Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №23(2717) от 26.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2545
EUR:
3.5239
RUB:
3.5097
Золото:
228.08
Серебро:
2.6
Платина:
94.8
Палладий:
105.16
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Адвокатским бюро приготовиться – на выход

Фото: pexels

Палата представителей 16 апреля в первом чтении приняла законопроект «Об изменении законов по вопросам адвокатской деятельности». Главная новация, вызвавшая резонанс в профессиональном сообществе, – упразднение индивидуальной деятельности адвокатов и возможности работы в составе адвокатских бюро.

Фактически единственной организационной формой адвокатуры остаются территориальные юридические консультации.

Проект документа не проходил процедуру общественного обсуждения и официально опубликован не был. Однако из информации, которая размещалась в государственных СМИ, следовало, что адвокаты, ведущие индивидуальную деятельность, а также работающие в составе адвокатских бюро, лишатся права оказывать помощь по вопросам уголовного, уголовно-процессуального законодательства, законодательства об административных правонарушениях и процессуально-исполнительного законодательства об административных правонарушениях.

Речь, как видим, шла об основных направлениях деятельности, но такие формулировки не предполагали полное упразднение адвокатских бюро и возможности индивидуальной работы. По итогам же рассмотрения проекта в парламенте сообщается именно об этом.

Законопроект содержит ряд других новаций. Так, расширяется перечень видов юридической помощи, оказываемой за счет средств коллегий адвокатов, вносятся изменения в порядок аттестации адвокатов и избрания органов управления коллегий, упразднение дисциплинарных комиссий коллегий адвокатов (с одновременным укреплением функций Минюста).

Но, по нашему мнению, они мерк­нут на фоне основного предложенного нововведения.

На деле речь идет об усилении зависимости института адвокатуры от государства и разрушении одного из направлений юридического бизнеса. Да, адвокатская деятельность не является предпринимательской, но именно возможность организовывать работу индивидуально или в форме бюро позволила многим представителям сферы сделать себе имя и репутацию.

Как работать выходцам из бюро, занимающимся преимущественно рассмотрением экономических и хозяйственных вопросов, – отдельная тема. Что будет с их традиционно командной работой? И еще: юридические фирмы, напомним, лишены возможности представлять интересы клиентов в судах.

 

Официально: в целях равенства

К сожалению, обоснование к законопроекту также не публиковалось. В Минюсте «ЭГ» сообщили, что целью ключевой новации документа является «создание равных условий осуществления адвокатской деятельности для всех адвокатов» и «укрепление кадрового потенциала адвокатуры».

По словам замминистра юстиции Николая Старовойтова, ведомство заинтересовано в «создании профессионально подготовленной и ответственной адвокатуры, способной обеспечить доступность юридической помощи для всех, кто в ней нуждается, а также ее высокое качество».

Риторический вопрос: а что, на данный момент она таковой, по версии регулятора, не является?! И хотелось бы увидеть, в чем именно, по мнению ведомства, заключается неравенство при действующем регулировании адвокатуры.

Решение о проведении публичного обсуждения проекта «не принималось», отметил заместитель министра. Оценка регулирующего воздействия предложенных норм также не проводилась, поскольку, как отмечалось выше, адвокатская деятельность не относится к предпринимательской.

 

Бизнес против изменений

Накануне рассмотрения законопроекта об адвокатуре в парламенте его обсудили на заседании юридического совета Белорусской научно-промышленной ассоциации. Эксперты направили депутатам письмо, в котором предложили отказаться от ключевой новации или не вносить изменения в действующее законодательство вовсе.

Аргументы такие: лишение адвокатов части действующих прав негативно отразится на инвестиционном климате страны, поскольку работающий здесь иностранный бизнес в таком случае лишается «привычного и стандартного для него уровня комфорта».

«Такая поддержка во всем мире обеспечивается адвокатскими фирмами, способными предоставить работу слаженной команды юристов, компетенции которых позволяют решать все и любые задачи клиента, – отмечается в письме БНПА. – Иностранный бизнес приходит с многозадачными проектами, работа над которыми силами одного или нескольких адвокатов невозможна».

При этом именно адвокатские бюро обеспечивают единые корпоративные принципы и стандарты работы со своей внутренней иерархией.

По мнению экспертов БНПА, проект закона в предложенной редакции «нанесет ущерб государственным интересам». В соседней России, подчеркивают они, существует пять форм организации деятельности адвокатов.

Пока предложение бизнеса проигнорировано. Есть гипотетическая возможность доработки законопроекта уже в Палате представителей. Но, как показывает практика, на текущей парламентской сессии документы во втором чтении стараются принять максимально быстро и без серьезных изменений предложенной редакции.

***

Похоже, истинная мотивация внесения столь существенных новаций в порядок осуществления адвокатской деятельности, если она есть, останется фигурой умолчания. Хотя поправки не просто изменяют условия работы адвокатов, они, по сути, перекраивают ландшафт сложившейся системы отношений в этой сфере.

Правила игры меняются на фоне уже заметно усилившегося вмешательства государства в дела адвокатуры. Общественности известно минимум о шести случаях лишения адвокатов лицензий за последние месяцы после комментирования ими общественно-политической повестки или хода рассмотрения уголовных дел, в которых они представляли интересы обвиняемых. Выводов не будет: пусть читатель их сделает самостоятельно.

 

Позиция

Олег Слижевский, министр юстиции:

Изменения не влекут за собой утрату адвокатами возможности и дальше работать со своими клиентами.

С одной стороны, можно при желании создать субъект хозяйствования, который будет иметь лицензию на оказание юридических услуг, и далее продолжить сопровождение бизнес-процессов с клиентами, с которыми уже наработаны связи. С другой стороны, имея лицензию адвоката, можно продолжить работу в юридической консультации и точно так же сопровождать бизнес-процессы своих клиентов, представлять их интересы в суде. Серьезного влияния на сопровождение бизнес-процессов, больших рисков мы не усматриваем.

 

Сергей Зикрацкий, юрист:

Фактически мы говорим о том, что все руководство коллегий адвокатов будет согласовываться с Минюстом. Я прогнозирую, что в течение шести месяцев после вступления в силу закона адвокатуру покинет большое количество хороших специалистов. Их место займут вчерашние студенты и сотрудники правоохранительных органов. Вряд ли это все положительно отра­зится на качестве юридической помощи.

 

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by