ЖИЛИЩНОЕ ОТРЕЗВЛЕНИЕ, ИЛИ КАК СТРОИТЬ ПО СРЕДСТВАМ©
В этом году темпы жилищного строительства продолжат падать — по республике запланировано возвести 4,2 млн. м2 жилья, или 76% к фактическим объемам 2011 г. Снижение целевых ориентиров продиктовано сворачиванием прежней эмиссионной подпитки жилищного сектора.В
этом году темпы жилищного строительства продолжат падать — по республике
запланировано возвести 4,2 млн. м2 жилья, или 76% к фактическим объемам 2011 г.
Снижение целевых ориентиров продиктовано сворачиванием прежней эмиссионной
подпитки жилищного сектора. Квартирный
вопрос, активно решаемый за счет денежного станка, в прошлом году едва не
превратился в вопрос выживания для всей белорусской экономики. После
переосмысления результатов такой политики и государство, и граждане вынуждены
более трезво взглянуть на свои финансовые возможности. По
планам, в 2012 г. доля средств населения в общем объеме финансирования
жилищного строительства должна составить 47% против 34% в 2011 г., сообщил в
ходе недавней пресс-конференции вице-премьер Анатолий Калинин. Произойдет это в
связи с сокращением господдержки жилищной программы. После принятия Указа от
6.01.2012 № 13 «О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной
поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений»
из 855 тыс. семей, признанных в стране нуждающимися в улучшении жилищных
условий, под действие данного законодательного акта попали только 368 тыс., или
44%. На внеочередное строительство жилья могут рассчитывать многодетные семьи
(учтено 18 тыс.), семьи с детьми-инвалидами (3,8 тыс.), проживающие не менее 10
лет в общежитиях (49 тыс.) и некоторые другие категории. Граждане,
относящиеся к этим категориям, смогут докредитоваться на льготных условиях в
случае, если они уже участвуют в жилищном строительстве. Сложнее тем, кто успел
получить льготные кредиты, но выпал из списков льготников, не завершив
строительство. Инфляционную разницу строящихся квадратных метров (а индекс цен
в строительстве в 2011 г. составил 148,1%) им придется покрывать за счет
собственных средств и кредитов, привлеченных на общих основаниях. Совсем худо
тем, кто не воспользовался прежней щедростью государства, выпал из категории
льготников, но при этом уже вступил в жилищно-строительные потребительские кооперативы
(ЖСПК). Им остается уповать только на собственные финансовые возможности. А
таких ЖСПК, по оценкам правительства, в стране порядка 380. Тем
не менее вице-премьер полагает, что у очередников нет причин драматизировать
ситуацию, и советует им подождать до конца года, когда, по оценкам
правительства, ставка рефинансирования вернется на докризисный уровень, что
позволит брать кредиты на общих основаниях под приемлемый процент. Возможно, к
тому времени в очередной раз будут пересмотрены и категории граждан, которые
смогут рассчитывать на господдержку, намекнул А.Калинин. Следует
полагать, белорусов должен успокоить тот факт, что, по словам вице-премьера,
страна за последние годы вышла в мировые лидеры по темпам жилищного
строительства на душу населения, уступая в «общем зачете» лишь Испании. Строительство
жилья с господдержкой даже успело стать прибыльным бизнесом для некоторых
граждан. Анализ ситуации показал, что по состоянию на начало года 55 тыс.
минчан имели по две квартиры, 5,5 тыс. — по три, 742 — четыре, 170 — пять, а
138 — шесть и более. «В новостройках вечером горит свет в окнах единичных
квартир», — поделился личными наблюдениями вице-премьер. Новые подходы в
господдержке должны отсечь «коммерсантов» и сосредоточиться действительно на
нуждающихся. Ведь, к примеру, в Минске на очереди почему-то продолжает стоять
каждый 7-й житель, а ее временная продолжительность составляет 20 лет (для
сравнения: в областных центрах — 4–6 лет, а в городах с численностью жителей до
20 тыс. — 1–3 года). «Мы видим эти несправедливые перекосы, и в 2012 г. из
общего объема строительства с господдержкой 27% придется на минчан, а в будущем
эта цифра может возрасти», — пообещал А.Калинин. В
этом году впервые начнется возведение арендного жилья (46 тыс. м2, или 770 квартир),
а 342 квартиры уже переведены из разряда служебного в арендное. В качестве
пилотного проекта в стране будет построено 10 домов: три в Минске и по одному в
областных центрах. Их возведут за счет средств местных бюджетов. Решения о
тарифах на аренду также будут приниматься местной администрацией. В
правительстве надеются, что это создаст альтернативу на вторичном рынке жилья и
сделает стоимость аренды прозрачной. Основной
же акцент в жилищной политике, как и прежде, будет сделан на регионы. Внимание
уделят городам-спутникам (Смолевичи, Заславль, Логойск), куда, по планам,
должны быть вынесены значительные производственные мощности белорусской
столицы. Порядка 37 тыс. земельных участков ждут желающих начать индивидуальную
застройку в сельской местности. Хотя, как признал вице-премьер, не все спешат
их взять, «хотят поближе к инфраструктуре, к Минску, областным центрам». Впрочем,
что тут удивляться, если участки эти зачастую выделяются в чистом поле, без
каких-либо коммуникаций (централизованного отопления, канализации, воды и даже
электричества). В правительстве полагают, что такое обустройство территорий
должно стать общим делом местных властей и граждан. При
этом отсутствие четкой государственной политики и правил в данном вопросе
позволяет чиновникам бесконечно долго рассуждать и спорить друг с другом, пока
многие белорусы на селе подобно их далеким предкам вынуждены отапливать жилье
печью, носить воду из колодца, а для удовлетворения некоторых надобностей —
строить в огородах «памятники деревянного зодчества». Между
тем задача разнообразить и нарастить объемы жилищного строительства находится
не только в плоскости финансов, но и типологии жилья, убежден министр
архитектуры и строительства Анатолий Ничкасов. Пока для многих граждан
возведение частного дома представляет собой индивидуальное творчество с
длительными сроками исполнения. Министерство намерено изменить ситуацию,
предложив рынку полнокомплектные элементы быстровозмодимых зданий — прежде
всего из дерева. Мощности по их производству уже созданы в Беларуси, хотя
конечной продукцией пока больше интересуются россияне, чем белорусы. В
целом жилищная политика будет зависеть от финансовых возможностей страны,
подытожил А.Калинин. Напомним, как сообщалось ранее, в этом году
государственные вливания будут ограничены 7 трлн. Br квази-эмиссионных средств
со счетов правительства. Для сравнения оценочная стоимость всей годовой
жилищной программы составляет 20 трлн. Br. Другими словами, основная
доля жилья должна быть возведена не за счет напечатанных, а за счет
заработанных средств. Изыскать их — весьма сложная задача с учетом туманных
перспектив роста реальной заработной платы белорусов. Алесь ГЕРАСИМЕНКО