Амортизация за все пропущенные годы
Организация не начисляет амортизацию основных средств в 2015–2018 гг. в целях улучшения своих финансовых показателей. В 2019 г. у организации ожидается прибыльная деятельность исходя из заключенных договоров с контрагентами.
Будет ли организация иметь право единоразово начислить амортизацию основных средств в 2019 г. за «пропущенные» 2015–2018 гг. и учесть при налогообложении прибыли?
Организации, за исключением банков, открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь» и небанковских кредитно-финансовых организаций, а также ИП вправе принять решение о неначислении амортизации по основным средствам (ОС) и нематериальным активам (НМА), используемым ими в предпринимательской деятельности, за исключением ОС, используемых при оказании жилищно-коммунальных и транспортных услуг населению, субсидируемых за счет бюджетных средств (далее – ОС и НМА) с 1 января по 31 декабря 2018 г. – по всем или отдельным объектам ОС и НМА.
При этом нормативные сроки службы (НСС) и полезного использования (СПС) таких объектов ОС и НМА продлеваются на срок, равный периоду, в котором не производилось начисление амортизации (п. 1 постановления Совмина от 30.10.2017 № 802 «О неначислении амортизации по основным средствам и нематериальным активам в 2018 и последующих годах»).
Аналогичные разрешения о неначислении амортизации и указания на то, что НСС и СПС таких объектов ОС и НМА продлеваются на срок, равный периоду, в котором не производилось начисление амортизации, содержатся и в постановлениях Совмина от 30.01.2017 № 84 «О вопросах начисления амортизации основных средств и нематериальных активов в 2017 году», от 09.02.2016 № 110 «О вопросах начисления амортизации основных средств и нематериальных активов в 2016 году»), от 16.02.2015 № 102 «О внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 ноября 2001 г. № 1668 и вопросах начисления амортизации основных средств и нематериальных активов в 2015 году».
Таким образом, у организации будет отсутствовать право начислить амортизацию основных средств в 2019 г. за «пропущенные» 2015–2018 гг. и учесть при налогообложении прибыли. Вышеперечисленные постановления Совмина не допускают такой возможности, а предусматривают продление НСС и СПИ объектов ОС, по которым не производилось начисление амортизации. Такое продление осуществляется на срок, равный периоду, в котором не производилось начисление амортизации.
При этом организация может воспользоваться предусмотренными в Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утв. постановлением Минэкономики, Минфина, Минстройархитектуры от 27.02.2009 № 37/18/6 (далее – Инструкция № 37/18/6), возможностями для пересмотра СПИ.
Так, комиссия вправе производить пересмотр НСС и/или СПИ ОС с обязательным отражением в учетной политике возможности их пересмотра с начала отчетного года (п. 24 Инструкции № 37/18/6).
Отметим, что организации в такой ситуации было бы целесообразно начислять амортизацию в 2015–2018 гг. в общеустановленном порядке. В этом случае организация имела бы право воспользоваться механизмом переноса убытка, предусмотренным ст. 141-1 Налогового кодекса.
Ответ: Такого права у организации нет.