Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Авторынок в 2023 году: новые бренды и переход на электромобили

Фото: freepik.com

В прошлом году продажи новых автомобилей резко сократились, модельный ряд сузился в разы. Авторынок, похоже, ждут серьезные изменения. Дилеры видят несколько предпосылок для этого.

Структурная перестройка

Автомобильная ассоциация БАА провела опрос среди членских организаций. Анкетированием были охвачены дилеры большинства представленных в Беларуси марок.

Согласно оценке участников рынка, общий объем продаж новых автомобилей в текущем году может сохраниться на уровне прошлого года. С одной стороны, после резкого падения дилерских продаж (более чем на 60% в 2022 г.) стабилизация рынка – позитивный момент. Но одновременно респонденты прогнозируют, что рынок будет серьезно перестраиваться.

Так, более 80% опрошенных заявили, что ожидают спад продаж своих марок на 50% и более и лишь 7% рассчитывают на серьезный рост реализации.

Увеличение объема продаж в текущем году прогнозирует лидер рынка – отечественный производитель автомобилей Geely (компания «БЕЛДЖИ»), а вот представители других брендов предполагают, что спрос на их марки (после бурного роста цен в прошлом году) будет относительно невысоким. По данным БАА, желая сохранить свой бизнес, многие автодилеры готовятся к выведению на рынок новых брендов, суббрендов либо планируют стать официальным представителем марки, уже присутствующей на рынке.

varivoda.jpg
       Сергей Варивода

Иного пути у большинства дилеров нет. Многие из них в предыдущие годы, рассчитывая на рост рынка, привлекали заимствования, открывали автоцентры и оказались совершенно не готовы к резкому падению продаж, произошедшему в 2022 г. В прошлом году автодилеры продали 17 234 новых автомобиля, а падение продаж превысило 60% по сравнению с 2021 г.

Сегодня большинство биз­нес-структур на авторынке борются за выживание. В этой непростой ситуации дилеры пытаются найти более доступные модели для белорусских автолюбителей, пояснил председатель правления Автомобильной ассоциации БАА Сергей Варивода, отвечая на вопросы «ЭГ».


«Вчера мы продавали люксовый западный бренд, сегодня – не самый люксовый, среднеценовой бренд из Китая, и это реалии», – уточнил эксперт.

Автодилеры в этих условиях становятся все более мультибрендовыми, а автопроизводителям приходится мириться с соседством конкурирующих марок в шоу-руме.

БАА, опираясь на данные опроса автодилеров, предполагает, что в 2023 г. на белорусский рынок будет выведено минимум 30 новых моделей (в основном за счет китайских марок).

Отметим, что в декабре 2022 г. на белорусском рынке были представлены 37 моделей легковых автомобилей. Поэтому появление новых минимум 30 моделей значительно изменит структуру белорусского автомобильного рынка в 2023 г. И такие изменения мы увидим уже в 1-м полугодии 2023 г., предполагает С. Варивода.

Законодательные инициативы и борьба с перекупщиками

В завершившемся году на фоне быстрого роста цен и последовавшего падения продаж модельный ряд автодилеров резко сократился – со 118 до 37 моделей. Ежемесячный объем реализации новых автомашин в 2022 г. снизился до уровня 2005 г. Как следствие, финансовое положение автодилеров ухудшилось.

Сейчас профучастники рынка (включая отечественного производителя автомашин) инициируют изменения в законодательстве, которые могут способствовать росту продаж автомобилей у официальных дилеров.

Дело в том, что в 2022 г., согласно оценкам участников рынка, объем импорта легковых автомобилей физлицами в разы превысил величину продаж машин официальными дилерами. Произошло это в т.ч. и потому, что Указ от 10.04.2019 № 140 «О возмещении таможенных пошлин, налогов» (далее – Указ № 140), принятый «в целях оказания поддержки инвалидам и многодетным семьям», предоставил перечисленным категориям граждан льготы по уплате таможенных пошлин при импортере автомобилей. По мнению автодилеров, перекупщики смогли использовать эту норму для организации «серого» ввоза.

sviderskii.jpg
      Геннадий Свидерский

Поэтому даже компания «БЕЛДЖИ» сейчас инициирует корректировку норм Указа № 140. Гендиректор СЗАО «БЕЛДЖИ» Геннадий Свидерский констатирует, что ситуация с «серым» ввозом легковых машин сильно осложняет работу по производству отечественных автомобилей. По его мнению, необходимо вносить изменения в законодательство «для того, чтобы рынок шел в цивилизованную сторону», когда автомобили покупаются в салонах и на них распространяется гарантия, а не в обратную сторону, когда растут продажи транспортных средств с пробегом.

Другие поставщики новых автомобилей такую позицию поддерживают. Поэтому предлагается внести в Указ № 140 изменения, которые не позволят «перекупщикам» заниматься льготным ввозом транспортных средств.

В частности, БАА предлагает ввести норму о том, что физлицо, импортировавшее легковой автомобиль и воспользовавшееся льготой по растаможке, не может его продать в течение двух-трех лет.

Также профучастники авторынка просят вывести автомобили из сферы ценового регулирования, т.е. исключить из постановления Совмина от 19.10.2022 № 713 «О системе регулирования цен»

«Это избавило бы нас от многих бюрократических и формальных ограничений», – уточнил Г. Свидерский.

По его мнению, профучастники авторынка при содействии отраслевой ассоциации могли бы самостоятельно обеспечить сдерживание цен на уровне, «который необходим и устанавливается государством».

Пока дорого, но перспективно

В Беларуси, как видим, активно обсуждаются законодательные новации в части условий продаж автомобилей. Другие страны также дискутируют на эту тему, но в ином контексте – в Евросоюзе речь идет о введении фактического запрета на продажи автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями.

Европарламент в феврале уже принял решение о том, что соответствующая норма начнет действовать в 2035 г. Это позволит снизить количество вредных выбросов в атмосферу и фактически переведет европейский рынок на электромобили.

В Беларуси же в 2022 г. дилеры продали на белорусском рынке небольшое количество новых электромобилей (55), правда, по сравнению с 2021 г. их продажи увеличились на 28%.

Производство электромобилей в Беларуси пока нецелесообразно по экономическим причинам, сообщил Г. Свидерский, но при этом он считает движение отечественного авторынка в данном направлении весьма перспективным.

«В нашей стране, конечно, созданы хорошие предпосылки для развития электромобилей: инфраструктура (включает более 600 заправок), избыточная электроэнергия (вырабатываемая БелАЭС), относительно небольшие расстояния между городами. По-моему, единственным сдерживающим фактором сейчас является цена электромобилей», – подчеркнул Г. Свидерский.

Сегодня «БЕЛДЖИ» придерживается стратегии импорта готовых электромобилей из Китая, чтобы не увеличивать цену из-за организации их производства в Беларуси. Если удастся создать и вывести на белорусский рынок более бюджетный сегмент таких автомобилей, то «мы можем быть свидетелями заметного увеличения количества электромобилей» в Беларуси, предполагает Г. Свидерский.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by