Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Кадры
14.05.2019 8 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №34 (2235) от 14.05.2019
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Анатолий СУШКЕВИЧ: — «Каждый седьмой в стране занимается учетом»

Анатолий Сушкевич

Бухгалтер – одна из самых массовых профессий в нашей стране. Чтобы понять, как им сегодня живется и работается, мы обратились к руководителю крупнейшей по численности организации людей учетной профессии – председателю правления ОО «Белорусская ассоциация бухгалтеров» Анатолию Сушкевичу.

– Когда и как появилась такая профессиональная организация?

– Причиной стало создание новой системы бухгалтерского учета в начале 2000-х годов. До того в нашей стране действовала советская система, которая, если характеризовать ее суть максимально коротко, учитывала только госструктуры и не принимала во внимание коммерческие.

То есть последние, можно так сказать, и стали причиной появления нового национального бухучета, в разработке которого приняла учас­тие и наша ассоциация.

Несколько позже мы разработали новый план счетов. А сегодня основной нашей задачей является подготовка бухгалтеров для небольших предприятий и повышение квалификации специалистов.

– Вашу ассоциацию называют самой массовой в стране…

– Действительно, членов нашей организации – более 5 тыс. Но и эта цифра – капля в море от количества всех бухгалтеров. Ведь по статистике у нас в стране – 200 тыс. предприятий, включая микроорганизации, в которых работают порядка 400 тыс. бухгалтеров…

400 тысяч?! На такую небольшую страну, где, по разным оценкам, проживает не более 8,5 млн человек?!

– Да. Другими словами, каждый седьмой-восьмой человек в стране занимается учетом. Лучше сказать, занимались, так как сегодня действующих бухгалтеров в Беларуси становится меньше.

Ни для кого не секрет, что один бухгалтер может обслуживать не­сколько фирм, где работы, связанной с учетом, небольшой фронт. Но при любых обстоятельствах бухгалтеров у нас – армия. Ведь еще есть и около 200 тыс. индивидуалов, которые также ведут бухучет. К тому же существует много специализированных организаций, оказывающих бухгалтерские услуги.

– Существует мнение, что, по сравнению с СССР, сегодня работа бухгалтера сложнее.

– Не могу согласиться. Система бухучета, разработанная в стране, уменьшила количество бухгалтеров в перечете на число субъектов хозяйствования. Но одно­временно повысила качество учета.

Система бухучета СССР не ранжировала предприятия: крупное, мел­кое – все едино. И требования, предъявляемые к крупным предприятиям, автоматически должны были исполнять и мелкие.

Сегодня такого нет. Одна упрощенная система налогообложения чего стоит! Подобное могло быть только при одном условии: при легком учете.

Понятно, что специалист спе­циалисту рознь. Бухгалтер микроорганизации и такой же сотрудник крупного предприятия (МАЗ, МТЗ и пр.) – две большие разницы.

Но, с другой стороны, в стране 90% предприятий именно малых. И только одно это может быть доказательством того, что бухучет стал легче, им может заниматься практически любой человек, не обладающий специальными познаниями. И это наше главное достижение: вести упрощенный бухучет может любой член семьи – жена, теща, дети, внуки…

– Даже курсовые разницы подсчитать? Ведь и малые предприятия могут работать с валютой?

– В том числе.

– При удаленной сдаче отчетов нередки нестыковки: я, бухгалтер, отправил в ФСЗН отчет, у меня на экране монитора отразились два квадратика, свидетельствующие, что­ отчет отправлен. А на экране ин­спектора в Фонде он невидим. И при этом Фонд считает, что отчет не сдан, пройдет установленный срок – и меня могут наказать штрафом…

– Нестыковки всегда были. И здесь я с вами соглашусь: в стране программистов – море. А создать программу, которая бы работала корректно в «двухстороннем движении» никак не могут… Но, думаю, проблема эта будет решена. Пока же могу лишь посоветовать звонить инспектору и выяснять, увидел он ваш отчет или нет…

– Как часто сейчас меняется нормативная база, которой руководствуется бухгалтер?

– Были времена, когда правила менялись практически ежемесячно. Но никто этого не помнит. Сегодня все нормализовалось: уж года три или четыре каких-то радикальных изменений в национальном бухучете не появляется.

– Почему страна просто не перейдет на международные стандарты бухучета?

— Потому что международные стандарты бухучета – это химера, которая никому не нужна. Международный язык эсперанто может быть, а международных стандартов бух­учета  быть не может. В каждой стране свои особенности, которые никаким боком к международным стандартам не отнести.

Сегодня в Беларуси лишь совсем небольшая часть предприятий с помощью коэффициентов и таблиц переводят свою, национальную, отчетность на международный стандарт. Как бы. Таких предприятий 200–300, то есть лишь 0,1% от всех имеющихся в стране.

Задайте себе простой вопрос: если вы сдадите отчет по международным стандартам и разместите его в интернете, неужели у вас инвесторы выстроятся в очередь в приемной? Не смешите меня. Все это бессмысленно. Лучше сэкономить деньги и потратить их на что-то другое.

Ведь в национальном бухучете каждой страны масса особенностей, которые не учитываются «международным стандартом».

К примеру, у нас не выполняется план по прибыли, из-за чего нет поступлений в бюджет от налога на прибыль. Принимается решение: разрешить предприятиям не начислять амортизацию. А это снижает себестоимость. И тогда появляется налог на прибыль, который идет в бюджет. Разве это международные стандарты!? Но так надо именно в данный момент. Бюджет должен быть сформирован. Под планируемые затраты. Для государства это намного важнее, чем соответствие неким международным стандартам. И подобных случаев очень много.

В конце концов, основные статьи, наполняющие бюджет в западных странах, в США – это налог на недвижимость (плюс земельный). А у нас?

Куда интереснее для бухгалтеров системы бухучета транснациональных корпораций, которые разработаны для лучшего управления огромным количеством «дочек» и филиалов по всему миру.

К какой стране мы ближе всего по бухучету?

— К России… хотя особенностей хватает у каждой страны. Но оболочка программы (та же 1С) одинакова. И она позволяет учитывать все необходимое – уровень подоходного налога, налоговые вычеты и пр.

– А что вы скажете о ценах на аудиторские услуги? С одной стороны, многие участники этого рынка жалуются на демпинг. С другой, у нас есть примеры, когда аудит крупного ресторана обошелся в 200 тыс. руб.

– Надо смотреть на вопрос в комплексе: начиная от периода проверки и ее вида (может быть, по общепиту, может быть, по зарплате и т.д.). Но цена в приведенном вами примере все равно, как мне кажется, очень высока. Это, по сути, годовой бюджет штата из 20 бухгалтеров.

– Вы некоммерческая организация. Тем не менее деньги как-то зарабатываете?

– Мы не занимаемся коммерческой деятельностью. Мы объединяем профессионалов, умеющих и считать, и зарабатывать. К примеру, людей, которые могут написать доступным языком специализированную методологическую литературу для бухгалтеров. И экспертов, которые могут организовать хорошие курсы для начинающих специалистов…

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений