$

1.9366 руб.

2.3198 руб.

Р (100)

3.3604 руб.

Ставка рефинансирования

11.50%

Инфляция

-0.10%

Базовая величина

23.00 руб.

Бюджет прожиточного минимума

197.57 руб.

Тарифная ставка первого разряда

31.00 руб.

Контроль

Аудит при ликвидации: возможности и риски

14.07.2017

Постановление Совмина от 4.07.2017 № 500 предоставляет субъектам хозяйствования, принявшим решение о завершении своей деятельности, возможность, не дожидаясь налоговой проверки, обратиться к аудиторам за проведением независимой оценки налоговых и таможенных вопросов.

Участие аудиторов призвано способствовать разрешению од­ной из главных проблем многотысячной очереди претендентов на ликвидацию – длительного ожидания проверки налоговых и таможенных органов. Но на практике у аудиторов и их клиентов могут возникнуть некоторые затруднения.

Во-первых, это связано с низ­кой платежеспособностью потенциальных заказчиков. Каковы бы ни были причины закрытия компании, вряд ли ее финансовое положение располагает к дополнительным расходам. В свою очередь, небогатый аудиторский бизнес не может себе позволить получить в лице ликвидируемой организации очередного «стабильно» безнадежного дебитора.

Во-вторых, аудиторам нужно тщательно взвесить возможные последствия «независимой оце­нки», причем не столько во взаимоотношениях с клиентом, сколь­ко с государством. Ведь постановление № 500 прямо предусматривает, что заинтересованные госорганы (налоговые, таможенные, «Белгосстрах») могут усомниться в результатах аудита, отраженных в аудиторском заключении и отчете. Это воз­можно, если у данных органов будут какие-то дополнительные сведения, которые не были известны аудиторам в ходе проверки. Заметим, что возможности, предусмотренные Национальными правилами аудиторской деятельности «Подтверждающая ин­формация из внешних источников», утв. постановлением Мин­фина от 27.12.2005 № 165, довольно ограничены.

Такая же ситуация может возникнуть, если у аудируемого субъекта были связи с лицами, включенными в пресловутый известный реестр «повышенного риска». Вероятность этого достаточно высока, что создает дополнительные риски. Таким образом, сама по себе независимая аудиторская оценка не гарантирует, что госорганы не проведут дополнительно свою проверку, последствия которой чреваты неприятностями как для ликвидируемых субъектов хозяйствования, так и для аудиторов.

Все это заставит аудиторские компании весьма осторожно отнестись к новому виду услуг, которые они могут теперь оказывать. Не прибавляет это уверенности и претендентам на ликвидацию.

Еще один элемент риска: период, за который должна проводиться «независимая оценка». В постановлении № 500 говорится, что это период, установленный законодательством для проведения проверки юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) при их ликвидации налоговыми и таможенными органами. Но по общему правилу, установленному п. 13 Указа Президента от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании конт­рольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», проверка субъекта проводится за период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором в установленном порядке принято решение о назначении проверки, а также за истекший период текущего календарного года, за исключением налоговых и бюд­жетных отношений, и еще ряда случаев. Однако согласно ст. 711 НК для проверок, проводимых при ликвидации субъектов хозяйствования, в части вопросов соблюдения налогового законодательства начало проверяемого периода определяется с даты государственной регистрации плательщика (иного обязанного лица).

Следовательно, период проверки налоговых вопросов законодательно сегодня не ограничен. Вопрос о его сокращении до 5 лет еще только обсуждается. При этом постановлением № 500 и Декретом № 2 на независимую аудиторскую оценку отводится 20 дней – срок для качественной проверки такого периода просто нереальный. Между тем, по­скольку речь идет, в первую очередь, об уплате налогов, уровень существенности при проверке будет очень низким (ведь минимальная ошибка в обязательствах перед бюджетом может повлечь значительные санкции), а объем выборки – максимальным, если не сплошным.

Возможно, подобные опасения излишни и не перевесят общий позитивный потенциал перспективы применения механизма, предлагаемого постановлением № 500. Но аудиторам в своей деятельности полагается оценивать все риски, связанные с оказанием услуг.

Автор публикации: Евгений ГЕРШТЕЙН, заместитель председателя Ассоциации аудиторских организаций