Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Аренда производственной площадки подешевеет

Фото: unsplash.com/ Oleg Laptev

Госкомитет по имуществу подготовил проект изменений в Указ от 29.03.2012 № 150 «О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом». В случае его принятия это будут уже 13-е правки документа. Предложены изменения и в другие НПА.

Одно из ключевых положений проекта – поддержанное предложение бизнес-сообщества о введении понижающего коэффициента 0,5 при сдаче в аренду производственных площадей.

Общественное объединение «Белорусский союз предпринимателей» информировал ГКИ, что согласно его исследованию в Минске на 1 кв. м производственных площадей, находящихся в частной собственности, производится в 2,7 раза больше продукции по сравнению с помещениями, находящимися в госсобственности. Применение коэффициента будет стимулировать передачу имущества эффективному собственнику, считают разработчики.

Проектом Указа также предусматривается установление понижающего коэффициента по аренде 0,1 в отношении созданной в 2019 г. Аудиторской палаты, 0,2 – для Белорусской нотариальной палаты и ее организационных структур.

Предусмотрено и изменение подхода к установлению понижающего коэффициента 0,4 для юрлиц и ИП, оказывающих бытовые услуги населению. Будет упрощено и применение льгот по аренде для предприятий, на которых заняты люди с инвалидностью, и их общественных объединений.

 

Ограничения по аукционам

В Госкомимуществе отмечают, что сейчас законодательством не установлены ограничения по кругу лиц, которые могут участвовать в открытых аукционах (на право заключения договора аренды). Однако Генпрокуратура проверила соблюдение порядка организации и проведения аукционов: по состоянию на 1 июля 2020 г. в стране проведены аукционы в отношении более 2,4 тыс. объектов недвижимости, из которых почти 1,8 тыс. признаны несостоявшимися (74% лотов), 45 итогов аукционов – аннулированы.

По мнению разработчиков проекта, «в результате формируется значительный объем пустующих площадей, договоры по результатам повторных аукционов заключаются по заниженным ценам, государственные организации несут дополнительные издержки».

В связи с этим предлагается ввести запрет на участие в повторных аукционах лиц, чьи действия «привели к срыву ранее проведенных аукционов в отношении одного и того же предмета». Так норма описывается в обосновании к проекту. В самом же его тексте речь идет о лицах, «уклонившихся при ранее проведенных аукционах от заключения договоров аренды, исполнения обязательств по возмещению затрат на организацию и проведение аукциона, а также от уплаты штрафов», т.е. о победителях, не предпринимавших никаких последующих действий в отношении лотов.

Проект Указа дополняется нормой, позволяющей арендодателю сдавать в аренду имущество с установлением размера арендной платы ниже затрат арендодателя. Нововведение разработчик считает актуальным в отношении новых и дорогостоящих сооружений (например, стадионов и других спортивных площадок), которые, как правило, имеют высокие амортизационные отчисления, налог на недвижимость и платежи за землю и из-за высоких ставок аренды не востребованы арендаторами.

 

Возмещение затрат: есть нюансы

В соответствии с Указом № 150 арендная плата взимается со дня передачи арендатору недвижимого имущества согласно передаточному акту до дня возврата недвижимого имущества по прекращенному (расторгнутому) договору аренды включительно. Данный подход сохранен и в новом проекте.

Однако, уточняют в ГКИ, в нем предусматривается норма, согласно которой обязанность по оплате аренды будет приостанавливаться на период проведения капитального ремонта недвижимости, ее реконструкции и модернизации, а также в иных случаях, когда по инициативе арендодателя арендатор не может ею пользоваться.

В частности, такие ситуации возникали во время проведения II Европейских игр 2019 г., когда ограничивалось пользование отдельным арендованным имуществом, включая полный запрет. Аналогичные обстоятельства возникли и в 2020 г. с приходом пандемии коронавируса.

Указом № 150 установлена обязательность осуществления государственной регистрации в течение шести месяцев со дня заключения договоров аренды в отношении прав на передаваемые в аренду капитальные строения (здания, сооружения), находящиеся в госсобственности. При сдаче в аренду их частей такой обязанности нет, но новый проект предлагает ее установить – независимо от срока действия договора аренды объект недвижимости должен быть зарегистрирован в течение 6 месяцев со дня заключения первого договора аренды по нему.

Также проектом детально определены виды работ и услуг, стоимость которых подлежит возмещению за счет арендной платы: начисленная амортизация, земельный налог или арендная плата за землю, налог на недвижимость, а также затраты по содержанию, эксплуатации, ремонту этого недвижимого имущества, санитарное содержание, коммунальные и другие услуги в порядке, определяемом правительством.

Сегодня действует утвержденный перечень юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которым недвижимое имущество, находящееся в госсобственности, а также в собственности хозяйственных обществ с долей государства, предоставляется в безвозмездное пользование. В него включена 31 позиция.

После принятия обновленного Указа документ планируется пересмотреть с установлением дополнительных понижающих или повышающих коэффициентов, в частности для религиозных организаций.

В проекте НПА уточняется, что в случае, если юрлицо или ИП включены в этот перечень, то имущество им должно быть предоставлено ссудодателем. Однако, чтобы не ущемлять права арендодателей и не лишать их возможности извлекать выгоду от сдачи имущества, проектом Указа предусмотрен механизм получения имущества в безвозмездное пользование.

Так, ссудодатель сможет отказать ссудополучателю в получении недвижимости в безвозмездное пользование, но при этом он будет обязан провести аукцион по продаже права заключения договора аренды на нее. При этом субъект хозяйствования, имеющий право на получение недвижимого имущества в безвозмездное пользование, вправе принять участие в таком аукционе и в случае победы – заключить договор аренды. И в период его действия замена арендных отношений на безвозмездное пользование допускаться не будет.

Положения нового документа коснутся и вопросов перечисления в бюджет получаемой арендной платы после реорганизации предприятий.

«Проектом Указа предусматривается обязанность перечисления в бюджет арендной платы, полученной от сдачи в аренду государственного недвижимого имущества, в т.ч. и правопреемниками акционерных обществ», – говорится в обосновании к нему.

Часть положений проекта касается урегулирования арендных отношений для спортивных школ и учреждений.

***

Общественное обсуждение проекта НПА на «Правовом форуме Беларуси» продлится до 1 августа.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by