Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Консультации
24.06.2016 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Аудит по требованию акционеров

Часть акционеров закрытого акционерного общества требует проведения аудиторской проверки финансово-хозяйственной деятельности ЗАО. В I квартале уже проводился обязательный аудит за 2015 г. Правомерны ли требования акционеров? За счет каких источников должен проводиться аудит в таком случае?

Требования акционеров могут быть правомерными – при соблюдении определенных условий.

Исходя из ст. 1 Закона от 12.07.2013 № 56-З «Об аудиторской деятельности» (далее – закон № 56-З) аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности – это аудиторская услуга по независимой оценке бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, в т.ч. составленной в соответствии с МСФО или законодательством других государств, в целях выражения аудиторского мнения о ее достоверности.

При этом заказчиками аудиторских услуг могут быть не только аудируемые лица, собственник имущества (учредители, участники) аудируемых лиц, но и иные заинтересованные лица, заключившие с согласия аудируемого лица (если иное не предусмотрено законодательством РБ) с аудиторской организацией, аудитором – индивидуальным предпринимателем договор оказания аудиторских услуг.

Обязательным согласно ст. 17 Закона № 56-З считается аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, обязательность проведения которого установлена настоящим Законом и другими законодательными актами РБ. Ежегодно проводится обязательный аудит годовой индивидуальной и консолидированной (в случае е составления) бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной в соответствии с законодательством РБ:

акционерных обществ, обязанных согласно законодательству РБ раскрывать информацию об акционерном обществе в соответствии с законодательством о ценных бумагах;

Национального банка;

банков, банковских групп, банковских холдингов;

бирж;

страховых организаций, страховых брокеров;

резидентов Парка высоких технологий;

организации, осуществляющей гарантированное возмещение банковских вкладов (депозитов) физических лиц;

профессиональных участников рынка ценных бумаг;

иных организаций, у которых объем выручки за предыдущий отчетный год превышает в эквиваленте 5 млн. EUR по официальному курсу, установленному Нацбанком на 31 декабря предыдущего отчетного года.

Кроме того, может проводиться инициативный (добровольный) аудит, обязательность проведения которого не установлена законодательством.

Хозяйственное общество вправе, а в случаях и порядке, установленных законодательством, обязано привлечь аудиторскую организацию (аудитора – ИП) для проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, оказания иных аудиторских услуг, в т.ч. в отношении своих филиалов и представительств (ст. 61 Закона от 9.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» в ред. от 15.07.2015 г., далее – Закон № 2020-XII).

Акционерное общество, обязанное в соответствии со ст. 88 Закона № 2020-XII раскрывать информацию о себе, для проведения аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности должно ежегодно привлекать аудиторскую организацию (аудитора – ИП).

Кроме того, в соответствии со ст. 86 Закона № 2020-XII по письменному требованию акционеров, являющихся в совокупности владельцами 10 или более процентов акций, направленному ревизионной комиссии (ревизору) и (или) органу управления акционерного общества, определенному его уставом, ревизия или проверка финансовой и хозяйственной деятельности АО должны быть проведены в любое время в порядке, предусмотренном ст. 59 Закона. В этом случае ревизия или проверка должны быть начаты не позднее 30 дней с даты поступления требования акционеров об их проведении, если иное не установлено уставом АО.

Оказание аудиторских услуг осуществляется на основании договора оказания аудиторских услуг в порядке, установленном законодательством. Размер и источники оплаты аудиторских услуг по договору определяются в соответствии с законодательством органом управления этого общества, уполномоченным на то в соответствии с уставом (ст. 61 Закона № 2020-XII). В свою очередь, в ст. 86 Закона № 2020-XII указано, что аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности АО, в т.ч. не обязанного раскрывать информацию о себе, должен быть проведен за счет средств АО в любое время по требованию акционеров, являющихся в совокупности владельцами 10 или более процентов акций этого общества. В случае если органом управления АО, уполномоченным на то уставом, не приняты меры по проведению аудита по требованию этих акционеров, они вправе сами выступить заказчиками аудита. Причем выбор аудиторской организации (аудитора – ИП) и заключение договора оказания аудиторских услуг осуществляются такими акционерами самостоятельно с правом взыскания с АО расходов на проведение аудита. В этом случае АО обязано создавать аудиторской организации (аудитору – ИП) условия для своевременного и качественного проведения аудита, в т.ч. предоставлять все необходимые документы.

Если уполномоченный уставом орган управления АО уклоняется от проведения аудита по требованию акционеров, являющихся в совокупности владельцами 10% или более акций этого общества, либо не создает надлежащих условий для его проведения, аудит может быть проведен на основании решения суда по иску акционеров, требующих его проведения.

Таким образом, в рассматриваемом случае, если акционеры, требующие проведения дополнительной аудиторской проверки ЗАО, обладают в совокупности 10% акций или более, их требование должно быть выполнено. При этом оплата по договору оказания аудиторских услуг производится ЗАО или самими акционерами, которые имеют право на возмещение таких расходов обществом.

В бухгалтерском учете аудируемой организации затраты на аудиторские услуги включаются в расходы по текущей деятельности в составе управленческих расходов независимо от того, является ли аудит обязательным или инициативным. В соответствии с п.п. 8 и 10 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утв. постановлением Минфина от 30.09.2011 № 102, такие расходы отражаются в бухучете записями:

Д-т сч.сч. 26 «Общехозяйственные затраты» или 44 «Расходы на реализацию» – К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Д-т сч. 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности», субсч. 90-5 «Управленческие расходы» – К-т сч.сч. 26, 44 – в полной сумме при определении финансовых результатов в конце месяца.

Расходы на аудит включаются аудируемой организацией в состав затрат, учитываемых при исчислении налога на прибыль, а предъявленные суммы НДС по аудиторским услугам принимаются к вычету в общеустановленном порядке (п. 1, подп. 2.1, абз. 2 ч. 1 п. 5, п. 6 ст. 107, ст. 130 НК, ). При этом также не имеет значения, является ли аудит обязательным или инициативным, поскольку в ст. 131 НК среди перечней затрат, не учитываемых при налогообложении налогом на прибыль, не названы затраты на аудиторские услуги. Данный вывод приводится в письме МНС от 22.12.2009 № 2-1-9/1120 «О разъяснениях Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь».

Если заказчиком аудита по договору оказания аудиторских услуг в установленном порядке выступают собственник имущества аудируемой организации, инвестор или другие лица, а затраты на аудиторские услуги несет аудируемая организация, то она вправе отнести их к затратам, учитываемым при налогообложении. При этом аудируемое общество вправе отнести на затраты, учитываемые при налогообложении, расходы по аудиту, который проводился по требованию и за счет средств участника общества, только в случае, если эт расходы возмещаются за счет средств общества в соответствии с решением общего собрания его участников (письмо Минфина от 5.07.2012 № 15-2-10/57 «Разъяснение о порядке отнесения расходов по оплате аудиторских услуг к затратам, учитываемым при налогообложении налогом на прибыль», письмо МНС от 24.01.2011 № 2-2-10/10048 «О налогообложении»).

 

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений