Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Автомобильный рынок: — рост во всех сегментах

Фото: NeONBRAND / unsplash

В январе–июне официальные дилеры легковых и коммерческих автомобилей продали 23 196 автомобилей, что на 70,5% больше аналогичного периода 2017 г. и на 92,2% – 2016-го, сообщает Белорусская автомобильная ассоциация.

Чем объясняется рост продаж по итогам I полугодия? Ситуацию для «ЭГ» прокомментировал замгендиректора БАА Сергей ВАРИВОДА.

Рост автомобильного рынка, оттолкнувшегося в прошлом году от «дна», продолжается во всех его сегментах. Растут не только продажи у официальных дилеров, но и «неорганизованный ввоз», продажи не только новых легковых автомобилей, но и бывших в употреблении.

Общую статистику по авторынку публикует Белстат: импорт легковых автомобилей в страну в январе–апреле составил 22 288 шт., что на 78,8% больше результата соответствующего периода прошлого года. Чуть меньше рынка выросли продажи белорусских дилеров.

Позитивная динамика во всех сегментах говорит о том, что в основе роста лежат одни и те же факторы. В первую очередь, это рост реальных доходов населения (7,7% – в январе–мае). При этом для населения характерна смена модели поведения в посткризисный период. Вместо накопления и сбережения белорусы активно кредитуются. Статистика показывает 70%-ный рост задолженности по потребительским кредитам в январе–мае год к году, что примерно соответствует росту авторынка.

В структуре продаж автодилеров существенно за год выросла доля продаж с привлечением покупателем внешнего финансирования. Если год назад кредит и лизинг обеспечивали примерно 40% продаж БАА, то сейчас этот показатель достиг половины рынка.

Ощущается улучшение финансового состояния организаций, рост инвестиций в приобретение транспортных средств. Рост ВВП страны на 4,5% за полугодие подстегнул продажи юридическим лицам.

Важнейшим фактором взрывного роста продаж послужил и очередной обвал курса российской валюты. Укрепление белорусского рубля к российскому составило около 10% и полностью компенсировало для белорусских покупателей эффект подорожания автомобилей у российских поставщиков. Напомним, что около 90% импорта легковых автомобилей в страну белорусскими дилерами осуществляется из России. К середине года произошло нехарактерное снижение номинальных цен в белорусских рублях на новые легковые автомобили. Скорее всего, это временный эффект, и во втором полугодии цены двинутся вверх. Так что замедление роста рынка легковых автомобилей во втором полугодии вполне ожидаемо.

Вряд ли по итогам года дилерские продажи вырастут более чем на 40–50%. Хотя и эта цифра представляется уникальной для страны с переходной экономикой, да еще в посткризисный период.

В марочном разрезе рост рынка неоднородный. Доминируют продажи легковых автомобилей, произведенных в РФ. Хорошую динамику во втором квартале показывает отечественный производитель СЗАО «БЕЛДЖИ».

Автомобили с кузовом типа «универсал» набирают популярность у белорусов. В первую очередь растут продажи SUV – внедорожников и кроссоверов. Причем спрос продолжает смещаться от мини-SUV в более высокие сегменты.

Внутри сегмента все более популярными становятся кроссоверы с передним приводом и автоматической трансмиссией. Эти автомобили удобны и экономичны в городе, к тому же позволяют решать и повседневные внедорожные задачи (лес, дача, отдых на воде).

В разрезе силовых агрегатов все более популярными становятся автомобили с турбонаддувом. А вот электромобили и гибриды пока являются экзотикой для авторынка. Автодилеры только-только начинают продажи некоторых моделей «автомобилей будущего».

По-прежнему снижается доля автомобилей с пробегом: если в прошлом году доля импорта «бэу» снизилась до одной трети общего импорта, то в текущем году вряд ли достигнет 25%.

Сохраняется и «неорганизованный ввоз» новых легковых автомобилей из страны-соседки. Всплески мы наблюдаем в периоды ослабления курса российского рубля. Однако в целом по итогам года доля такого ввоза не превысит 10% общего рынка новых легковых автомобилей, сообщили «ЭГ» в Белорусской автомобильной ассоциации.

Справка ЭГ. В I полугодии на белорусском рынке больше всего продано новых автомобилей Renault (5845), LADA (4206), Volkswagen (3248).

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений