Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №21(2715) от 19.03.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2333
EUR:
3.5221
RUB:
3.5135
Золото:
224.9
Серебро:
2.62
Платина:
98.24
Палладий:
112.06
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

530 выборочных проверок за 2019 год – это много или мало

Фото: hotelgastrounion.ch

С 1 января 2019 г. налоговые органы приступили к проведению выборочных проверок. На 2019 г. было запланировано всего 530 таких мероприятий в отношении субъектов хозяйствования. За 9 месяцев текущего года уже проведено 303.

В настоящее время количество выездных проверок неуклонно снижается.  Еще в 2016 г. МНС информировало о снижении в стране плановых проверок за последние 2 года почти в 2 раза. Сегодня, в 2019-м, уже говорим о снижении в 8 раз по сравнению с 2017 г.

Налоговое законодательство динамично развивается, в т.ч. и в отношении налогового контроля, в основу которого сегодня положен риск-ориентированный подход исходя из закрепленного принципа добросовестности плательщика по исполнению налогового обязательства.

Изменились подходы и при отборе плательщиков для проведения выборочных проверок. Отбор субъектов хозяйствования осуществляется в соответствии с методикой формирования системы оценки степени риска.

 

Справочно: с 01.01.2018 изменен подход к выбору объекта проверки в связи со вступлением в силу Указа от 16.10.2017 № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (над­зорной) деятельности».

Отбор субъектов хозяйствования для проведения выборочной проверки осуществляется в соответствии с методикой, утв. постановлением Совмина от 22.01.2018 № 43.

 

Сегодня в основу контрольной работы налоговых органов заложен принцип: минимум вмешательства, максимум эффекта.

В качестве основной формы контрольной работы и дальше набирает обороты камеральный конт­роль, который позволяет на основании анализа баз данных выявлять нарушения у плательщиков, уведомлять их об этом, предоставляя воз­можность добровольно внести кор­ректировки, уточнить свои налоговые обязательства, самостоятельно при этом доплатив налоги в бюджет без привлечения к административной ответственности.

Одним из преимуществ камерального контроля является также тот факт, что он осуществляется непосредственно в налоговом органе без выхода к плательщику путем сопоставления и анализа имеющихся сведений о его деятельности.

МНС, как и заявляло ранее, продолжает развивать концепцию дистанционного налогового контроля, базирующуюся на расширенном взаимодействии с плательщиками в электронном виде, а также на принципах предотвращения правонарушений и предоставления плательщику права на добровольное исполнение налоговых обязательств.

В настоящее время декларации, представляемые плательщиками, подвергаются камеральной проверке в два этапа: предварительный и последующий.

Последующий этап проводят под­разделения камерального контроля налоговых органов, после которого при установлении отклонений на­правляются уведомления плательщикам.

За 9 месяцев 2019 г. по результатам проведенного налоговыми органами последующего этапа камеральной проверки направлено 27 886 уведомлений о необходимости внесения соответствующих исправлений в налоговые декларации либо представления в установленный законодательством срок в налоговый орган пояснений о причинах отклонений.

На направленные уведомления отреагировали 95% плательщиков.

Сумма налогов, подлежащая до­плате согласно представленным уточ­ненным налоговым декларациям (расчетам) после получения уведомления по результатам проведенного камерального контроля, составила 179,3 млн руб. Кроме того, по результатам камерального контроля предотвращен необоснованный воз­врат НДС в размере 78,2 млн руб.

Если плательщик не отреагировал на уведомление, налоговый орган при проведении камеральной проверки вправе истребовать у плательщика ПУД и (или) иные необходимые документы либо иную информацию.

В случае если по результатам рассмотрения представленных плательщиком на уведомление дополнительных сведений, пояснений, документов, в т.ч. по требованию налогового органа, либо при их непредставлении установлен факт совершения правонарушения, налоговым органом будет составлен акт камеральной проверки.

В таблице представлены данные по количеству проведенных налоговыми органами проверок за 9 месяцев 2019 г. в сравнении с аналогичным периодом прошлого года (без учета находящихся в процессе ликвидации на момент назначения проверки) и суммы, предъявленные к уплате по результатам проверок.

Плательщики

Проведено проверок за 9 месяцев 2019

Проведено проверок за 9 месяцев 2018

% снижения

в 2019 к 2018

Предъявлено к уплате за 9 месяцев 2019, млн. руб.

Предъявлено к уплате за 9 месяцев 2018 (в сопоставимых ценах), млн. руб.

% роста в 2019 к 2018

Всего

9 820

26 249

62,6

115,1

86,5

33,1

Субъекты хозяйствования

1 957

12 451

84,3

101,3

75,1

34,8

Физические лица

7 863

13 797

43,0

13,8

11,3

22,3

В ходе проведения проверок предотвращен необоснованный зачет (воз­врат) НДС, что позволило оставить в распоряжении бюджета 26,0 млн руб. (с учетом проверок плательщиков, находящихся в процессе ликвидации (прекращения деятельности) на момент назначения проверки), что в сопоставимых ценах в 2,3 раза превышает уровень соответствующего периода 2018 г.

Учитывая вышеизложенную ин­формацию за 9 месяцев 2019 г., выборочные проверки действующих субъектов хозяйствования составили 3,09% от общего количества проведенных налоговыми органами проверок и 15,48% от количества проведенных проверок субъектов хозяйствования.

Справочно: в соответствии со ст. 102 НК каждое лицо имеет право обжаловать решения налоговых органов, если данное лицо полагает, что такие решения нарушают его права и (или) законные интересы.

Решения налоговых органов могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд (ч. 1 п. 1 ст. 103 НК).

Жалоба на решение налогового органа может быть подана в досудебном порядке в течение 30 календарных дней со дня его вынесения.

Преимущества досудебного порядка обжалования:

– возможность выбора вышестоящего налогового органа, который будет рассматривать жалобу;

– простота оформления жалобы (отсутствует форма, т.е. произвольная);

– возможность выбора формы подачи: письменная или электронная;

– отсутствие необходимости уплаты государственной пошлины;

– оперативность рассмотрения (жалоба рассматривается в месячный срок со дня ее получения).

За 9 месяцев 2019 г. МНС рас­смотрено 47 жалоб субъектов хозяйствования на решения подведомственных инспекций, из которых 12, или 25,5 %, – жалобы на решения по актам камеральных проверок.

* * *

МНС обращает внимание!

Налоговыми органами на системной основе проводится информационная работа, направленная на разъяснение правил корректировки налоговых обязательств в соответствии с нормами ст. 33 НК.

На главной странице официального сайта МНС создан баннер «Примеры корректировки налоговой базы, применяемой налоговыми органами», в котором размещается информация о примерах корректировки налоговой базы и (или) сумм налогов, примененных налоговыми органами в ходе контрольных мероприятий. Ин­формация обновляется  по мере  наработки  право-­применительной практики.

На сегодняшний день на сайте размещено 3 примера нарушений, повлекших корректировку налоговой базы при применении положений ст. 33 НК.

Ознакомиться с примерами можно по ссылке: http://nalog.gov.by/ru/ primer-corr-NB/.

При подготовке материала использована информация, предоставленная пресс-службой МНС.

Использование материала запрещено без письменного разрешения редакции neg.by. Обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by