Аудит сегодня и завтра: мнение эксперта

Прошедший год для аудита был чрезвычайно сложным. Прежде всего, это было обусловлено подготовкой и принятием Закона «Об аудиторской деятельности» в его новой редакции. В ноябре состоялось общее собрание аудиторов – ИП и руководителей аудиторских организаций, принявших ряд решений, связанных с организацией деятельности Аудиторской палаты (АП), созданной в соответствии с Законом.
Без преувеличения можно сказать, что в обсуждении проекта Закона приняло участие практически все аудиторское сообщество. Не осталось равнодушных и при создании АП. Были избраны члены правления, а затем – по согласованию с Минфином – председатель АП и его заместитель.
В настоящее время Минфином, руководством палаты и ее правлением ведется серьезная работа по организации полноценной деятельности АП, которая уже прошла госрегистрацию.
Пока эта работа, в большей мере связана с формированием Реестра аудиторских организаций и аудиторов – ИП, сбором вступительных взносов, формированием рабочей структуры (специализированных органов) палаты.
Потом, как представляется, предстоит проделать значительный объем работы по созданию и внедрению в аудиторском сообществе эффективной системы оценки качества работы его членов, внедрению МСА, содействию внедрения и адаптации к национальной системе учета МСФО и т.д.
В целом, следует признать, что принятый Закон дает некоторый повод для оптимизма. Вместе с тем, как мне кажется, ряд проблем в Законе не решен и их предстоит решать уже в ближайшем будущем.
На какие стратегические моменты следовало бы, по моему мнению, обратить внимание руководству АП и избранным членам правления:
– при разработке стратегии развития аудиторской деятельности в Беларуси, а такая стратегия обязательно должна быть сформирована, следует исходить прежде всего из необходимости приоритета развития национальных аудиторских компаний, как это имеет место уже длительное время в Китае и в последнее время в России. При этом мы должны понимать, что любая национальная экономика имеет свои особенности. Соответственно и аудит должен учитывать эти особенности, а не ориентироваться исключительно на нормы МСА и МСФО. Кроме того, в стратегическом плане, не следует забывать и об экономической безопасности страны, а также интересах аудируемых компаний, заинтересованных сегодня в большей мере в «налоговом аудите», а не в аудите для потенциальных инвесторов и частных собственников, институт которых в Беларуси еще не развит;
– при разработке методологии оценки качества работы аудиторских организаций и аудиторов – ИП необходимо, как нам представляется, исходить из того, что разрабатываемые системы оценки качества должны быть различными для организаций, осуществляющих аудит общественно-значимых организаций, а также организаций и аудиторов – ИП, аудирующих малый и средний бизнес. Полагаем, что о своей защите, в определенной степени обеспечиваемой внешней и внутренней системами оценки качества работы, члены аудиторского сообщества должны заботиться сами и в большей мере не через увеличение «бумаготворчества», а путем повышения своей профкомпетентности и ответственности за выполненный аудит.
Требуют своего решения и вопросы, которые уже поднимались аудиторским сообществом, в частности Ассоциацией аудиторских организаций, а также Ассоциацией профессиональных аудиторов.
Речь идет, в частности, о необходимости:
– уменьшения минимального уровня выручки для проведения обязательного аудита в 1,5 – 2 раза, что позволит увеличить количество аудируемых субъектов и, соответственно, снизит их налоговые и финансовые риски;
– сокращения предусмотренной Законом минимальной численности аудиторских организаций с 5 до 3 аудиторов, как это имеет место, например, в России. Уже сегодня очевидно, что без принятия такого решения количество аудиторских организаций существенно сократится, что, без сомнения, негативно скажется на рынке аудиторских услуг для малого и среднего бизнеса;
– предоставления возможности аудиторским организациям привлекать на условиях подряда другие аудиторские организации и аудиторов – ИП, что сегодня допускается только для аудиторских организаций и только в случаях, когда проводится обязательный годовой аудит консолидированной бухгалтерской и (или) финансовой отчетности.
Безусловно, обозначенные выше вопросы – это не вопросы «одного дня», но, тем не менее, они актуальны и, с нашей точки зрения, в перспективе требуют своего решения.