Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Мнения
28.12.2018 6 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №97 (2201) от 28.12.2018
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

80% брака: с чем еще борются общества потребителей

Почти все изменения в Закон «О защите прав потребителей» позитивно восприняты профильными общественными организациями. Но в этом нормативном акте нашлось место далеко не для всех их пожеланий. Свое мнение о ситуации высказала руководитель одного из ключевых потребительских объединений.

Анна СУША, председатель ОО «Бе­лорусское общество защиты потребителей», обратила внимание на следующие моменты.

Новая редакция Закона вносит много правильных, полезных и необходимых изменений. Но практикующие юристы Общества обратили внимание на дополнение, которое способно ухудшить положение потребителей. Так, в п. 1 ст. 22 Закона предусмотрено, что «по письменному соглашению с потребителем срок устранения недостатков товара может быть увеличен не более чем до 30 дней». А ведь обычный человек не всегда внимательно читает, когда ему предлагают подписать какой-то документ. И таким образом недобросовестный продавец или мастерская могут хитростью увеличить срок ремонта до 30 дней вместо 14. Достаточно просто подсунуть потребителю на подпись бумажку, где среди длинного текста будет «спрятано» такое условие.

В то же время вступление в силу новой редакции п. 5 ст. 12 Закона будет способствовать отзыву опа­сной продукции с прилавков и из подсобок магазинов, в частности, электротехнических потребительских товаров.

Общественное наблюдение за рынком, которое проводит «Белорусское общество защиты потребителей», показывает, что до 80% продукции может представлять опа­сность для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды. Об этом говорят итоги реального мониторинга розничной сети.

Недавно специалистами Общества было закуплено в различных торговых объектах столицы 10 электротехнических товаров: фонарик, фен, 2 вида электропаяльников, миксер, сэндвичница, удлинитель, выпрямитель для волос, электрический провод, электрокипятильник – как белорусского, так и зарубежного производства. Эти товары были отданы на испытание в аккредитованную лабораторию. И представьте, 8 из 10 имели отрицательные результаты, не соответствовали требованиям электро- и пожаробезопасности, электромагнитной сов­местимости, т.е. оказались опас­ными для конечного потребителя и его имущества. Не представляли угрозы для жизни, здоровья или имущества только провод (выпущен пред­приятием в г. Чаусы) и электропаяльник (производства г. Бреста).

Кроме того, общественное наблюдение за потребительским рынком установило, что в магазинах реализуются товары, которые внесены в Реестр опасной продукции, запрещенной к ввозу и (или) обращению на территории РБ (данный Реестр размещен на сайте Госстандарта, настоятельно рекомендуем его изучить перед совершением покупок). Были обнаружены в свободной продаже светильники, светодиодные лампы, удлинители, выпрямители для волос и другие товары (в т.ч. даже одежда для детей), числящиеся в этом Реестре. Продажа всех этих товаров была прямо запрещена именно потому, что они представляют угрозу для человека: могут стать причиной пожара, выделяют вред­ные вещества и т.д.

Выяснилось даже, что опасную продукцию (в частности, встраиваемые светильники) потребители получают вначале за деньги, а после предъявления соответст­вующих претензий – уже в виде «подарков» от исполнителей работ по натяжным потолкам.

«Белорусское общество защиты потребителей» информирует об этом и средства массовой информации, и Госстандарт как надзорный орган. К счастью, в итоге потенциальные покупатели действительно читают такую информацию.

Так что есть надежда, что опасная продукция все-таки будет отзываться с рынка.

Но все-таки хочется большего – чтобы был обязательный к исполнению правовой механизим, обеспечивающий безусловное фактическое удаление таких товаров из розничной сети и вообще из свободного обращения.

Как показывает практика, специалисты Госстандарта на «сигналы» общественного контроля реагируют – выезжают на объекты, где реализуется такая опасная продукция, и разбираются в ситуации. Но, к сожалению, далеко не всегда привлекают таких недобросовестных продавцов к административной ответственности в виде штрафа или конфискации опасной продукции. Законодательство теперь этого не позволяет, наказать можно только при повторном нарушении или в рамках судебного разбирательства, если некачественные товары уже нанесли реальный ущерб потребителям.

И выходит, что, с одной стороны, у нас есть законодательная и нормативная база, позволяющая осуществлять надзор, а с другой – идет либерализация условий для предпринимательской деятельности. И биз­несменов, открыто (а часто и намеренно) нарушающих законодательство, не наказывают, а просто предупреждают.

Как же быть в этой ситуации потребителю? Будет ли он делать больше покупок именно у белорусских продавцов? На пользу ли это экономике? Ведь именно обы­чный человек покупает товары и услуги, именно его деньги являются глав­ным стимулирующим фактором раз­вития любого бизнеса в нашей стране. И игнорировать интересы рядового потребителя, забывать о них ни в коем случае нельзя.

Так что и у органов государственного управления, и у общественных организаций, и у общества в целом остается еще достаточно нерешенных проблем в области защиты прав потребителей.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений