Административный арест за игнорирование противопожарных требований предлагает ввести МЧС
Поправки в Закон от 15.07.1993 № 2403-XII «О пожарной безопасности», принятые на очередном заседании Палаты представителей в первом чтении, предусматривают широкое вовлечение граждан в организацию деятельности по обеспечению пожарной безопасности. Кроме того, в МЧС задумались, как заставить руководителей оперативно реагировать на предписания органов министерства.
Проверки торгово-развлекательных центров, гипермаркетов, других объектов, через которые ежедневно проходит огромный поток людей, показывают, что некоторые директора в погоне за максимальной прибылью закрывают глаза на нарушение требований пожарной безопасности, сообщил на заседании Палаты представителей министр по чрезвычайным ситуациям Владимир Ващенко.
«Как в такой ситуации МЧС планирует увязать провозглашенный руководством страны принцип минимизации вмешательства госорганов в предпринимательскую деятельность и необходимость усиления ответственности субъектов хозяйствования за нарушение законодательства в этой сфере?» – поинтересовался заместитель председателя Постоянной комиссии по экономической политике Леонид Брич.
Министерство делает упор на профилактику, разъясняет, насколько опасными могут оказаться последствия игнорирования противопожарных требований, подчеркнул министр. Конечно, кого-то штрафуют. Однако отдельные руководители спокойно платят любые штрафы, но ничего не делают для обеспечения безопасности путей эвакуации людей в чрезвычайных ситуациях. Поэтому в правительство внесено предложение увеличить административные штрафы за нарушения в данной сфере с нынешних 30 базовых величин (БВ) до 50 БВ, а при повторном нарушении в течение года – до 100 БВ плюс административный арест.
Министр надеется, что введение административного ареста за повторное нарушение законодательства о пожарной безопасности заставит руководителей оперативно выполнять предписания органов МЧС.
Владимир Ващенко представлял на сессии Палаты представителей законопроект «Об изменении Закона Республики Беларусь «О пожарной безопасности». В результате его принятия появится более четкое разграничение в правовом регулировании деятельности по предупреждению и тушению пожаров в Беларуси:
– профессиональные аварийно-спасательные службы будут действовать в соответствии с законодательством об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя;
– внештатные пожарные формирования – в соответствии с Законом «О пожарной безопасности» и принятым в его развитие соответствующим постановлением Совмина;
– добровольные пожарные организации и созданные ими добровольные пожарные формирования – в соответствии с законодательством об общественных объединениях, а также соответствующими уставами (положениями).
Проектом к органам государственного пожарного надзора отнесены МЧС и его территориальные органы.
Действующий закон дополняется статьями 201–208, регулирующими деятельность внештатных и добровольных пожарных формирований.
Внештатные пожарные формирования будут создаваться в формах пожарных команд, дружин и пожарно-технических комиссий по решению руководителей предприятий, органов местного управления и самоуправления. Финансирование деятельности первых осуществляется из средств организаций, в которых эти формирования образованы, и иных источников, не запрещенных законодательством, а пожарных команд, созданных органами местной власти, – за счет средств местных бюджетов.
Закрепляются основные права и обязанности членов этих формирований, а вот порядок их создания и деятельности поручено подготовить и принять Совмину.
По мнению разработчиков законопроекта, предложенная МЧС корректировка Закона выведет деятельность внештатных пожарных формирований на качественно новый уровень, а передача органам местной власти функций по созданию пожарных команд позволит шире использовать их возможности для защиты населенных пунктов от пожаров.
Тушение пожаров в рабочее и нерабочее время для членов внештатных пожарных формирований является выполнением общественной обязанности – так записано в проекте. За это им могут предоставляться дополнительные отпуска и другие виды поощрений в соответствии с законодательством о труде.
Члены пожарных команд и пожарных дружин, не застрахованные и не прошедшие соответствующую подготовку, не обеспеченные экипировкой, пожарным аварийно-спасательным оборудованием и инструментом, к участию в тушении пожаров не допускаются.
В случае участия члена внештатного пожарного формирования в тушении пожара в рабочее время предполагается обязательное его освобождение от работы, если же речь идет о выполнении мероприятий по предупреждению пожаров, в т.ч. профилактических, то решение этого вопроса отдано на усмотрение руководителя организации.
Добровольные пожарные организации (ДПО) наделяются правом создавать добровольные пожарные формирования в виде организационных структур, диапазон которых весьма широк – от групп, осуществляющих пропаганду безопасности, до профессиональных подразделений по тушению пожаров. ДПО действуют на основании уставов, они сами определяют порядок финансирования и материально-технического обеспечения созданных ими структур, меры поощрения их членов и другие вопросы.
ДПО, учрежденные в форме общественных объединений, могут осуществлять предпринимательскую деятельность для реализации целей, указанных в ч. 1 ст. 207, без образования коммерческих организаций и (или) участия в них.
Перечислим эти цели: объединение усилий граждан для обеспечения пожарной безопасности, создание и организация деятельности добровольных пожарных формирований, в т.ч. при осуществлении пожарно-профилактических мероприятий и тушении пожаров, обучение населения необходимым противопожарным мерам.
Еще одна новация касается наделения местных органов власти правом принимать решения об изменении радиуса обслуживания пожарными депо с учетом региональных особенностей. Так, при отсутствии пожаро- и взрывоопасных объектов, при низкой плотности населения, хорошем развитии дорожной сети и технической оснащенности пожарных аварийно-спасательных подразделений радиус обслуживания может быть увеличен, что приведет к сокращению количества пожарных депо и, следовательно, снизит бюджетные расходы. В иных случаях для обеспечения необходимого уровня защиты населения и территорий радиус обслуживания может быть уменьшен.
Систему противопожарного нормирования и стандартизации согласно ст. 7 проекта образуют требования по обеспечению пожарной безопасности, предусмотренные в технических регламентах Таможенного союза, ЕАЭС, а также нормах и правилах пожарной безопасности, технических кодексах установившейся практики. Перечень таких нормативных правовых актов (НПА), технических НПА поручено установить Совмину.
Также Совмину делегированы полномочия по определению порядка и условий возмещения органам и подразделениям по чрезвычайным ситуациям затрат по тушению пожаров на отдельных объектах.