Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №49(2545) от 05.07.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5329
EUR:
2.6533
RUB:
4.7397
Золото:
148.81
Серебро:
1.74
Платина:
75.82
Палладий:
152.69
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Административные процедуры переходят в электронный формат

Новые возможности осуществления административных процедур, в т.ч. с применением электронных сервисов, открывает Закон от 9.01.2017 № 17-З, которым внесены существенные изменения в Закон от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур» (далее – Закон № 433-З).

Терминология

В Закон № 433-З включен ряд новых определений, в т.ч.:

единый портал электронных услуг (далее – единый портал) – подсистема общегосударственной автоматизированной информационной системы, предназначенная для обеспечения электронного взаимодействия госорганов и организаций с иными организациями, а также с гражданами, в т.ч. являющаяся единой точкой подачи (отзыва) заявлений об осуществлении административных процедур, получения административных решений (уведомлений о принятых решениях) и подачи (отзыва) административных жалоб в электронной форме;

третье лицо – гражданин или юрлицо, кроме заинтересованного лица, участие которых в осуществлении административной процедуры предусмотрено актами законодательства и чьи права и (или) обязанности затрагиваются административным решением.

Напомним, что заинтересованным лицом считается гражданин Беларуси, иностранный гражданин или лицо без гражданства, в т.ч. ИП (далее – гражданин), или юрлицо Беларуси, иная организация, обратившиеся за осуществлением административной процедуры.

Одним из основных принципов деятельности госорганов станет обеспечение территориальной доступности административных процедур, что предполагает их осуществление уполномоченным органом на территориальном уровне, максимально приближенном к заинтересованному лицу.

«Одно окно»

Становится обязательным прием в одном месте заявлений заинтересованных лиц, подаваемых в местные исполнительные и распорядительные органы (их структурные подразделения) и подчиненные организации. Для этого в таких органах базового территориального уровня, в администрациях районов в городах должны быть созданы службы «одно окно».

В уполномоченном органе в доступном для обозрения месте (на информационных стендах, табло и (или) иным способом), а также на их официальных сайтах либо на соответствующих страницах официальных сайтов вышестоящих госорганов либо организаций должна быть размещена необходимая информация о работе уполномоченного органа и осуществляемых им административных процедурах. В перечень такой информации включен порядок подачи заявлений об осуществлении административных процедур в электронной форме.

Права и обязанности

Уполномоченные органы при осуществлении административных процедур должны в т.ч. предоставлять заинтересованным лицам возможность знакомиться с материалами, связанными с рассмотрением их заявлений, а третьим лицам – с материалами, связанными с административными процедурами, в осуществлении которых они участвуют (участвовали), в т.ч. с полученными уполномоченными органами от других госорганов, иных организаций документами и (или) сведениями, необходимыми для осуществления административных процедур, делать из них выписки, если иное не предусмотрено законодательством о государственных секретах, коммерческой или иной охраняемой законом тайне.

Заинтересованные лица имеют право в т.ч. получать как административные решения и выписки из них, так и их копии, а также отозвать свою административную жалобу.

Третьи лица имеют право:

– знакомиться с материалами, связанными с административными процедурами, в осуществлении которых они участвуют (участвовали);

– отозвать свое согласие на осуществление административной процедуры в любое время до окончания осуществления административной процедуры;

– обжаловать принятые административные решения;

– отозвать свою административную жалобу.

Время на бюрократизм

Сроки при осуществлении административных процедур определяются календарной датой, истечением периода, исчисляемого годами, месяцами, неделями или днями (ранее о годах здесь не говорилось), а также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить. При этом уточнено, что течение срока, исчисляемого годами, месяцами, неделями или днями, начинается на следующий день после (было – со дня) совершения действия или наступления события, которыми определено его начало, за исключением сроков административных процедур, подлежащих осуществлению в день обращения заинтересованного лица либо осуществляемых в день его обращения по инициативе уполномоченного органа.

Если срок исчисляется годами, то он истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока.

Днем окончания осуществления административной процедуры считается не день исполнения административного решения, как ранее, а день его принятия (п. 3 ст. 12 Закона № 433-З).

Заявление заинтересованного лица

Глава 4 Закона № 433-З, регламентирующая порядок подачи, отказа в принятии и отзыва заявления заинтересованного лица, изложена в новой редакции, где учитываются особенности использования элект­ронных сервисов.

Уточнен перечень сведений, которые должны содержаться в заявлении заинтересованного лица, подаваемом в письменной форме. Так, заверять подпись руководителя юрлица или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать заявление, печатью теперь нужно только в случаях, когда это предусмотрено законодательством об административных процедурах.

Заявление в электронной форме должно подаваться через единый портал после получения к нему доступа:

– без использования средств идентификации;

– с использованием уникального идентификатора заинтересованного лица (кроме случаев, когда заинтересованным лицом является юрлицо). Порядок получения такого идентификатора устанавливается Сов­мином;

– с использованием личного ключа электронной цифровой подписи, сертификат соответствующего открытого ключа которого издан республиканским удостоверяющим центром.

Если законодательством об административных процедурах не определены сведения, которые должны содержаться в заявлении заинтересованного лица, подаваемом в электронной форме, в нем должны содержаться сведения, указанные в Законе № 433-З для заявления в письменной форме. Рассматриваться оно будет в том же порядке, что и «письменные» заявления. Перечень документов и (или) сведений, пред­ставляемых вместе с заявлением заинтересованного лица, не изменился.

Представления документов и (или) сведений, подаваемых вместе с заявлением заинтересованного лица в электронной форме, имеет следующие особенности:

– документы и (или) сведения, включенные в перечни документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными лицами, подлежат представлению в электронной форме, соответствующей оригиналу пред­ставляемого документа или его нотариально засвидетельствованной копии. При этом не требуется их подписания электронной цифровой подписью;

– вместо представления документа, удостоверяющего личность гражданина, используются соответствующие сведения о гражданине, полученные при организации его доступа к единому порталу;

– внесение платы, взимаемой при осуществлении административной процедуры, за выдачу запрашиваемых уполномоченным органом документов и (или) сведений, если за их выдачу законодательством предусмотрена такая плата и заинтересованное лицо не представило такие документы и (или) сведения самостоятельно, осуществляется с использованием АИС ЕРИП.

Как и ранее, заинтересованное лицо имеет право ото­звать свое заявление в любое время до окончания осуществления административной процедуры. Если заявление подано в электронной форме, то и отозвать его можно в электронной форме через единый портал либо в письменной форме в уполномоченный орган, рассматривающий заявление.

Решение: форма и сроки

Административное решение об осуществлении административной процедуры или об отказе в ее осуществлении может приниматься не только в письменной, но и в электронной форме, в т.ч. посредством внесения записей в регистры, реестры, протоколы, банки данных, иные документы или информационные ресурсы. В свою очередь, административное решение об отказе в принятии заявления заинтересованного лица принимается в устной либо электронной форме, за исключением случаев подачи заинтересованным лицом заявления по почте либо требования заинтересованного лица оформить это решение в письменной форме, а также в иных случаях, предусмотренных законодательными актами. Тогда такое административное решение должно приниматься в письменной форме.

Содержание административного решения, установленное в п. 2 ст. 26 Закона № 433-З, не изменилось. Но требуется указывать должность, фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) работника уполномоченного органа, к компетенции которого относится подписание решения, – при его принятии в письменной форме, а при его принятии в электронной форме – еще и электронную цифровую подпись.

Административное решение, принятое в письменной форме (его копия, выписка из него), либо извещение о таком решении выдаются заинтересованному лицу или направляются нарочным (курьером) по почте не позднее 7 рабочих дней (было – не позднее 5 дней) со дня принятия соответствующего решения (новая редакция ст. 27 Закона № 433-З). Административное решение, принятое в электронной форме, либо извещение о таком решении направляются заинтересованному лицу через единый портал не позднее 7 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.

Заинтересованное лицо имеет право получить административное решение (его копию, выписку из него), выдаваемое при осуществлении административной процедуры, при обращении в уполномоченный орган.

Можете жаловаться

Административную жалобу теперь также можно подавать не только в письменной, но и в электронной форме через единый портал с использованием указанных выше средств идентификации.

Перечень сведений, которые должны содержаться в административной жалобе, применяется и при ис­пользовании электронной формы. При этом не требуется подписания документов и (или) сведений, прилагаемых к ней, электронной цифровой подписью.

Административные жалобы, поступившие в нерабочий день (нерабочее время), регистрируются не позд­нее чем в первый следующий за ним рабочий день.

Устанавливается, что лицо, подавшее административную жалобу, вправе отозвать ее в любое время до окончания ее рассмотрения. Для отзыва административной жалобы, поданной в письменной форме, придется подать заявление тоже в письменной форме в орган, рассматривающий жалобу, а если она подана в электронной форме – то заявление подается в электронной форме через единый портал либо в письменной – в соответствующий орган.

В случае отзыва административной жалобы рассматривающий ее орган прекращает ее рассмотрение по существу и возвращает жалобщику документы и (или) сведения, представленные вместе с жалобой.

Перечень административных процедур, подлежащих осуществлению в электронной форме через единый портал, определен постановлением Совмина от 14.07.2017 № 529. Правительство также должно определить сроки проведения организационно-технических мероприятий по созданию условий для осуществления таких процедур через этот портал. До их истечения подача (отзыв) документов в электронной форме могут осуществляться через иные информационные системы (ресурсы).

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений