Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2543
EUR:
3.4694
RUB:
3.4845
Золото:
244.3
Серебро:
2.9
Платина:
96.99
Палладий:
106.3
Назад
Бюджет
24.03.2020 8 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №22 (2321) от 24.03.2020
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Аудит в госсекторе и новый налог. Как будет меняться бюджетная политика

Фото: mamstartup.pl

Власти планируют, что консолидированный бюджет придется формировать с дефицитом три года подряд – до 2022 года. При этом предложен ряд мер для сбалансированного управления финансовыми ресурсами.

Такой вывод можно сделать из принятой Совмином государственной программы по управлению госфинансами и регулированию финансового рынка до 2025 года (постановление от 12.03.2020 № 143).

 

Непрофильные расходы ФСЗН – за счет госбюджета

Меры налоговой политики обещают направить на снижение зависимости доходной базы бюджета от конъюнктуры внешнего спроса на сырьевые товары и стимулирование инвестиционной и инновационной активности.

Параллельно со снижением нагрузки на бюджет по обслуживанию внешнего долга планируется постепенное повышение заработных плат работникам бюджетных организаций и повышение бюджетной дисциплины в виде ограничений на новые обязательства.

Отдельно речь идет о повышении устойчивости пенсионной системы. В 2015–2017 годах выплаты из ФСЗН обеспечивались с привлечением трансфертов из республиканского бюджета. В 2018 году общий объем субвенций в фонд составил 810,6 млн руб., при этом средства из республиканского бюджета на обеспечение дефицита всебелорусской пенсионной «кубышки» не направлялись. В 2019 и 2020 годах субвенции вновь оказались нужны.

В связи с этим помимо дальнейших изменений действующей пенсионной системы планируется упорядочить расходы ФСЗН: непрофильные траты (прежде всего речь идет о сфере детского оздоровления и социального обеспечения) будут производиться за счет республиканского бюджета.

 

Поддержка госсектору и больше налоговой самостоятельности регионам

На начало прошлого года общая задолженность организаций реального сектора перед бюджетом и иност­ранными кредиторами составила в эквиваленте 13 млрд USD. Из них 4,7 млрд – это бюджетные ссуды, займы и исполненные гарантии правительства.

Правительство рассчитывает снизить риски недополучения доходов и внеплановых трат из госказны, создаваемые реальным сек­тором, а также объемы господдержки, оказываемой ему. Но пока ожидается, что долги крупных предприятий и объем гособязательств в связи с ними будут расти. До конца 2020 года должна быть организована оценка фискальных рисков на постоянной основе.

Для сокращения объемов государственной поддержки, оказываемой организациям реального сектора экономики, предусматриваются введение регулярного мониторинга условий кредитования. В текущем году такая господдержка должна сократиться не менее чем на 10%.

В целом планируется усиливать налоговую автономию регионов с расширением прав местных органов власти. Сейчас доходная база местных бюджетов в среднем на 80% формируется за счет собственных источников доходов. Однако сущест­вует чудовищное неравенство между регионами: если Минск полностью самодостаточен, то Гомельская и Могилевская области могут себя обеспечить только на 63%.

Для решения этих и других задач запланировано создание системы внутреннего контроля и аудита в государственном секторе. Она должна способствовать профилактике и предотвращению правонарушений, повышению качества государственного и корпоративного управления, эффективности использования бюджетных и собственных средств организаций.

 

Без лишних заимствований и налоговых льгот

Госпрограмма также регулирует дальнейшее управление внешним и внутренним госдолгом. Планируется постепенное снижение отношения госдолга к ВВП и наращивание золотовалютных резервов. Разработчики документа подчеркивают, что «напряженный график платежей по государст­венному долгу, необходимость выполнения социальных обязательств бюджета, а также уменьшение валютных доходов бюджета не позволят кардинально ограничить несвязанные заимствования в среднесрочном периоде». То есть без внешних кредитов пока никуда.

Однако будет снижаться доля заимствований на рефинансирование долга, реализацию инвестпроектов и пополнение ЗВР.

Обещано повышение эффективности налогового регулирования и администрирования. В частности, планируется поддержание оптимального уровня налоговой нагрузки на экономику, который ежегодно не должен превышать 26% от ВВП.

Для обеспечения равных условий хозяйствования продолжится работа по сокращению неэффективных налоговых льгот. Должны быть рассмотрены и возможные изменения некоторых ставок налогов.

Налог на недвижимость планируется исчислять исходя не из остаточной, а из кадастровой (рыночной) стоимости объектов.

Допускается и введение единого имущественного налога.

 

Движемся к приватизации. Но медленно и осторожно

Говоря об ограничении внешних заимствований, власти рассчитывают на активизацию внутреннего финансового рынка.

В программе это названо «аккумулирование временно свободных ресурсов граждан и юридических лиц и их перераспределение на возмезд­ной основе в пользу субъектов хозяйствования, которые нуждаются в инвестициях».

Сейчас государство – мажоритарный акционер, доля которого составляет около 90% от общего количества акций акционерных обществ или 74,5% в совокупном акционерном капитале белорусских предприятий.

Развитие рынка акций будет связано с дальнейшими решениями по снижению доли государства в акционерном капитале без потери контроля государства в ключевых сферах.

В тех сферах, которые государство посчитает важными, обещано сохранение в госсобственности блокирующего пакета (25% плюс 1 акция). В целом же на биржу планируют выставлять госпакеты акций организаций, где госдоля не превышает 50%.

Также планируется развивать наиболее активный сегмент белорусского рынка ценных бумаг – облигации.

 

Страховая либерализация

Определенные решения должны быть приняты и в страховом секторе.

В Совмине признают, что здесь пока нет равных условий хозяйствования: негосударственным страховым организациям запрещено продавать полисы обязательного страхования, а также страховать имущественные интересы государст­венных юридических лиц. При этом страховые организации, на решение которых может влиять государство, ограничены в возможностях инвестирования собственных средств и средств страховых резервов. Им запрещено размещать ресурсы в негосударственных банках и приобретать ценные бумаги юридических лиц.

Действующие здесь ограничения планируется отменить.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений