменения, связанные с грузосопроводительными документами. В частности, установлено, что грузоотправитель не только обязан обеспечить предоставление автомобильному перевозчику грузосопроводительных документов, оформленных надлежащим образом, но и несет ответственность за их непредоставление в полном объеме. В свою очередь, автомобильный перевозчик не обязан проверять правильность оформления грузосопроводительных документов и не несет ответственности за неправильность их оформления, что в настоящее время не оговаривается. В связи с последним уточнением в ст. 44 Закона № 278-З теперь определено, что при приеме к автоперевозке груза товарного характера автоперевозчик обязан проверить не правильность оформления транспортных документов, а лишь их наличие.

На автоперевозчика Законом № 50-З возлагается обязанность возмещения любых убытков в случае утери или ненадлежащего использования грузосопроводительных документов, а не только понесенных заказчиком автоперевозки груза, как сейчас.

Ответственность за нарушение договорных обязательств

В соответствии с новой редакцией ч. 1 ст. 55 Закона № 278-З заказчик автоперевозки пассажиров в нерегулярном сообщении или автомобильной перевозки грузов за неиспользование или несвоевременное использование поданных в срок транспортных средств несет ответственность, установленную законодательством, а также соглашением сторон. Напомним, что сейчас в связи с указанными действиями он должен возместить автомобильному перевозчику причиненные убытки, а также уплатить неустойку в размере, установленном Правилами перевозки пассажиров, Правилами перевозки грузов или соглашением сторон.

В свою очередь, согласно новой редакции ч. 2 ст. 56 Закона № 278-З грузоотправитель несет ответственность перед автоперевозчиком и третьими лицами за убытки, которые возникли в связи с неправильностью, неточностью или неполнотой сведений, указанных в транспортных документах, грузосопроводительных документах, оформляемых грузоотправителем, либо в связи с отсутствием необходимых транспортных документов, грузосопроводительных документов. В настоящее время ответственность за указанные нарушения почему-то возлагается на заказчика автоперевозки груза.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений