Адвокатский запрос: все, что вы хотели знать

В наши дни участилась практика подачи адвокатских запросов в госорганы и иные организации. В каком порядке на них необходимо давать ответ, какими правами на получение информации обладает адвокат в рамках адвокатского запроса, отвечают практикующие юристы.
Права адвоката и статус адвокатского запроса устанавливаются Законом от 30.12.2011 № 334-З «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» (далее – Закон об адвокатуре). И самое главное – адвокатский запрос может подать отдельно взятый адвокат (физическое лицо), а не адвокатское образование – консультация либо бюро. Дело в том, что адвокатская деятельность не является предпринимательской, поэтому адвокатские образования, строго говоря, не являются юридическими лицами (ст. 44 ГК).
Однако в соответствии со ст. 30 Закона об адвокатуре юридические консультации не являются юридическими лицами, в то время как в ст. 31 адвокатское бюро определяется как некоммерческая организация, создаваемая в целях осуществления деятельности по оказанию юридической помощи. Таким образом, это случай появления юридического лица, непоименованного в ГК.
Если к вам пришел запрос от адвоката, работающего в юридической консультации, то вы будете рассматривать его в порядке рассмотрения обращений граждан, а если запрос пришел от адвокатского бюро – то это обращение юридического лица, если в самом запросе не указано иное.
Адвокат в своей деятельности независим и подчиняется только закону, он вправе оказывать клиентам любую юридическую помощь, в которой те нуждаются: может выступать в качестве представителя или защитника (представлять права и интересы клиента) в судах, государственных органах, иных организациях, перед физическими лицами.
Способом оказания юридической помощи является в т.ч. так называемый адвокатский запрос. Сразу оговоримся – этот тип процессуального документа ничем не определен, понятие адвокатского запроса в законодательстве отсутствует. Его определение вытекает из системного толкования норм права.
Так, адвокат имеет право запрашивать справки, характеристики и иные документы, необходимые ему для оказания юридической помощи клиенту. Это означает только одно – если адвокат запросит иные документы, то он должен будет четко указать, что они нужны ему именно для оказания юридической помощи клиенту.
Это создает ситуацию, когда возникает риск раскрытия адвокатской тайны. А значит – скорее всего, его запрос не будет достаточно мотивированным, и он получит отказ в предоставлении иных документов, кроме прямо перечисленных в законе.
Справочно: адвокатская тайна – это сведения о вопросах, по которым клиент обратился за юридической помощью, суть консультаций, разъяснений, справок, полученных клиентом от адвоката, сведения о личной жизни клиента, информация, полученная от клиента, об обстоятельствах совершения преступления по уголовному делу, по которому адвокат осуществлял защиту прав, свобод и интересов клиента, а также сведения, составляющие коммерческую тайну клиента.
Таким образом, согласно ст. 17 Закона об адвокатуре, с одной стороны, государственные органы и иные организации обязаны выдавать запрошенные адвокатом документы или их копии.
Но с другой стороны – выдаются такие документы в установленном порядке. Речь идет о порядке предоставления информации – открытой или ограниченной к распространению.
Как уже говорилось, анализ правовых норм указывает на то, что адвокатский запрос – это, по сути, обращение физического лица (адвоката, оказывающего юридическую помощь индивидуально) либо юридического лица (адвокатского бюро).
Это значит, что ответ на адвокатский запрос должен даваться по правилам подготовки ответа на обращения граждан и юридических лиц в соответствии с гл. 2 Закона от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее – Закон об обращениях): письменные обращения должны быть рассмотрены не позднее пятнадцати дней, а обращения, требующие дополнительного изучения и проверки, – не позднее одного месяца, если иной срок не установлен законодательными актами.
Отметим одну деталь. Согласно п. 2 Закона об обращениях, его действие не распространяется на переписку государственных органов при выполнении ими функций, возложенных на них нормативными правовыми актами. Взаимоотношения государственных органов с иными субъектами при реализации возложенных на них функций осуществляются в рамках особого правового режима, связанного с наличием у государственного органа властных полномочий. В подобных случаях речь идет не об обратной связи власти и населения, а о реализации управленческих полномочий государственных органов.
Иллюстрацией подобной ситуации может послужить такой казус.
Заказчик (истец) и Подрядчик (ответчик) заключили договор строительного подряда. Однако «за время пути» оригиналы документов были утеряны, сохранились лишь копии.
Не договорившись по отдельным существенным вопросам (срокам выполнения работ и вытекающим из них штрафным санкциям), стороны обратились в Экономический суд. В целях доказывания верности именно своей копии договора каждая сторона приводила аргументы.
Представитель Подрядчика – адвокат ответчика – обратился с адвокатским запросом в государственный орган: он попросил представить для доказывания в суде своей позиции копии документов, переданных этому органу Заказчиком (истцом).
Ему был дан отказ в предоставлении копий поступивших в рамках административной процедуры документов, поскольку эти документы были переданы иным лицом – стороной административной процедуры (заинтересованным лицом) и являлись его коммерческой тайной.
Таким образом, если адвокатский запрос касается административных процедур, осуществляемых государственными органами, их внутренней переписки, иных вопросов осуществления управленческих или властных полномочий, то на такой запрос адвокату, скорее всего, будет дан отказ. Подчеркиваем – это уже не обязанность, а право и желание госоргана давать такую информацию.
Если у вас возникло ощущение легкой безысходности, не расстраивайтесь и не спешите отказываться от помощи адвоката. Дело в том, что отдельными полномочиями в сфере адвокатской деятельности обладает Минюст: например, к таким полномочиям относится получение сведений, связанных с осуществлением адвокатской деятельности, от государственных органов и иных организаций, которые обязаны их представлять в течение 15 рабочих дней по запросу Минюста.
Кроме того, в соответствии со ст. 20 ГПК, адвокат в случае прямого отказа на адвокатский запрос может подать ходатайство суду о направлении судебного запроса либо о вызове представителей государственного органа в судебный процесс в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, – но это уже совсем другая история.