Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Итоги
14.03.2003 21 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕСУРС НЕ СПАСАЕТ

Подводя итоги работы белорусской экономики в 2002г., глава государства в качестве основного критерия работы правительства назвал благосостояние и условия жизни людей...
Подводя итоги работы белорусской экономики в 2002г., глава государства в качестве основного критерия работы правительства назвал благосостояние и условия жизни людей. Такой подход вытекает и из Программы социально-экономического развития страны на 2001--2005гг., утв. Указом от 8.08.2001г. N 427.

Рост реальных денежных доходов населения -- одного из основных показателей в этом отношении -- запланирован на пятилетку на уровне 158--163%, в т.ч. в 2002г. по сравнению с 2000г. -- 121,8--123%. Фактически, по данным Минстата, доходы населения выросли в прошлом году на 107,7%, а по сравнению с 2000г. -- на 137,9%.

Существенно превышены и два других показателя. Рост розничного товарооборота составил в прошлом году 112,9% (144,7% к уровню 2000г.), что близко к плану (по Программе в 2005г. рост должен составить 150--155% к уровню 2000г.), а реализация платных услуг населению увеличилась по сравнению с 2000г. на 116,7% против 111,3--112,4% по Программе.

Таким образом, показатели роста благосостояния народа перевыполнены, и тем не менее премьер-министр самокритично признал работу правительства в прошлом году неудовлетворительной. Следует отметить, что основания для такой оценки имеются.

Во-первых, рост реальных денежных доходов не обеспечен ростом эффективности реального сектора экономики. Промышленность, сельское хозяйство и строительство не обеспечили запланированные объемы производства. Рост ВВП составил 104,7% при "повышенном" прогнозе 106,5%, а ведь именно из его объема планировались доходы. Для выхода на этот уровень недополучено примерно 440 млрд.руб. (в текущих ценах), или 1,7% объема ВВП. В то же время реальные денежные доходы населения превысили запланированный уровень на 400 млрд.руб. (2%).

В итоге на потребление населения направлено доходов на 840 млрд.руб. больше, чем было запланировано. А всего денежные доходы населения составили 75,1% общего объема ВВП. Следовательно, на потребление организаций и на накопление приходится лишь 24,9% вновь созданной стоимости.

Такая распределительная политика возможна в краткосрочном периоде. Но в Беларуси она проводится уже шесть лет подряд. В 2001г. рост реальных доходов населения составил 128%, за 1996--2000гг. -- 171,6% (т.е. всего 219,6%) при росте ВВП соответственно 104,7 и 135,8% (всего 142,8%). Таким образом, за этот период рост потребления опережал рост производства в 1,5 раза. Следовательно, при ориентации на собственные силы экономика не имела средств не только для расширенного, но и простого воспроизводства.

Во-вторых, достигнутый рост розничного товарооборота при сопоставлении с другими показателями нельзя отнести в полной мере к положительным результатам. Прежде всего потому, что он достигнут за счет "серого импорта" -- примерно на 3,6 трлн.руб. Объем розничного товарооборота (без предприятий общественного питания) составил в 2002г. 11032,2 млрд.руб., что в 1,5 раза больше, чем учтенные товарные ресурсы. Исходя из этого можно судить о размерах теневой экономики в сфере торговли -- 30% (в других отраслях этот уровень ниже). Численность работающих в тени, по некоторым подсчетам, составляет не менее 300 тыс. человек. Очевидно, что теневая экономика в Беларуси стала существенным фактором поддержания уровня жизни и в данном случае является, скорее, положительным фактором.

Вместе с тем она имеет и негативные стороны. Главная: занятые в теневой экономике не участвуют в формировании доходов бюджета страны, хотя общественными фондами потребления пользуются. Эти фонды формируются только открытой экономикой, которая несет непосильное бремя налогов. Кроме того, теневой импорт снижает конкурентоспособность белорусских товаров и наносит прямой ущерб в виде таможенных неплатежей и т.д. Попытки борьбы с "тенью" административными методами, как показывает мировой опыт, неэффективны. Необходимо создание экономических условий легализации теневой экономики, как это было сделано, например, в Перу. Можно с большой долей уверенности прогнозировать, что меры, предусмотренные Декретом N 4, ограничивающие количество наемных работников у индивидуальных предпринимателей, приведут лишь к сокращению числа легальных субъектов хозяйствования.

В-третьих, в 2002г. не удалось добиться заметных результатов в макроэкономической стабилизации. Не обеспечен выход на запланированный уровень инфляции (2,5% в месяц при прогнозе 1,5--2%). И хотя она была самой низкой за последние годы, тем не менее эти "достижения" (34,8% за год) способны обесценить любые накопления. Характерно, что "перевыполнение" прогнозных показателей происходит при жесточайшем государственном контроле за ценообразованием, когда за малейшее отступление от прописанного порядка согласования цен незамедлительно следует разорительный штраф. Формально-бюрократический подход контролирующих органов к хозяйствующим субъектам стал системой работы по наполнению бюджета страны. Как достижение контролеров министр по налогам и сборам отметил, что в прошлом году в бюджет поступило 114 млрд.руб. от штрафных санкций, конфиската и т.д. Заметим, что это 3,8% общего объема полученной в 2002г. прибыли предприятий и организаций всех отраслей экономики страны и почти вдвое больше, чем расходы консолидированного бюджета на промышленность, энергетику и строительный комплекс.

Примечателен еще один аспект фискальной деятельности. Как следует из публичных выступлений руководителей контрольных органов, нарушения законодательства допускают 90% проверяемых предприятий. А поскольку проверки стали неотъемлемой частью делового климата, то напрашивается вывод: или подавляющее большинство руководителей предприятий являются нарушителями, или же законы невыполнимы. Несовершенство и непостоянство законодательства во многом определяют инвестиционный климат Беларуси как непривлекательный, и недорабатывают в этом как правительство, так и законодатели.

По указанным и другим причинам экономика страны не обеспечила в 2002г. привлечение необходимых инвестиций. Всего на развитие экономики и социальной сферы использовано 4,2 трлн.руб., что примерно на 140 млрд.руб. меньше запланированного. Незначительной остается доля иностранных инвестиций (4,5% от общего объема инвестиций). Хотя по сравнению с 2001г. их объем увеличился и достиг 103,2% (при прогнозе 106--107%), к уровню 2000г. он составил лишь 99,6% при определенных Программой социально-экономического развития 109,7--111,8%.

Свой "вклад" в макроэкономическую нестабильность вносят действия Национального банка. Это проявляется в двух аспектах. Так, в 2002г. объем денежной массы (М2) увеличился на 59,6%, что на 24,8 процентного пункта превышает рост индекса потребительских цен. А опережающий рост денежной массы, как известно, создает предпосылки инфляции. С другой стороны, под тезисом стабилизации на протяжении как минимум пяти лет проводится ревальвация белорусского рубля. Его курс повышен относительно инфляции за два последних года на 19,1%.

Это привело к соответствующему росту издержек на производство продукции и отрицательно сказалось на рентабельности, прежде всего экспорта. Отсюда не случайно, что при снижении в 2002г. материалоемкости валового выпуска на 0,8% (по прогнозу 1,4--1,7%) рост затрат на производство реализованной продукции опережал рост выручки от реализации продукции (134,5% против 134,3). Все это подтверждает известную истину, что "латание" бюджетных и других расходов за счет эмиссии (печатания пустых денег) Нацбанка означает лишь дополнительный эмиссионный налог на субъектов хозяйствования и население.

В-четвертых, анализ финансового сектора показывает, что экономика оказалась в тисках жесткого кризиса. В 2002г. продолжался рост неплатежей, в т.ч. бюджету и за энергоносители, кредиторской и дебиторской задолженности.

Хотя уточненный план доходов бюджетов всех уровней перевыполнен на 106,2%, однако достигнуто это за счет превышения прогнозируемого уровня инфляции (на 106,1--112,3%), а также продажи государственного пакета акций ОАО "Славнефть". Острой проблемой остается задолженность по платежам в бюджет. За 2002г. она увеличилась на 63% и составила на 1 января т.г. 218,7 млрд.руб., а на 1 февраля т.г. -- 284,3 млрд. (прирост за месяц -- 30%). В этих условиях катастрофически не хватает средств для здравоохранения и образования.

Кредиторская задолженность предприятий и организаций в истекшем году увеличилась на 36,5%, дебиторская -- на 39,7%. Их абсолютные величины составили соответственно 11,1 и 8,3 трлн.руб. Превышение кредиторской задолженности над дебиторской достигло 2,8 трлн.руб., что сопоставимо с объемом годовой прибыли (3 трлн.руб.), и составило 11% годового объема ВВП. Такие объемы задолженности свидетельствуют о разбалансированности платежной системы и отсутствии реальных возможностей решения этой проблемы.

Несмотря на принимаемые руководством страны меры, остается нерешенной задача расчетов за энергоносители. Хотя в декабре размер задолженности был снижен по сравнению с ноябрем на 8,1%, однако на 1 января 2003г. он составил 3,4 трлн.руб., из которых внешняя задолженность -- 322 млрд.руб. (191 млрд. -- за газ, 103,7 -- за электроэнергию и 24,6 млрд.руб. -- за нефть).

Особое опасение вызывают неуклонный рост просроченной кредиторской задолженности и низкая платежеспособность предприятий и организаций, определяемая как денежные средства на счетах предприятий в % к просроченной кредиторской задолженности. Динамика этих показателей представлена в табл. 1.

====================================================================
                  Просроченная кредиторская    Платежеспособность, %
                  задолженность, млрд.руб.                              
                  --------------------------   ---------------------
                  на 1   на 1   на 1    Спра-   на 1   на 1    Спра-
                  ян-    ян-    ян-     вочно   ян-    ян-     вочно
                  варя   варя   варя    на 1    варя   варя    на 1 
                  2002г. 2003г. 2003г.  ян-     2002г. 2003г.  ян-  
                                в % к   варя                   варя 
                                январю  2001г.                 2001г. 
                                        2002г.                             
===================================================================
                   1       2      3      4       5       6      7
===================================================================
Всего             3635,7  4621,6  127,1  2043   14,0   15,7   19,7
В т.ч.
промышленность    1872,1  2549,6  136,2 1197,5  11,9   12,1   14,8
в т.ч.:                                                              
электроэнергетика 1219,7  1499,3  122,9  822,1   0,4    0,8    0,7
топливная
промышленность       9,5    13,1  137,9    3,9  в 7,9  в 6,8  в 16
                                                 рaзa  раза   раз
черная металлургия  25,1    73,4  292,4   16,2  60,0   32,9    23,6
химическая и
нефтехимическая
промышленность      78,0    99,6  127,7   41,1  13,7   16,4    32,9
машиностроение и
металлообработка   222,1   341,6  153,8  125,6  31,2   26,8    45,5
лесная, дерево-
обрабатывающая и
целлюлознобумажная
промышленность      53,2    76,4  143,6   32,7  10,9   14,8    13,8
промышленность
строительных
материалов          48,7      79  162,2   28,1   5,9    8,9     7,8
легкая
промышленность      65,5   122,4  186,9   31,9  12,0    8,5    22,5
пищевая
промышленность      97,6   172,2  176,4   51,8  21,6   19,0    24,1
Сельское хозяйство 592,8   659,8  111,3  234,6   2,4    2,5     4,6
Транспорт (включая
трубопроводный)    344,1     275   79,9    176  17,6   36,9    31,0
Строительство       62,8   108,5  172,8   31,8  59,4   63,4    63,3
Торговля и общественное
питание            125,4   201,2  160,4   70,2  68,4   43,4    87,7
Жилищнокоммунальное
хозяйство          521,0   656,3  126,0   274    2,7    4,1     4,5
============================================================

Как видим, основным должником оказалась промышленность -- основной "донор" белорусской экономики. На ее долю приходится 55,2% общего объема просроченной задолженности. А денежные средства на счетах предприятий отрасли составляют лишь 12,1% от просроченной задолженности. То есть даже если все средства со счетов направить на погашение просроченных долгов, их можно будет оплатить лишь на 12%. Наиболее сложное положение в электроэнергетике (платежеспособность 0,8%), сельском хозяйстве (2,5%), ЖКХ (4,1%). И самое неприятное, что перспективы улучшения финансового положения субъектов хозяйствования весьма неопределенные. Это вытекает прежде всего из уровня рентабельности реализованной продукции, работ, услуг.

За январь -- декабрь 2002г. она составила в целом по экономике лишь 8,7%, в т.ч. в электроэнергетике -- 3,1%, легкой промышленности -- 5, пищевой -- 5,4%, а в ЖКХ и вовсе отрицательная (-7,8%). Убыточно каждое третье предприятие в промышленности, в т.ч. каждое второе -- в легпроме. К этому можно добавить, что из общего числа рентабельных предприятий (в промышленности это 67,1% общего числа) 30% имеют рентабельность от 0 до 5%, т.е., учитывая уровень инфляции, являются потенциально убыточными.

Тенденции финансового положения субъектов хозяйствования наглядно видны из данных табл. 2.

Динамика баланса основных текущих финансовых активов и пассивов млрд.руб.

==============================================================
                          1 ян-   1 ян-   1 ян-  1 ян-   1 ян-
                          варя    варя    варя   варя    варя 
                          2000г.  2001г.  2002г. 2003г.  2003г.
                                                         в % к
                                                         1 ян-
                                                         варя 
                                                         2002г.
==============================================================
Остатки готовой продукции
на складах предприятий    135,7   402,4   747,9  1012,4  135,4
Дебиторская задолженность 977,9  3667,5  5955,0    8319  139,7
Денежные средства
предприятий на счетах в
банках                    152,6   402,5   509,0   725,6  142,6
Запасы продукции
в торговле                116,3   314,6   519,2   762,4  146,8
ИТОГО АКТИВЫ             1382,5    4787  7731,1 10819,4  139,9
Пассивы -- кредиторская
задолженность            1453,7  5052,8  8138,8 11113,4  136,5
Сальдо активов и пассивов -71,2  -265,8  -407,7    -294   72,1
============================================================

Из представленных данных видно, что в 2002г. баланс условно ликвидных (потому как продолжался рост остатков готовой продукции на складах предприятий и дебиторской задолженности) активов и пассивов -- кредиторской задолженности -- оставался отрицательным (-294 млрд.руб.). Хотя денежные средства предприятий на счетах в банках несколько выросли (142,6%), однако этого оказалось недостаточно даже для компенсации роста цен производителей промышленной продукции за 2002г. (142,7%).

Отсюда следует, что традиционные и административные методы управления экономикой уже неэффективны. Вряд ли принесет желаемые результаты доведение заданий по сокращению бартера, увеличению экспорта продукции, темпам роста объемов производства, привлечению инвестиций и т.д. Нужны иные меры. Но об этом в следующем номере.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений