$

2.1499 руб.

2.4501 руб.

Р (100)

3.2409 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Базовая величина

25.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Мнение специалиста

Аудиторская палата Беларуси. Прошлое и будущее...

18.12.2018

Поправки в Закон от 12.07.2013 № 56-З «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон № 56-З) приняты Палатой представителей 06.12.2018 в первом чтении. Наряду с другими изменениями они предусматривают учреждение Аудиторской палаты как единого органа самоуправления аудиторских организаций и аудиторов-ИП.

В связи с этим сделаем экскурс в историю развития аудита в нашей стране.

Аудиторская палата при Совмине

Отсчет аудиту, как новому виду экономической деятельности и, соответственно, профессии, начинается с принятия Совмином СССР 13 января 1987 г. двух постановлений: «О порядке создания на территории совместных предприятий, международных объединений и организаций СССР и других стран членов СЭВ» и «О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий с участием советских организаций и фирм капиталистических и развивающихся стран».

Названными документами предусматривалось, что проверка финансово-хозяйственной и коммерческой деятельности совместных предприятий в целях определения правильности налогообложения осуществляется за плату советской хозрасчетной аудиторской организацией. В том же году на базе Главного управления валютного контроля Минфина СССР было образовано первое на территории СССР АО «Инаудит», а союзным республикам, в т.ч. Белоруссии, было рекомендовано рассмотреть вопрос о целесообразности аналогичных организаций.

В отличие от нашей страны, другие союзные республики последовали рекомендации и создали соответствующие структуры, которые действовали в рамках СССР, в т.ч. на территории БССР. Несмотря на отсутствие соответствующей правовой основы, в 1990 г. в Беларуси появились первые хозрасчетные, независимые аудиторские организации, такие как Минскаудит, БелЭКОаудит, Информационно-аналитический центр РП НТО торговли и др.

Первым официальным документом в сфере регулирования рынка аудиторских услуг в РБ стало постановление Совмина от 30.09.1991 № 367 «О контрольно-ревизионной службе», которым в т.ч. поручалось Минфину, Госэкономплану, Минюсту организовать работу по созданию Аудиторской палаты РБ (далее – Палата), а также было утверждено Временное положение об аудиторской деятельности в РБ (далее – Временное положение).

Пунктом 9 Временного положения определялось, что аудит имеют право осуществлять лица, аттестованные Палатой после сдачи ими экзаменов и получения квалификационного удостоверения (лицензии). Палата при Совмине, образованная в соответствии с его постановлением от 17.08.1992 № 506, являлась органом госуправления с численностью работников центрального аппарата в количестве 23 единицы, регулирующим аудиторскую деятельность в республике. Этот орган уполномочивался на лицензирование аудита.

На организационно-технические аспекты, связанные с лицензированием, потребовалось время. Фактически Палата начала выдавать лицензии только с февраля 1993 г. За указанный год их получили 39 аудиторские организации.

В различных нормативных правовых актах РБ, принимаемых в тот период, уже приводились нормы, указывающие на перечень услуг, которые могут оказывать аудиторы и аудиторские организации (далее – аудиторы и организации).

Так, ст. 12 Закона от 30.05.1991 № 826-XII «Об экономической несостоятельности и банкротстве» регламентировалось, что при подготовке дела об экономической несостоятельности к слушанию суд назначает экспертизу финансово-хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования. Экспертизу могут осуществлять аудиторы или организации, имеющие лицензии Палаты.

Палата как саморегулируемая организация

Наиболее значимым недостатком в работе Палаты, по мнению аудиторов, было то, что ее сотрудники были практически недоступны из-за своего статуса и местонахождения, а немногочисленные аудиторы – разрознены. Кроме того, стала ощутимой проблема правового вакуума по аудиторской деятельности. Именно по этой причине активизировалась разработка закона об аудиторской деятельности. Было созвано и проведено два республиканских съезда аудиторов.

Самым сложным и долго обсуждаемым вопросом со стороны депутатов стал статус Палаты: с одной стороны, аудиторы хотели независимый орган, сформированный по профессиональному признаку, а с другой – было опасение, что без бюджетных вливаний не хватит финансовых ресурсов на его содержание.

В результате ст. 7 Закона от 08.11.1994 № 3373-XII «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон № 3373-XII) предусматривалось, что организации или аудиторы в целях координации своей деятельности, а также представления и защиты имущественных интересов могут создавать объединения организаций или аудиторов в порядке, установленном законодательством.

Рассматривая этот период аудиторской деятельности в нашей стране, приходится констатировать, что, несмотря на некоторые недостатки, Палата сыграла важную роль в разработке ключевых направлений развития аудита. Она заложила основы требований, предъявляемых к аудиторам и организациям, к осуществлению лицензирования; проводила работу по подготовке и повышению квалификации кадров, разработку учебных, учебно-тематических планов и программ экзаменов для аттестации аудиторов; вела учет организаций и аудиторов и др.

Еще до принятия Закона № 3373-XII постановлением Совмина от 14.03.1994 № 145 принимается решение упразднить прежнюю Палату при Совмине, имея в виду создание в РБ такой Палаты, которая бы работала на принципах самоуправления и самофинансирования.

Постановлением Совмина от 16.06.1994 № 454:

1) на Аудиторскую палату (далее – АП) возлагались функции госрегулирования аудиторской деятельности и контроля за ней;

2) утверждено Положение о порядке государственного регулирования аудиторской деятельности и контроля за ней в Республике Беларусь (далее – Положение), в соответствии с которым АП:

– выдавала аудиторам и организациям лицензий на занятие аудиторской деятельностью, а денежные средства, полученные за выдачу аудиторам и организациям лицензий и их перерегистрацию в размере 50% оставались в ее распоряжении, а 50% – перечислялись в доход республиканского бюджета;

– осуществляла контроль за соблюдением аудиторами и организациями порядка осуществления аудиторской деятельности;

– устанавливалась плата за выдачу лицензий;

– определяла квалификационные требования к лицам, претендующим на аттестацию на право занятия аудиторской деятельностью;

– регламентировала ответственность за невыполнение требований Положения.

С марта 1996 г. и до июня 1997 г. АП совместно с Белорусской ассоциацией бухгалтеров выпускается ряд комплектов нормативных документов по налогообложению и бухучету, в который включаются законодательные и иные акты последних лет. Если учесть, что интернета еще не было, а информационно-аналитические и справочные системы появились гораздо позже, то наличие таких комплектов позволяло аудиторам оперативно ориентироваться в быстро изменяющемся правовом поле.

В 1996 г. АП начала разрабатывать стандарты по аудиту. Всего было предусмотрено разработать и утвердить около 30 таких документов. В 1996 г. утвержден первый из них – «Порядок составления аудиторского заключения», разработаны и рассмотрены на заседании республиканского Совета аудиторов еще два: «Кодекс этики аудиторов» и «Договор и условия проведения аудиторской проверки». Проекты стандартов, разработанные АП, передавались на экспертизу в международные организации (Британский институт дипломированных бухгалтеров) на их соответствие международным нормам и принципам.

АП была той структурой, в которую можно было обратиться за разъяснениями как по «телефону», так и лично. Она поддерживала тесные связи со СМИ («Национальной экономической газетой», журналами «Главный бухгалтер», «Финансы. Учет. Аудит», «Бухгалтерский учет и анализ» и др.), информируя не только аудиторов, но и заказчиков их услуг о выявляемых нарушениях.

Просуществовав 7 лет, АП самоликвидировалась, передав свои функции Минфину в связи с принятием Декрета Президента от 28.07.1999 № 30 «О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования аудиторской деятельности и контролю за ее осуществлением в Республике Беларусь».

Общественные объединения аудиторов

Первым общественным объединением по профессиональному при­знаку в Беларуси в 2001 г. стала ОО «Ассоциация сертифицированных бухгалтеров и аудиторов» (далее – АСБА), которая являлась членом Евразийского совета сертифицированных бухгалтеров и аудиторов.

АСБА возглавил заведующий кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита в отраслях народного хозяйства УО «Белорусский государственный экономический университет», доктор экономических наук, профессор Д. Панков. Ассоциация сыграла важную роль в области сертификации специалистов по программам CAP/CIPA, однако так и не смогла объединить аудиторское сообщество для решения проблем в области функционирования рынка аудиторских услуг.

Ассоциация профессиональных аудиторов (АПА) зарегистрирована 30.09.2009, и в нее вошли 21 ИП – аудиторов. Неизменным Председателем АПА является И. Володина. Согласно уставу Ассоциации предметом ее деятельности является консолидация усилий аудиторов и аудиторских компаний для защиты общих интересов и оказание всесторонней помощи для решения стоящих перед ними задач.

Почти одновременно (14.01.2010) была зарегистрирована Ассоциация ау­ди­торских организаций (ААО), в состав которой входили 27 организаций.

Союз Сертифицированных Аудиторов и Бухгалтеров (АСБА) зарегистрирован в ЕГР 12.09.2016. Он является некоммерческой организацией, объединяющей коммерческие и некоммерческие организации, осуществляющие свою деятельность в сфере аудита и бухгалтерского учета, а также осуществляющие профессиональную и (или) образовательную деятельность в сфере экономики. Членами АСБА являются ООО «Бейкер Тилли Бел», ООО «Грант Торнтон», Общественное объединение сертифицированных бухгалтеров и аудиторов и ООО «РСМ Бел Аудит».

Таким образом, в настоящее время в Беларуси действует ряд общественных объединений аудиторов, каждое из которых стремится поднять статус пред­ставителей этой профессии. Вместе с тем большая часть аудиторов и аудиторских организаций, в т.ч. «большая четверка», не входят ни в одно из аудиторских объединений в РБ.

Будущее Аудиторской палаты

Статьей 8 законопроекта о внесении изменений в Закон № 56-З, который депутаты рассмотрели в первом чтении 06.12.2018, предусматривается учреждение Аудиторской палаты как единого органа самоуправления организаций и аудиторов – ИП. Ее учредителями будут являться организации и (или) аудиторы – ИП, а членами также аудиторы – физические и юридические лица, не осуществляющие аудиторскую деятельность.

Как видно, проект возвращает к уже пройденному варианту объединения аудиторов на условиях саморегулирования.

По мнению автора, консолидация усилий профессионального аудиторского сообщества в стране является положительной тенденцией для решения многих наболевших вопросов аудиторской деятельности.

Однако последнее слово остается за аудиторами и депутатами. Время покажет, какой путь будет проложен и куда он в очередной раз приведет.

Автор публикации: Валентина ЛЕМЕШ, к.э.н., доцент