$

2.0882 руб.

2.4544 руб.

Р (100)

3.1726 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

АТТЕСТАЦИЯ ЗНАНИЙ И НДС©

26.08.2014

В целях обеспечения определенных социальных гарантий в Республике Беларусь налоговое законодательство устанавливает, что в предусмотренных законодательством случаях услуги в сфере образования освобождаются от налогообложения НДС. При этом, учитывая сложный характер данной льготы, который обусловлен регулированием данных правоотношений как налоговым, так и законодательством об образовании, на практике нередко можно встретить ряд вопросов и даже ошибки, связанные с применением таких льгот.

Юрий ВЕРЕМЕЙКО, юрист

Согласно подп. 1.28 п. 1 ст. 94 Налогового кодекса освобождаются от НДС обороты по реализации на территории Республики Беларусь платных услуг в сфере образования, в том числе реализация образовательных программ дополнительного образования взрослых (за исключением образовательной программы обучающих курсов (лектории, тематические семинары, практикумы, тренинги, офицерские курсы и иные виды обучающих курсов), образовательной программы совершенствования возможностей и способностей личности, реализуемых иными организациями и индивидуальными предпринимателями, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.

По разъяснениям налоговых органов, при реализации услуг в сфере дополнительного образования, впрочем, как и других, необходимо соблюдать требования законодательства об образовании, предъявляемые к соответствующему образовательному процессу. Например, в письме МНС от 19.04.2012 № 2-1-10/857 «О налогообложении (о применении норм подп. 1.28 ст. 94 НК)» внимание плательщиков обращено на то, что обязательным условием применения льготы по НДС является соблюдение требований Кодекса об образовании (далее — КО), в т.ч. статей 233 «Общие требования к организации образовательного процесса при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи», 238 «Система научно-методического обеспечения дополнительного образования детей и молодежи» и 239 «Учебно-программная документация образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи».

Очевидно, что аналогичные выводы справедливы для любого образования и образовательных программ, в т.ч. при проведении семинаров, тренингов и т.д. В частности, согласно ст. 240 КО дополнительное образование взрослых — вид дополнительного образования, направленный на профессиональное развитие слушателя, стажера и удовлетворение их познавательных потребностей. В ст. 242 КО выделены образовательные программы:

повышения квалификации и стажировки руководящих работников и специалистов;

переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее или среднее специальное образование;

специальной подготовки, необходимой для занятия отдельных должностей;

повышения квалификации, переподготовки и профессиональной подготовки рабочих (служащих);

обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов);

обучения в организациях;

совершенствования возможностей и способностей личности;

подготовки лиц к поступлению в учреждения образования Республики Беларусь.

Разные образовательные программы предусматривают различные требования к организации образовательного процесса, проведению текущей и итоговой аттестации и т.д. Например, ошибочно полагать, что условием применения льготы по НДС в отношении образовательных услуг всегда является проведение аттестации и (или) выдача слушателям диплома об образовании.

В частности, по общему правилу ст. 93 КО получение образования в случаях, предусмотренных этим Кодексом, сопровождается текущей, промежуточной и (или) итоговой аттестацией. Иными словами, проведение аттестации не является безусловной необходимостью — она проводится только тогда, когда это прямо предусмотрено законодательством об образовании.

Например, согласно ст. 253 КО итоговую аттестацию не проходят слушатели, осваивающие содержание образовательной программы обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов), образовательной программы обучения в организациях, образовательной программы совершенствования возможностей и способностей личности.

Таким образом, проведение аттестации не является безусловным требованием при применении льготы по НДС в отношении оказания образовательных услуг в виде обучающих курсов, так как законодательство об образовании вообще не предусматривает проведения итоговой аттестации в отношении образовательной программы обучающих курсов.

Что касается разъяснений налоговых органов, в том числе указанного выше, следует отметить, что в них вовсе не делается вывод о том, что условием применения льготы по НДС всегда является проведение итоговой аттестации. В соответствии с ними условием применения льгот является соблюдение соответствующих требований законодательства об образовании. Иными словами, если законодательство предусматривает какие-либо требования, например, проведение итоговой аттестации, то она необходима. Если же она не предусмотрена законодательством об образовании как обязательное требование к соответствующей образовательной программе, то очевидно, что и для целей применения льготы по НДС никакой аттестации проводить не требуется.

Более того, нельзя не отметить, что само по себе соблюдение Кодекса об образовании, в том числе требований к организации образовательного процесса при реализации конкретных образовательных программ, не следует считать безусловным основанием для применения освобождения от НДС.

Полагаю, что смысл разъяснения в указанной части заключается в попытке четко определить и очертить круг образовательных услуг, обороты по реализации которых могут освобождаться от НДС. Ведь при несоблюдении требований законодательства об образовании к образовательным процессам услуга может перестать быть образовательной, соответственно, отпадает и необходимость льготировать такие обороты, так как они теряют свою социальную значимость.

С другой стороны, если нарушения несущественны, их наличие вовсе не исключает того, что слушатель получил соответствующую образовательную услугу, следовательно, льгота по НДС вполне может быть применена, так как основные ее цели в таком случае достигаются.

Для сравнения: в отношении реализации некоторых товаров налоговое законодательство также предусматривает освобождение от НДС. При этом, очевидно, что нарушение некоторых требований к качеству товара вовсе не является безусловным основанием для неприменения льготы по НДС. Если качество не соответствует установленным требованиям, покупатель может вернуть товар, и в таком случае облагаемый оборот по реализации товаров вообще исчезает, а льгота, соответственно, не применяется. Если же товар устраивает покупателя и он его не возвращает или стороны достигли какого-либо иного соглашения, например, снижения его цены, льгота вполне может быть применена. По крайней мере ни НК, ни иные акты налогового законодательства не предусматривают необходимости прекращения применения льготы в случае нарушения требований к качеству товара, в отношении оборотов по реализации которого предусмотрено освобождение от НДС.

Представляется, что аналогичные выводы справедливы и в отношении образовательных услуг. Невыполнение некоторых требований законодательства об образовании не исключает самого факта оказания образовательных услуг: услуги имеют место, но оказаны с нарушениями. В таком случае, по мнению автора, льгота по НДС вполне может быть применена. И лишь в том случае, когда нарушения столь существенны, что не позволяют вести речь об освоении физическим лицом соответствующей образовательной программы, можно констатировать, что отсутствовала сама услуга в области образования, обороты по реализации которой освобождаются от НДС. Именно в таком случае можно вести речь о неприменении льготы по НДС. Правда, тогда физическое лицо, оплатившее услугу, вероятнее всего, потребует возврата уплаченных денег, поскольку услуга так и не получена. Соответственно, придется скорректировать сумму реализации и отпадет необходимость в применении льготы ввиду отсутствия объекта налогообложения.

В заключение отметим, что указанные выводы справедливы только для тех случаев, когда нарушения были допущены именно учреждением образования или иной организацией, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность. Если же обучаемое физическое лицо не освоило образовательную программу и не прошло итоговую аттестацию, это не значит, что услуга не оказана. Напротив, она имела место, и выручка от ее оказания должна льготироваться — ведь прохождение аттестации зависит не только от учреждения образования, но и от обучаемого лица.