Ru
Необходимо для:
оформления подписки, онлайн доступа к платным статьям и скачивания PDF
чтения статей для авторизованных пользователей
для работы в Личном кабинете
Войти
picture
USD:
2.9743
EUR:
3.4663
RUB:
3.696
BTC:
112,519.00 $
Золото:
319.84
Серебро:
3.55
Платина:
127.95
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Адвокатский запрос: все, что вы хотели знать

Фото: ermakovlawyer.com

В наши дни участилась практика подачи адвокатских запросов в госорганы и иные организации. В каком порядке на них необходимо давать ответ, какими правами на получение информации обладает адвокат в рамках адвокатского запроса, отвечают практикующие юристы.

Права адвоката и статус адвокатского запроса устанавливаются Законом от 30.12.2011 № 334-З «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» (далее – Закон об адвокатуре). И самое глав­ное – адвокатский запрос может подать отдельно взятый адвокат (физическое лицо), а не адвокатское образование – консультация либо бюро. Дело в том, что адвокатская деятельность не является предпринимательской, поэтому адвокатские образования, строго говоря, не являются юридическими лицами (ст. 44 ГК).

Однако в соответствии со ст. 30 Закона об адвокатуре юридические консультации не являются юридическими лицами, в то время как в ст. 31 адвокатское бюро определяется как некоммерческая организация, создаваемая в целях осуществления деятельности по оказанию юридической помощи. Таким образом, это случай появления юридического лица, непоименованного в ГК.

Если к вам пришел запрос от адвоката, работающего в юридической консультации, то вы будете рассматривать его в порядке рассмотрения обращений граждан, а если запрос пришел от адвокатского бюро – то это обращение юридического лица, если в самом запросе не указано иное.

Адвокат в своей деятельности независим и подчиняется только закону, он вправе оказывать клиентам любую юридическую помощь, в которой те нуждаются: может выступать в качестве представителя или защитника (представлять права и интересы клиента) в судах, государственных органах, иных организациях, перед физическими лицами.

Способом оказания юридической помощи является в т.ч. так называемый адвокатский запрос. Сразу оговоримся – этот тип процессуального документа ничем не определен, понятие адвокатского запроса в законодательстве отсутствует. Его определение вытекает из системного толкования норм права.

Так, адвокат имеет право запрашивать справки, характеристики и иные документы, необходимые ему для оказания юридической помощи клиенту. Это означает только одно – если адвокат запросит иные документы, то он должен будет четко указать, что они нужны ему именно для оказания юридической помощи клиенту.

Это создает ситуацию, когда возникает риск раскрытия адвокатской тайны. А значит – скорее всего, его запрос не будет достаточно мотивированным, и он получит отказ в предоставлении иных документов, кроме прямо перечисленных в законе.

Справочно: адвокатская тайна – это сведения о вопросах, по которым клиент обратился за юридической помощью, суть консультаций, разъяснений, справок, полученных клиентом от адвоката, сведения о личной жизни клиента, информация, полученная от клиента, об обстоятельствах совершения пре­ступления по уголовному делу, по которому адвокат осуществлял защиту прав, свобод и интересов клиента, а также сведения, составляющие коммерческую тайну клиента.

Таким образом, согласно ст. 17 Закона об адвокатуре, с одной стороны, государственные органы и иные организации обязаны выдавать за­прошенные адвокатом документы или их копии.

Но с другой стороны – выдаются такие документы в установленном порядке. Речь идет о порядке предоставления информации – открытой или ограниченной к распространению.

Как уже говорилось, анализ правовых норм указывает на то, что адвокатский запрос – это, по сути, обращение физического лица (адвоката, оказывающего юридическую помощь индивидуально) либо юридического лица (адвокатского бюро).

Это значит, что ответ на адвокатский запрос должен даваться по правилам подготовки ответа на обращения граждан и юридических лиц в соответствии с гл. 2 Закона от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее – Закон об обращениях): письменные обращения должны быть рассмотрены не позднее пятнадцати дней, а обращения, требующие дополнительного изучения и проверки, – не позднее одного месяца, если иной срок не установлен законодательными актами.

Отметим одну деталь. Согласно п. 2 Закона об обращениях, его действие не распространяется на переписку государственных органов при выполнении ими функций, возложенных на них нормативными правовыми актами. Взаимоотношения государственных органов с иными субъектами при реализации возложенных на них функций осуществляются в рамках особого правового режима, связанного с наличием у государственного органа властных полномочий. В подобных случаях речь идет не об обратной связи власти и населения, а о реализации управленческих полномочий государственных органов.

Иллюстрацией подобной ситуации может послужить такой казус.

Заказчик (истец) и Подрядчик (ответчик) заключили договор строительного подряда. Однако «за время пути» оригиналы документов были утеряны, сохранились лишь копии.

Не договорившись по отдельным существенным вопросам (срокам выполнения работ и вытекающим из них штрафным санкциям), стороны обратились в Экономический суд. В целях доказывания верности именно своей копии договора каждая сторона приводила аргументы.

Представитель Подрядчика – адвокат ответчика – обратился с адвокатским запросом в государственный орган: он попросил пред­ставить для доказывания в суде своей позиции копии документов, переданных этому органу Заказчиком (истцом).

Ему был дан отказ в предоставлении копий поступивших в рамках административной процедуры документов, поскольку эти документы бы­ли переданы иным лицом – стороной административной процедуры (заинтересованным лицом) и являлись его коммерческой тайной.

Таким образом, если адвокатский запрос касается административных процедур, осуществляемых государственными органами, их внутренней переписки, иных вопросов осуществления управленческих или власт­ных полномочий, то на такой запрос адвокату, скорее всего, будет дан отказ. Подчеркиваем – это уже не обязанность, а право и желание гос­органа давать такую информацию.

Если у вас возникло ощущение легкой безысходности, не расстраивайтесь и не спешите отказываться от помощи адвоката. Дело в том, что отдельными полномочиями в сфере адвокатской деятельности обладает Минюст: например, к таким полномочиям относится получение сведений, связанных с осуществлением адвокатской деятельности, от государственных органов и иных организаций, которые обязаны их пред­ставлять в течение 15 рабочих дней по запросу Минюста.

Кроме того, в соответствии со ст. 20 ГПК, адвокат в случае прямого отказа на адвокатский запрос может подать ходатайство суду о направлении судебного запроса либо о вызове представителей государственного органа в судебный процесс в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, – но это уже совсем другая история.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by