Ассамблея деловых кругов: — полное взаимодействие и частичное взаимопонимание
XVIII Ассамблея деловых кругов, состоявшаяся 1 марта в Минске, и представленный на ней проект очередной Национальной платформы бизнеса Беларуси–2017 получили название «От взаимопонимания к взаимодействию» не случайно. Их отличием, по словам организаторов, стала небывалая поддержка всех ветвей власти и деловых кругов, активное участие специалистов Минэкономики в подготовке проекта платформы. Однако оценки этих усилий как у представителей власти, так и у самих бизнесменов довольно разнообразные.
За 10 лет на законодательном уровне реализовано более 420 предложений, сформулированных в ежегодно принимаемых платформах, заявил, открывая ассамблею, председатель президиума Республиканской конфедерации предпринимательства Владимир Карягин. Правда, это менее половины выдвинутых идей, но такой «КПД» не убавляет энтузиазма у составителей, а лишь облегчает их задачи. Иные пункты годами кочуют из одной платформы в следующую, ожидая своего решения. На сей раз выдвинуто 86 предложений, сгруппированных в 6 разделов: от требований добросовестной конкуренции и эффективной дебюрократизации до регуляторной оптимизации и ответственного партнерства, включая снижение налоговой нагрузки (с одновременной отменой льгот), радикальное переустройство бюджетного и инвестиционного процессов, а также отношений собственности.
Взаимопонимание и взаимодействие в очередной платформе вышли на такой уровень, что многие ее пункты почти дословно совпадают с правительственными программами и мерами по их реализации. Отличия порой заметны лишь в акцентах и небольших деталях. Поэтому красочное описание проблем отечественной экономики и поток требований-предложений, озвученные Ярославом Романчуком, зачастую разбивались о заверения представителей министерств и ведомств. Оказывается, там в курсе всех трудностей, процесс идет, необходимые меры и нормативные акты разрабатываются, иные уже на выходе или вообще приняты. Вероятно, такая состязательность только на пользу общему делу. Правда, бизнесу хотелось бы ускорить процесс и сделать его более масштабным, но никаких рычагов для реализации своих пожеланий у него нет. Остается благодарить за то, что сделано, и просить не останавливаться на достигнутом, а заодно добавлять новые просьбы и напоминать о старых.
Так, заместитель министра экономики Ирина Костевич анонсировала сокращение регуляторной нагрузки. По ее словам, планируется отменить 3 лицензируемых вида деятельности, а 8 – упростить. У бизнеса запросы гораздо шире, но их обещается обсудить в дальнейшем. Кроме того, власти намерены существенно сократить и упростить административные процедуры по принципу: одну процедуру вводим – две отменяем. До сих пор подходы были несколько иными: за последние 5 лет число административных процедур выросло с 575 до 787. В частности, за 2016 – начало 2017 гг. отменена 41 административная процедура, 17 – упрощено, но за то же время введено 37 новых административных процедур в рамках реализации международных договоров и принятых законодательных актов. Но уже сейчас предлагается сократить 21 процедуру и упростить еще 13. А если поступят новые предложения, они будут рассмотрены, заверила замминистра участников ассамблеи.
НЕ приходится больше уговаривать чиновников и внедрить оценки регулирующего воздействия из нормотворчества на бизнес. Такая оценка может появиться уже с 2018 г., с принятием поправок в Закон «О нормативно-правовых актах». Заметим, что само наличие этого института еще не гарантирует совершенства законодательства. Многое будет зависеть от круга нормативно-правовых актов, подлежащих оценке, признания ее результатов и качества проведения. Последнее требует наличия соответствующей методологии и специалистов, способных ее применять. Тут могут быть проблемы.
На всех последних ассамблеях неизменно признается слабость отечественных деловых союзов. В них участвует менее 10% бизнесменов страны, в очередной раз напомнила исполнительный директор БСПН им. М. Кунявского Жанна Тарасевич. Этого явно мало, чтобы бизнес-союзы могли с полным правом говорить от имени делового сообщества и активно влиять на решения властей. Такая пассивность и разобщенность не позволяют союзам эффективно работать, лишают их возможности иметь приличную материальную и интеллектуальную базу. Нет помощи и от государства. Многолетние просьбы бизнес-союзов вернуть понижающие коэффициенты арендной платы, разрешить включать в затраты членские взносы, упростить правила получения спонсорской и зарубежной материально-технической помощи остаются без внимания. Без ответа остается и риторический вопрос: нужны ли государству и бизнесу такие союзы, которые во всем мире являются одними из основных элементов гражданского общества?
Такое отношение заставляет руководителей бизнес-союзов не питать особых иллюзий в отношении обещаний и планов правительства. Например, председатель Белорусской научно-промышленной ассоциации Александр Швец предупредил, что не стоит рассчитывать, что частным компаниям действительно будут предоставлены равные возможности получать бюджетное финансирование в рамках государственных программ. Львиную долю все равно получат госпредприятия. Возможно, им поддержка нужнее, заметил А. Швец. Но давать ее нужно лишь под реально выполнимые проекты, а не только для поддержания их на плаву.
НЕРАВЕНСТВО форм собственности и недоверие к ветвям власти, в т.ч. судебной, неоднократно упоминались на ассамблее. Это вызвало резкую критику заместителя председателя Верховного Суда Беларуси, председателя судебной коллегии по экономическим делам Василия Демидовича. Он попытался на цифрах доказать, что суд руководствуется исключительно законодательством, хотя и отстаивает интересы государства, а банкротство госпредприятий и колхозов не такая уж редкость, как принято считать. И если поначалу его выступление встретили свистом, то в дальнейшем энергия судьи почти переломила настроение зала и собрала свой урожай аплодисментов.
Вопросы собственности в Беларуси – одни из самых болезненных в отношениях бизнеса и государства. Поэтому в платформе традиционно звучат призывы к массовой «народной» приватизации и расширению инвестиционных возможностей частного сектора. Вице-председатель МССПиР Лилия Коваль призвала сформировать институт частной собственности на землю, создать условия, чтобы наш национальный предприниматель стал здесь инвестором, а земля и недвижимость могли служить залогом ипотечного кредитования. В свою очередь председатель Госкомимущества Андрей Гаев напомнил, что законодательство давно позволяет выделять земельные участки для различных целей всем желающим, в т.ч. в собственность. Это возможно как на открытых аукционах, так и путем прямого предоставления для строительства производственных объектов в большинстве населенных пунктов, а также объектов, предусмотренных инвестпроектами. Кроме того, как сообщил А. Гаев, в 2015–2016 гг. предпринимателям, арендовавшим помещения более 3 лет, продано 272 объекта, и лишь в 46 случаях им было отказано – да и то из-за невыполнения арендаторами отдельных условий договора аренды. Госкомимущество предложило бизнес-сообществу представить дополнительную аргументацию для формирования исчерпывающего перечня оснований для подобных отказов. Но на ассамблее стороны так и не объяснили друг другу, почему при наличии правовых возможностей и изобилии свободных объектов предприниматели то и дело жалуются, что не могут получить участки и производственные помещения как в собственность, так и в аренду.
ДЛЯ многих участников ассамблеи осталась непонятной дискуссия о формировании бюджета. Авторы платформы настаивают, что бюджет должен обсуждаться открыто и заблаговременно, а формироваться сразу на 3 года. Без этого, по мнению В. Карягина, бизнес не может планировать свою деятельность. В свою очередь, Я. Романчук требует гласности исполнения бюджета и информации об этом в открытом доступе. Пока предприниматели в зале пытались сообразить, какие параметры республиканского бюджета нужны им для своих бизнес-планов, заместитель министра финансов Дмитрий Кийко объяснил, что Минфин системно работает над представлением информации о государственных финансах и проводит практику формирования сбалансированного бюджета. Здесь возможны 2 пути. Первый – реализовать пакет мер, направленных на ослабление фискальной политики, снижать налоговую нагрузку на экономику, ждать, «когда сыграет мультипликативный эффект». Но тогда надо решить текущую проблему финансирования возросшего бюджетного дефицита. Эксперименты с отменой налогов, предлагаемые в платформе, приведут к разбалансированности бюджета, предупредил Д. Кийко. Например, мораторий на уплату налога на прибыль до 2021 г. и 5-кратное уменьшение имущественных налогов повлекут 15-прецентный дефицит бюджета. Не критикуя напрямую платформу, замминистра предложил реально смотреть на вещи. По его мнению, компенсировать такие потери за счет снижения госрасходов не удастся, а прибегать к внешнему финансированию нежелательно – тем более, что авторы платформы сами неустанно бьют тревогу по поводу внешнего долга.
По словам Д. Кийко, в последние 3 года доля первоочередных расходов, которые практически невозможно сократить (зарплата бюджетников, обслуживание госдолга, дотации регионам, социальные платежи), выросла на 15,5 п.п. и достигает 65% общих расходов бюджета. При этом доля капитальных расходов сократилась вдвое (с 20 до 10%). В Минфине намерены рассматривать фискальные меры комплексно – включая уже принятые и планируемые системные решения, направленные на привлечение инвестиций, создание новых рабочих мест, развитие инновационных производств. Одновременно идет работа над поэтапной отменой налоговых льгот. Это должно дать казне в 2018–2019 гг. порядка в 650 млн. BYN, но процесс затрудняет мнение распорядителей данных льгот. Принимаемые меры совпадают с рекомендациями МВФ по дополнительной фискальной консолидации бюджета.
Второй путь – продолжить практику формирования сбалансированного бюджета, проводить скоординированные меры налоговой и денежно-кредитной политики, чтобы добиться макроэкономической стабилизации, снижения инфляции, сохранения и наращивания золотовалютных резервов. Властям кажется единственно возможным второй вариант – учитывая груз прежних кризисов, неблагоприятные внешние факторы, которые привели к сокращению выручки и прибыли предприятий, а следовательно, к снижению налоговых поступлений. При этом правительству приходится учитывать существенное выпадение доходов бюджета, прежде всего связанных с внешнеэкономической деятельностью, необходимость увеличения отдельных расходов бюджета, взыскание дополнительных средств для погашения госдолга, участие бюджета в реструктуризации кредитной задолженности валообразующих предприятий.
Аргументы Д. Кийко не слишком вдохновили подуставших к концу ассамблеи участников. Некоторым они показались скучной бухгалтерией, особенно на фоне пламенного жонглирования цифрами иных предыдущих ораторов. Но бюджет страны – штука слишком сложная, чтобы превращать его обсуждение в шоу.
Многих наших читателей, наверное, заинтересуют планы Минфина по либерализации бухгалтерского учета. Как рассказал Д. Кийко, в министерстве намерены расширить перечень случаев, когда допускается составление одностороннего акта, подтверждающего выполнение работ и оказание услуг, разрешить при внутреннем перемещении товарно-материальных ценностей между местами хранения в пределах организации использовать самостоятельно разработанные формы первичных учетных документов, позволить применять факсимиле при подписании бухгалтерских документов, унифицировать правила бухгалтерского и налогового учета.
БОЛЬШОЙ интерес вызвало на ассамблее выступление министра антимонопольного регулирования и торговли Владимира Колтовича. Он анонсировал создание 5-летней программы развития конкуренции. По словам министра, активное содействие развитию конкуренции в стране стало приоритетным направлением деятельности правительства, органов власти и местного самоуправления. В программе будут закреплены 2 основных правила деятельности власти и бизнеса. Первое – запрет на введение или сохранение ограничений, создающих дискриминационные условия по всем видам экономической деятельности. Второе – запрет на необоснованное вмешательство в свободное функционирование товарных рынков, издание нормативных актов или решений, которые могут привести к ограничению или устранению конкуренции. Работа по созданию конкурентных рынков во всех основных сегментах уже идет, заверил министр. Например, за 6 месяцев были изменены более 700 нормативных правовых актов, в парламент внесен проект нового закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции». Остается найти инструменты для борьбы с неформальными барьерами на пути конкуренции – вроде «телефонного права» исполкомов и вертикальных сговоров отдельных субъектов и ведомств.
ЗА ДОКЛАДАМИ представителей государственных органов и руководителей бизнес-союзов голоса предпринимателей, собравшихся в зале, оказались почти не слышны. Редким единицам удалось добраться до «свободного микрофона», чтобы высказать свое мнение. Будем надеяться, что кто-то из них изложит его письменно и направит в РКС для включения в окончательный вариант платформы. Там каждый кирпичик пригодится.