Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Маркетинг
14.03.2008 12 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

«Атлант» и его соперники

Минскому заводу холодильников предстоит тяжелое сражение

По данным Министерства статистики и анализа, на 100 белорусских семей приходится 116 холодильников и морозильников. В то же время каждый год в стране продается еще не менее 400 тыс. таких изделий.

Основной поставщик этих аппаратов — наш «Атлант», который занимает лидирующее положение также на рынках других стран СНГ. Но ситуация постоянно меняется: строятся новые предприятия, появляются технически все более совершенные изделия. Сможет ли «Атлант» в ближайшие годы сохранить завоеванные позиции на рынке?

Горячая пора на рынке холодильников

Ежегодно минский завод выпускает более миллиона аппаратов. 70% экспортируется прежде всего в страны бывшего СССР, а также в Евросоюз, на Ближний Восток и даже в далекую Австралию. Остальные «Атланты» предназначены хранить продовольственные запасы наших соотечественников.

Правда, в России белорусские холодильники уже оттеснены на второе место продукцией липецкого предприятия итальянской компании «Индезит». Исследование, проведенное по заказу красноярского завода «Бирюса», свидетельствует, что «Атлант» контролирует не менее 16% рынка холодильников РФ, ЗАО «Индезит Интернэшнл» — почти 22%. По оценке российской отраслевой ассоциации «РАТЭК», разрыв еще больше: «Индезит» — 30%, «Атлант» — 20%, красноярская «Бирюса» — 13%, «LG Electronics» — 7%, «Samsung» — 6%.

В Беларуси, как видно из приведенных выше цифр, минские холодильники занимают не менее 75% рынка. На оставшихся 25% явно доминирует «Индезит». Стремительно наращивает поставки новый российский завод «LG».

От китайской продукции рынок РБ защищает таможенная пошлина, НДС и налог с продаж в 15%. В итоге холодильники из Поднебесной ощутимо дороже российских и белорусских аналогов, при этом качество изделий «made in China» пока не лучше нашего. Холодильники из Кореи и стран Евросоюза (от 1000 USD и выше) становятся все популярнее, но в настоящее время это не массовый товар, платежеспособный спрос на него сильно ограничен, и напрямую с более простой и дешевой продукцией минского завода эта техника не конкурирует.

И все же лидерство ЗАО «Атлант» на белорусском рынке в перспективе совсем не бесспорно. Его ближайшие конкуренты, «Индезит Интернэшнл» и «LG Electronics Rus», пока просто не могут поставлять в нашу страну больше холодильников. Ведь спрос и в РФ, и в РБ до сих пор рос быстрее, чем производственные мощности.

Причем эта продукция активно продавалась даже в декабре 2007 г., хотя все предыдущие годы она считалась сугубо сезонным товаром, востребованным преимущественно в теплое время — с апреля по сентябрь. Дилеры «выбивают» на заводах квоты на поставку этого товара, как во времена тотального дефицита, их грузовики сутками ждут своей очереди на загрузку возле проходных.

Исследовательская компания «Эксперт-РА» оценивает ежегодный рост рынка в 2005-2007 гг. в 20%. Российская ассоциация продавцов и производителей электроники «РАТЭК» несколько осторожнее в оценках, но также говорит об увеличении платежеспособного спроса на 10% в год.

Россия: по три новых завода в год

Между тем есть вероятность, что такая ситуация долго не продлится. В России строятся все новые заводы холодильников.

В 2006 г. «LG Electronics» ввела в строй в поселке Дорохово Рузского района Московской области огромный производственный комплекс, где ежегодно выпускается 700 тыс. холодильников, 200 тыс. стиральных машин, 500 тыс. телевизоров и 260 тыс. домашних кинотеатров. Руководство компании обещает, что к 2010 г. эти показатели существенно возрастут.

Под Петербургом создается технопарк компании «Bosch»: уже построен завод холодильников мощностью 500 тыс. единиц в год, в 2009-м ожидается запуск производства стиральных машин. Предприятие приступит к работе буквально через несколько месяцев, сейчас достраиваются сети энерго- и газоснабжения.

В городе Киржач Владимирской области работает завод турецкой компании «Арчелик» (марка «BEKO»), способный производить ежегодно 400 тыс. стиральных машин и 200 тыс. холодильников. В городе Александрове этой же области построена первая очередь предприятия другой турецкой фирмы — «Vestel». Оно производит те же изделия, но вот проектная мощность этого производства: 2 миллиона (!) единиц техники в год.

Зачем в России такое безумное количество холодильников «BEKO» и «Vestel»? Ведь эти марки здесь еще не очень известны, нашему «Атланту» пока не ровня.

Две вышеназванные турецкие фирмы собирают продукцию по заказам ведущих немецких, итальянских, американских корпораций под их всемирно известными брэндами. «Арчелик» вполне обоснованно называет себя самым крупным в Европе производителем бытовой техники.

В российской деловой прессе уже упоминалось о визитах сотрудников «Candy» и «Whirlpool» во Владимирскую область. Именно на заказчиков такого уровня и рассчитаны огромные производственные площадки «Арчелик» и «Vestel» в России.

Недорогие модели холодильников для концерна «Electrolux» собирают в Калининграде. В ближайшее время отверточную сборку в бывшей столице Восточной Пруссии намерена наладить и корейская «Daewoo». Заводы «Samsung Electronics» по выпуску крупной бытовой техники скоро появятся во Владимирской и Калужской областях.

«Атлант» в клещах

Продолжая стабильно работать, даже потихоньку наращивая производство, МЗХ тем не менее в перспективе может потерять не только традиционные рынки стран СНГ, но и значительную долю белорусского. Причина кроется в стремительном наступлении двух основных конкурентов — российских производств «Индезит» и «LG».

Почти у каждой модели МЗХ есть более дешевый аналог, выпускаемый на предприятии итальянской компании в Липецке. Наиболее популярные варианты «Индезитов» (1,8-2,0 метра) стоят в рознице на 50-100 USD дешевле аналогичных минских холодильников. И при этом итальянцы ставят на свою технику тихие и достаточно качественные импортные компрессоры фирм «Danfoss» и «AKS», вкладывают миллионы долларов в рекламу и дизайн.

Что касается «LG Electronics», то продукция подмосковного завода этой корейской компании по внешнему виду имеет мало общего с белорусской, российской или украинской. И дизайн, и уровень технического исполнения, и качество сборки гораздо ближе к высококлассной технике западноевропейского производства.

По цене русско-корейские холодильники почти сравнялись с аналогичными моделями «Атланта»: двухметровый белый холодильник без «наворотов» в минской рознице можно найти всего за 640 USD.

Самая дорогая модель подмосковного «LG» стоит 900-950 USD. Вот только основные из ее опций: поглотитель неприятных запахов, антибактериальный уплотнитель, «зона свежести», в которой неделю может храниться и оставаться качественным открытый салат, дисплей на внешней стороне двери и даже устройство для охлаждения водки. Такое изделие напрямую конкурирует уже с европейскими холодильниками известных марок, а стоит примерно вдвое дешевле. Спрос на самые дорогие модели «LG» в Беларуси ажиотажный. Доходы и потребительские предпочтения многих наших соотечественников за последние 5-7 лет существенно выросли, а предложить им что-то подобное «Атлант» пока не может.

По аналогии с «LG» планирует свою производственную и маркетинговую политику российский завод «Bosch». Изделия же предприятий «Vestel» и «Арчелик», вероятнее всего, будут стоить дешевле минских холодильников, как и «Индезит».

Кому придется подвинуться?

Маркетологи компании «Bosch» оценивают российский рынок холодильников в 3 млн. единиц в год. Схожую оценку дает и ассоциация «РАТЭК»: 3,3 млн. штук, или 1,8 млрд. USD в денежном выражении. Еще 400 тыс. холодильников ежегодно потребляет объединенная с РФ общим таможенным пространством Беларусь. Хватит ли здесь места для всех этих заводов? Посчитаем: «Атлант» готов произвести более 1 млн. холодильников в год; «Индезит» — не менее 1,3 млн.; «LG Electronics Rus» — 700 тыс.; технопарк «Bosch» под Санкт-Петербургом — 500 тыс. штук; завод «Арчелик» в Киржаче — 200 тыс.; «Vestel» в Александровске — как минимум столько же, 200 тыс. (хотя возможно расширение производства до 1 млн.); красноярский завод «Бирюса» — 600 тыс.; ФГУП «ПО «Завод им. Серго» (Татарстан) — 390 тыс. (мощности позволяют увеличить производство до 430 тыс. штук); ЗАО «Саратов» — 220 тыс. (есть планы расширения производства до 320 тыс. штук).

Только перечисленные предприятия готовы поставить больше 5 млн. холодильников в год. А ведь есть еще 5-6 небольших российских заводов («Орск» и т. д.), украинский «Норд», «отверточные» производства в Калининграде! Есть еще импорт из Китая, Кореи, других стран Азии и Европейского союза, даже из Бразилии!

Даже если 45-50% всего объема произведенных в РФ и РБ холодильников удастся экспортировать, на внутреннем рынке все же будет очень и очень тесно. Уже сегодня некоторые предприятия, в частности, красноярский завод холодильников «Бирюса» (№ 3 на российском рынке после «Индезита» и «Атланта»), вынуждены сокращать объемы производства.

Наиболее вероятными жертвами ужесточившейся конкуренции станут бывшие советские заводы. Больше других выиграют «LG» и «Samsung», а также иные компании, умеющие делать высокотехнологичную продукцию с минимальными издержками.

Удержать достойное место на рынке «Атлант» может двумя способами. Или сделать свою продукцию дешевле при нынешнем уровне технического исполнения и качества, или же сохранить нынешние цены, но выпускать холодильники более современные и интересные по дизайну. Наиболее перспективный путь дальнейшего развития — кооперация с азиатскими производителями, как это уже сделал «Горизонт». У компаний Кореи, Китая, японских производств в Юго-Восточной Азии есть и передовые технологии, и дешевые комплектующие — именно то, что остро необходимо «Атланту» для того, чтобы остаться в числе лидеров.

Александр ПЛЮСКОВ

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by