$

2.1058 руб.

2.4041 руб.

Р (100)

3.1947 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Контроль

Аудиторы помогут с ликвидацией бизнеса

11.07.2017

Положение о порядке оказания аудиторскими организациями, аудиторами, осуществляющими деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, услуг по независимой оценке деятельности юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) при их ликвидации (прекращении деятельности) утверждено постановлением Совмина от 4.07.2017 № 500 (далее – постановление № 500 и Положение соответственно).

Напомним, Декретом Президента от 28.02.2017 № 2 были внесены изменения в Декрет Президента от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и лик­видации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования», позволяющие субъектам хозяйствования, принявшим решение о самоликвидации, инициировать аудиторскую проверку своей деятельности. Соответствующий договор оказания аудиторских услуг должен быть заключен до представления в регистрирующий орган заявления о ликвидации юридического лица (прекращении деятельности ИП). Таким образом, чтобы закрыть свой бизнес, можно не дожидаться налоговой проверки, а заменить ее услугами аудиторов по независимой оценке своих отношений с бюджетом. Разумеется, за соответствующую оплату.

Согласно постановлению № 500, вступающему в силу с 3 сентября т.г., право на оказание таких услуг предоставляется аудиторским организациям, имеющим в штате аудиторов со стажем работы не менее 3 лет, а также аудиторам – ИП, осуществляющим аудиторскую деятельность не менее 3 лет. Кроме того, такие аудиторские компании (аудиторы – ИП) должны заключить договор страхования гражданской ответственности за причинение вреда в связи с осуществлением профессиональной деятельности. Перечень аудиторов, имеющих право на оказание данных услуг, будет размещен на официальном сайте Минфина.

По итогам проверки аудиторы составляют аудиторское заключение и отчет (не менее 5 экземпляров), которые должны содержать:

– информацию о проверенном периоде;

– о наличии (отсутствии) у юридического лица (ИП) задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей в бюджет, в т.ч. государственные целевые бюджетные фонды, по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (далее – страховые взносы);

– о наличии (отсутствии) у юридического лица (ИП) непрекращенных обязательств перед таможенными органами;

– о сделках своего клиента с лицами, включенными в реестр коммерческих организаций и индивидуальных пред­принимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере, в случае совершения им таких сделок;

– сведения о привлечении ИП физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам (за период с даты госрегистрации ИП до даты принятия им решения о прекращении деятельности);

– описание фактов нарушения законодательства с указанием норм, которые были нарушены;

– должности, фамилии, инициалы руководителей, главных бухгалтеров и иных лиц, несущих ответственность за организацию и (или) ведение бухгалтерского и (или) иного учета, с обязательным указанием периода их работы на занимаемых должностях в проверяемом периоде;

– иные сведения по каждому вопросу, подлежащему независимой оценке (при их наличии).

Метод проверки вопросов, связанных с начислением и уплатой налогов, сборов и страховых взносов, наличием договоров ИП с физлицами, аудиторы будут определять самостоятельно. При этом оговаривается, что срок хранения аудиторами рабочей документации по оказанию услуг по независимой оценке составляет 5 лет с даты выдачи аудиторского заключения и отчета. Заметим, что такой же срок (только без указания даты начала отсчета) установлен для любой рабочей документации аудиторов (п. 59 перечня, утв. постановлением Минюста от 24.05.2012 № 140).

Результаты аудита представляются в налоговые и таможенные органы и в «Белгосстрах» не позднее 20 рабочих дней с момента заключения договора. Срок весьма сжатый для столь ответственной работы. При этом проверка налоговых вопросов должна быть проведена за период, установленный законодательством для проведения проверки субъектов хозяйствования при их ликвидации (прекращении деятельности) налоговыми и таможенными органами. На­помним, по общему правилу проверки (за некоторым исключением) проводятся за период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором принято решение о назначении проверки, а также за истекший период текущего календарного года (п. 13 Указа Президента от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь»). В Положении прямо указано, что именно за такой период аудиторам придется проверять расчеты по страховым взносам. Но для налоговых проверок период ни Указом № 510, ни иным актом пока не ограничен.

Проверку уплаты взносов в ФСЗН законодатели аудиторам не доверили.

На основании аудиторского заключения налоговые, таможенные органы и Белгосстрах без дополнительных проверок будут контролировать правильность расчетов с бюджетом и по страховым взносам в БРУСП «Белгосстрах» закрывающиехся организаций или ИП. Однако проведение аудита не гарантирует, что их больше не потревожат. Названные органы могут проверить те же вопросы и (или) периоды, если у них имеется информация, не соответствующая данным, содержащимся в аудиторском заключении и (или) отчете, которая может повлиять на исполнение проверяемым юридическим лицом (ИП) обязательств перед бюджетом и Белгосстрахом, если выявленные аудиторами нарушения не устранены в течение 30 рабочих дней со дня пред­ставления в регистрирующий орган заявления о ликвидации, не внесены соответствующие изменения в бухгалтерскую отчетность и налоговые декларации. Кроме того, проверки не избежать, если в аудиторском заключении и (или) отчете есть информация о совершении проверяемым лицом сделок с субъектами, включенными в «лжепредпринимательский» реестр, или если выяснится, что услуги оказаны аудиторами, не соответствующими установленным требованиям.

Также проверка ликвидируемых лиц возможна в случаях, установленных таможенным законодательством ЕАЭС. От­метим, что Таможенный кодекс ЕАЭС, вступающий в силу в следующем году, предусматривает, что особенности исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин  и совершения таможенных процедур при ликвидации организации, прекращении деятельности ИП устанавливаются законодательством государств – ­членов союза.

Автор публикации: Леонид ФРИДКИН