530 выборочных проверок за 2019 год – это много или мало
С 1 января 2019 г. налоговые органы приступили к проведению выборочных проверок. На 2019 г. было запланировано всего 530 таких мероприятий в отношении субъектов хозяйствования. За 9 месяцев текущего года уже проведено 303.
В настоящее время количество выездных проверок неуклонно снижается. Еще в 2016 г. МНС информировало о снижении в стране плановых проверок за последние 2 года почти в 2 раза. Сегодня, в 2019-м, уже говорим о снижении в 8 раз по сравнению с 2017 г.
Налоговое законодательство динамично развивается, в т.ч. и в отношении налогового контроля, в основу которого сегодня положен риск-ориентированный подход исходя из закрепленного принципа добросовестности плательщика по исполнению налогового обязательства.
Изменились подходы и при отборе плательщиков для проведения выборочных проверок. Отбор субъектов хозяйствования осуществляется в соответствии с методикой формирования системы оценки степени риска.
Справочно: с 01.01.2018 изменен подход к выбору объекта проверки в связи со вступлением в силу Указа от 16.10.2017 № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности».
Отбор субъектов хозяйствования для проведения выборочной проверки осуществляется в соответствии с методикой, утв. постановлением Совмина от 22.01.2018 № 43.
Сегодня в основу контрольной работы налоговых органов заложен принцип: минимум вмешательства, максимум эффекта.
В качестве основной формы контрольной работы и дальше набирает обороты камеральный контроль, который позволяет на основании анализа баз данных выявлять нарушения у плательщиков, уведомлять их об этом, предоставляя возможность добровольно внести корректировки, уточнить свои налоговые обязательства, самостоятельно при этом доплатив налоги в бюджет без привлечения к административной ответственности.
Одним из преимуществ камерального контроля является также тот факт, что он осуществляется непосредственно в налоговом органе без выхода к плательщику путем сопоставления и анализа имеющихся сведений о его деятельности.
МНС, как и заявляло ранее, продолжает развивать концепцию дистанционного налогового контроля, базирующуюся на расширенном взаимодействии с плательщиками в электронном виде, а также на принципах предотвращения правонарушений и предоставления плательщику права на добровольное исполнение налоговых обязательств.
В настоящее время декларации, представляемые плательщиками, подвергаются камеральной проверке в два этапа: предварительный и последующий.
Последующий этап проводят подразделения камерального контроля налоговых органов, после которого при установлении отклонений направляются уведомления плательщикам.
За 9 месяцев 2019 г. по результатам проведенного налоговыми органами последующего этапа камеральной проверки направлено 27 886 уведомлений о необходимости внесения соответствующих исправлений в налоговые декларации либо представления в установленный законодательством срок в налоговый орган пояснений о причинах отклонений.
На направленные уведомления отреагировали 95% плательщиков.
Сумма налогов, подлежащая доплате согласно представленным уточненным налоговым декларациям (расчетам) после получения уведомления по результатам проведенного камерального контроля, составила 179,3 млн руб. Кроме того, по результатам камерального контроля предотвращен необоснованный возврат НДС в размере 78,2 млн руб.
Если плательщик не отреагировал на уведомление, налоговый орган при проведении камеральной проверки вправе истребовать у плательщика ПУД и (или) иные необходимые документы либо иную информацию.
В случае если по результатам рассмотрения представленных плательщиком на уведомление дополнительных сведений, пояснений, документов, в т.ч. по требованию налогового органа, либо при их непредставлении установлен факт совершения правонарушения, налоговым органом будет составлен акт камеральной проверки.
В таблице представлены данные по количеству проведенных налоговыми органами проверок за 9 месяцев 2019 г. в сравнении с аналогичным периодом прошлого года (без учета находящихся в процессе ликвидации на момент назначения проверки) и суммы, предъявленные к уплате по результатам проверок.
Плательщики |
Проведено проверок за 9 месяцев 2019 |
Проведено проверок за 9 месяцев 2018 |
% снижения в 2019 к 2018 |
Предъявлено к уплате за 9 месяцев 2019, млн. руб. |
Предъявлено к уплате за 9 месяцев 2018 (в сопоставимых ценах), млн. руб. |
% роста в 2019 к 2018 |
Всего |
9 820 |
26 249 |
62,6 |
115,1 |
86,5 |
33,1 |
Субъекты хозяйствования |
1 957 |
12 451 |
84,3 |
101,3 |
75,1 |
34,8 |
Физические лица |
7 863 |
13 797 |
43,0 |
13,8 |
11,3 |
22,3 |
В ходе проведения проверок предотвращен необоснованный зачет (возврат) НДС, что позволило оставить в распоряжении бюджета 26,0 млн руб. (с учетом проверок плательщиков, находящихся в процессе ликвидации (прекращения деятельности) на момент назначения проверки), что в сопоставимых ценах в 2,3 раза превышает уровень соответствующего периода 2018 г.
Учитывая вышеизложенную информацию за 9 месяцев 2019 г., выборочные проверки действующих субъектов хозяйствования составили 3,09% от общего количества проведенных налоговыми органами проверок и 15,48% от количества проведенных проверок субъектов хозяйствования.
Справочно: в соответствии со ст. 102 НК каждое лицо имеет право обжаловать решения налоговых органов, если данное лицо полагает, что такие решения нарушают его права и (или) законные интересы.
Решения налоговых органов могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд (ч. 1 п. 1 ст. 103 НК).
Жалоба на решение налогового органа может быть подана в досудебном порядке в течение 30 календарных дней со дня его вынесения.
Преимущества досудебного порядка обжалования:
– возможность выбора вышестоящего налогового органа, который будет рассматривать жалобу;
– простота оформления жалобы (отсутствует форма, т.е. произвольная);
– возможность выбора формы подачи: письменная или электронная;
– отсутствие необходимости уплаты государственной пошлины;
– оперативность рассмотрения (жалоба рассматривается в месячный срок со дня ее получения).
За 9 месяцев 2019 г. МНС рассмотрено 47 жалоб субъектов хозяйствования на решения подведомственных инспекций, из которых 12, или 25,5 %, – жалобы на решения по актам камеральных проверок.
* * *
МНС обращает внимание!
Налоговыми органами на системной основе проводится информационная работа, направленная на разъяснение правил корректировки налоговых обязательств в соответствии с нормами ст. 33 НК.
На главной странице официального сайта МНС создан баннер «Примеры корректировки налоговой базы, применяемой налоговыми органами», в котором размещается информация о примерах корректировки налоговой базы и (или) сумм налогов, примененных налоговыми органами в ходе контрольных мероприятий. Информация обновляется по мере наработки право-применительной практики.
На сегодняшний день на сайте размещено 3 примера нарушений, повлекших корректировку налоговой базы при применении положений ст. 33 НК.
Ознакомиться с примерами можно по ссылке: http://nalog.gov.by/ru/ primer-corr-NB/.
При подготовке материала использована информация, предоставленная пресс-службой МНС.