Африканский рынок, кооперация с Россией, беспилотники: как в Минпроме видят развитие отрасли

В этом году исполнилось 30 лет с момента образования Министерства промышленности Беларуси. По такому поводу накануне Дня машиностроителя руководители ведомства и ведущих промпредприятий провели большую пресс-конференцию. «ЭГ» выбрала самое важное.
На экспорт
Как уточнил первый заместитель министра промышленности Александр Огородников, сегодня продукция предприятий системы Минпрома поставляется в 150 стран мира. Причем с 2016 г. экспорт увеличился более чем в 2 раза. Объем промышленного производства за этот же период вырос в 1,5 раза.
Цифры по объемам промпроизводства в натуральном выражении А. Огородников привел еще более ранние – начиная с 2000 г. Так, за это время было произведено более 385 тыс. единиц различных грузовиков, 242 тыс. легковых автомобилей, более 18 тыс. автобусов, более 22 млн холодильников, более 1 млн тракторов, более 19 млн телевизоров, почти 22 тыс. комбайнов, 23 млн тонн проката металлов, более 124 тыс. лифтов.
«Я назвал только основные товарные группы, по которым осуществлялось производство и экспорт. К сожалению, внутреннее потребление у нас в стране ограничено, поэтому более 70% (а в отдельные годы 74–75%) нашей продукции мы поставляли на экспорт», – уточнил первый замминистра.
Что касается более свежих цифр, то за 2023 год промпредприятия поставили за рубеж товаров на 6,5 млрд USD. 80% в общем экспорте отрасли в прошлом году заняла наукоемкая высокотехнологичная продукция. В общем объеме производства в 2023 г. доля инновационной продукции составила 46,5%.
Доля предприятий Минпрома в ВВП по итогам прошлого года составила 3,65%.
«Наши традиционные экономические связи и связи по продажам продукции лежали в пределах стран бывшего СССР и Евросоюза. Сегодня по определенным причинам страны Европы нам недоступны, хотя мы по-прежнему имеем определенные посылы для того, чтобы наша продукция была востребована в ЕС», – уточнил А. Огородников.
Отдельно первый замминистра прокомментировал ситуацию на африканском рынке. По его словам, сегодня это наиболее привлекательный для белорусской промышленности рынок.
Минпром сотрудничает со многими странами Африки – от Египта на Севере до ЮАР. Основные проекты связаны с поставками сельскохозяйственной техники, организацией сервиса и послепродажного обслуживания, обучением специалистов. При этом в министерстве рассчитывают, что за сельхозтехникой подтянется и остальная продукция.
Одно из крупных предприятий, активно работающее на рынке Африки, – МАЗ. Как уточнил гендиректор ОАО «МАЗ» – управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ» Валерий Иванкович, у них традиционно сильны связи с Северной Африкой. Сейчас МАЗ изучает свободные ниши в Зимбабве.
«Это и пожарная техника, и специализированные автомобили, и пассажирский транспорт с перспективой развития там сборочных производств и передачей наших компетенций туда», – отметил В. Иванкович.
Кооперация с РФ
Несмотря на работу по освоению новых направлений, традиционно основным партнером белорусского Минпрома является РФ. К примеру, у одного из отечественных промышленных гигантов – БелАЗа – на этот рынок приходится более 90% продаж.
Генеральный директор ОАО «БЕЛАЗ» – управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-Холдинг» Сергей Лесин уточнил, что БелАЗ использует средства российского межправкредита для модернизации собственных производственных мощностей и увеличения потенциального объема производства техники.
«Наши мощности после реализации проекта должны вырасти на 20%, срок его окончания – 2025 год. Уже сегодня нами внедрено свыше 50 единиц нового оборудования, на это использовано около 50 млн USD. Общий объем инвестиционного проекта – более 250 млн USD. Мы получили средства на льготных условиях, и до конца 2025 г. ожидается поступление еще не менее 70 единиц оборудования. Оно позволит не только увеличить объемы производства нашей продукции, но и повысить ее технико-экономические показатели», – подчеркнул С. Лесин.
Кроме того, БелАЗ участвует в совместных с российскими компаниями импортозамещающих проектах. Например, реализуется проект с Магнитогорским металлургическим комбинатом и «Северсталью» по замещению износостойких листовых сталей. Раньше жодинский завод покупал их в Европе. Теперь российские партнеры постепенно наращивают объемы производства такой продукции, в которой нуждается БелАЗ. Предполагается, что в 2025 г. предприятие полностью перейдет на износостойкие стали российского производства.
БелАЗ также реализует два проекта с российскими компаниями по производству двигателей внутреннего сгорания.
Генеральный директор ОАО «Планар» Сергей Аваков уточнил, что сейчас компания работает практически в режиме 24/7 и значительно наращивает экспорт: темп роста экспорта в 2022 г. по отношению к 2021 г. составил 212%, в 2023 г. к 2022 г. – 201%. В первом полугодии 2024 г. темп роста экспорта составил 197%.
«Чтобы поддерживать такой высокий темп роста экспорта, нам приходится проводить постоянные разработки. У нас ведутся разработки нового оборудования по шести проектам государственных научно-технических программ, по девяти кооперационным проектам, которые финансирует РФ», – отметил гендиректор.
Кроме того, «Планар» реализует целый ряд проектов по импортозамещению. Среди них проект по особо чистым материалам с предприятиями России и НАН Беларуси.
Новые технологии
На пресс-конференции уделили внимание и реализации цифровых проектов на белорусских заводах. Речь о беспилотниках, искусственном интеллекте (ИИ) и других новых технологиях. А. Огородников отметил, что сейчас три предприятия активно работают с беспилотной техникой – это БелАЗ, МТЗ и «Гомсельмаш».
Жодинский завод начал работать с автономной техникой еще в 2013 г. Тогда был представлен первый вариант автономного самосвала грузоподъемностью 130 тонн.
«С того момента уже вторая генерация автономных машин пошла в опытную эксплуатацию в Россию. Что касается текущих планов, то с прошлого года мы работаем над получением опытных образцов импортозамещенной техники. Это касается как контроллеров, систем управления (то, что называется «железом»), так и программного обеспечения», – уточнил С. Лесин.
«Сейчас мы решаем вопрос получения собственного программного продукта для управления этим комплексом. До конца года задача будет решена. И мы помимо машин, сделанных на сторонних решениях, со следующего года планируем начать реализацию самосвалов, которые будут выполнены с применением белорусских комплектующих и белорусского софта», – рассказал гендиректор предприятия.
Каждый самосвал БелАЗ сейчас комплектуется системой, которая позволяет посредством мобильной связи, индустриального wi-fi отслеживать работу всех единиц техники. Собирается более 200 параметров работы различных узлов карьерного самосвала, потом ИИ делает прогнозы в части остаточного ресурса узла либо выявляет аномалии и сообщает об аварийной работе.
Активно развивают в Жодино и роботизацию.
«Сегодня у нас 40% сварных швов – это швы, которые формируют роботы. Это важный момент, связанный не только с удалением человека из мест с вредными условиями труда. Еще это решение проблем с кадровым голодом», – резюмировал С. Лесин.