Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Адвокатская деятельность: — меняются условия оказания юридической помощи

Мария Коржевич

В соответствии с Законом от 27.05.2021 № 113-З «Об изменении законов по вопросам адвокатской деятельности», который вступает в силу с 30.11.2021, произойдут важные изменения в деятельности адвокатского сообщества. Субъекты хозяйствования и граждане также будут вынуждены перестраивать свою работу с адвокатами, оказывающими им юридическую помощь на постоянной основе.

Законом от 27.05.2021 № 113-З «Об изменении законов по вопросам адвокатской деятельности» (далее – Закон № 113-З) в новой редакции изложены многие нормы Закона от 30.12.2011 № 334-З «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» (далее – Закон об адвокатуре).

Важной новацией, которая отра­зится на работе субъектов хозяйствования, следует назвать упразднение таких форм осуществления адвокатской деятельности, как адвокатское бюро и индивидуальная адвокатская деятельность.

После вступления в силу Закона № 113-З единственной формой осуществления адвокатской деятельности станет деятельность в составе юридической консультации, которая будет создаваться по согласованию с Минюстом. Это прописано в ст. 29 «Организация осуществления адвокатской деятельности. Юридические консультации» Закона об адвокатуре. Порядок деятельности юридических консультаций будет определять Белорусская республиканская коллегия адвокатов (БРКА) по согласованию с Минюстом. Напомним, что по «старой» редакции Закона об адвокатуре (сегодня она еще действует) такое согласование не требуется. Собраниям партнеров адвокатских бюро до 30.10.2021 (в течение 5 месяцев после официального опубликования Закона № 113-З) необходимо принять решения о прекращении деятельности адвокатских бюро, в т.ч. путем ликвидации.

С этого момента адвокатское бюро не сможет оказывать юридическую помощь субъектам хозяйствования в соответствии с ранее заключенными договорами, поскольку оно будет не вправе осуществлять свою деятельность.

Следует перезаключать действующие договоры. И вот тут возникает вопрос: с кем их перезаключать? Специфика работы с адвокатским бюро состоит в том, что договор заключается с адвокатским бюро в лице управляющего партнера, а помощь по нему могут оказывать сразу несколько адвокатов – членов бюро. Один из них специализируется на трудовом праве, другой – на корпоративном или готовит проекты договоров по финансово-хозяйственной деятельности, третий представляет интересы клиента в судах. В случае необходимости кто-то из адвокатов бюро может осуществлять защиту руководителя фирмы по уголовному делу.

Причем занятость конкретного адвоката не влияет на качество юридической помощи. Клиент получает конечный результат, а распределение трудозатрат – задача управляющего партнера бюро. При этом субъект хозяйствования получает один акт об оказанной помощи и осуществляет один платеж за всю полученную помощь по акту.

Деятельность адвоката в составе юридической консультации организована иначе. Каждый адвокат индивидуально заключает с клиентом договор и каждый самостоятельно оказывает юридическую помощь. Таким образом, предприятие будет вынуждено заключить несколько договоров с разными адвокатами, т.к. качество юридической помощи адвоката, специализирующегося в конкретной области, будет выше, чем у адвоката-универсала. Да и объем работ бывает настолько значительным, что выполнить его одному адвокату сложно. Наличие нескольких договоров влечет за собой составление и подписание нескольких актов, осуществление нескольких платежей, что вряд ли можно считать удобным для предприятия.

Изменения, внесенные в Закон об адвокатуре, затронут работу значительного количества специалистов. Так, сегодня в Беларуси порядка 750 адвокатов (из 2000) осуществляют деятельность в составе бюро или индивидуально. То есть почти треть адвокатов должны в течение ближайших месяцев кардинальным образом перестроить форму работы.

Вопрос с наемными работниками (помощники, секретари, бухгалтера) также достаточно болезненный и для сотрудников, и для бюро с учетом необходимости расторгнуть договоры и выплатить выходные пособия. Так же обстоит дело и с арендованными помещениями, мебелью, оргтехникой – все эти проблемы предстоит решать достаточно быстро и с финансовыми потерями.

Кроме того, впереди налоговые проверки в связи с ликвидацией. Конечно, адвокаты сделают все возможное, чтобы текущие вопросы по прекращению деятельности бюро никак не сказались на качестве юридической помощи клиентам, но, к сожалению, предстоящая реорганизация отнимет большое количество времени.

 

Самые значительные новации, внесенные в Закон об адвокатуре:

  • Упразднен обязательный трехлетний стаж по юридической специальности для лиц, которые намереваются стать адвокатами.
  • Единственной формой осуществления адвокатской деятельности будет деятельность в составе юридической консультации.
  • Предусмотрен упрощенный порядок прохождения стажировки и сдачи экзаменов для некоторых категорий граждан. Претенденты, работавшие (проходившие службу) в судах, органах прокуратуры, системы Министерства юстиции, правоохранительных органах, а также в структурных подразделениях (секретариатах) таких органов, кандидатуры которых представлены руководителями соответствующих республиканских органов, проходят стажировку до трех месяцев и сдают квалификационный экзамен только в устной форме. (Общий порядок: стажировка от 3 до 6 месяцев, экзамен в письменной форме, а затем в устной.) 
  • Решение о приеме стажера принимает территориальная коллегия адвокатов после согласования кандидатуры стажера Мин­юстом. Юридическая консультация создается по согласованию с Мин­юстом. Порядок деятельности юридических консультаций будет определять БРКА по согласованию с Минюстом. Ранее такие согласования не требовались. Правила адвокатской деятельности поручено разработать Минюсту во взаимодействии с БРКА. До изменений они разрабатывались по предложению адвокатов и адвокатских образований и утверждались по согласованию с БРКА.
  • Расширены полномочия Мин­юста, в частности, появились такие полномочия, как согласование кандидатур членов Советов коллегий адвокатов. После вступления в силу принятых изменений будет действовать следующий механизм: если Минюстом дважды отклоняются все представленные для согласования территориальной коллегией адвокатов кандидатуры, министерство само вносит предложения по кандидатурам в состав совета территориальной коллегии адвокатов. Если предложенные Минюстом кандидатуры дважды отклоняются общим собранием (конференцией) членов территориальной коллегии адвокатов, эти кандидатуры считаются избранными в состав совета.
  • Должностным лицам Мин­юста будет предоставлено право участвовать в деятельности органов адвокатского самоуправления, запрашивать и получать от коллегий адвокатов, юридических консультаций, адвокатов сведения и документы, необходимые для осуществления предусмотренных Законом об адвокатуре полномочий, при условии соблюдения адвокатской тайны.
  • Дисциплинарные производства будут вестись Советом, а не дисциплинарной комиссией, которая будет упразднена.
  • Ряд полномочий общего собрания территориальных коллегий адвокатов будет передан Совету. В частности, утверждение размеров фиксированных (в твердой денежной сумме) взносов адвокатов.
  • Предусмотрен новый принцип организации адвокатуры и адвокатской деятельности: соответствие оплаты юридической помощи ее объему, сложности и качеству. В полномочия Совета БРКА включено обеспечение указанного соответствия.
  • Появятся новые ограничения для занятия адвокатской деятельностью: адвокату будет запрещено быть собственником/участником коммерческой организации, оказывающей консалтинговые юридические, риэлтерские услуги. Адвокаты, являющиеся собственниками/участниками иных коммерческих организаций, будут не вправе представлять права и интересы этих организаций в качестве представителей в судах, государственных органах, иных организациях и перед физическими лицами, а также будут обязаны не допускать возникновения иных конфликтов интересов.

 

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений