Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Факты, комментарии
09.10.2012 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ЖАРКАЯ ОСЕНЬ МЕЖБАНКА: РЕВАНШ ЗА ВЕСЕННЕЕ ОХЛАЖДЕНИЕ©

Финансовый рынок Беларуси столкнулся с новым вызовом. Стремительный рост ставок на рынке межбанковских кредитов (МБК) в белорусских рублях, начавшийся еще в сентябре, на прошлой неделе достиг пика. Ставки по однодневным кредитам превысили уровень ставки рефинансирования: 4 октября они достигли 45,2% годовых, а в пятницу — в среднем 50,41%, т.е. оказались выше ставки по инструментам поддержки ликвидности банков — 50% годовых, которую Нацбанк сохраняет с 18 июля.

Финансовый рынок Беларуси столкнулся с новым вызовом. Стремительный рост ставок на рынке межбанковских кредитов (МБК) в белорусских рублях, начавшийся еще в сентябре, на прошлой неделе достиг пика. Ставки по однодневным кредитам превысили уровень ставки рефинансирования: 4 октября они достигли 45,2% годовых, а в пятницу — в среднем 50,41%, т.е. оказались выше ставки по инструментам поддержки ликвидности банков — 50% годовых, которую Нацбанк сохраняет с 18 июля.

Напомним, в 2010 г. в Беларуси стоимость межбанковских кредитов в национальной валюте в среднем составляла 12,7%, а в 2011-м — 32,6% годовых. При этом наибольший оборот МБК в рублях был зафиксирован в декабре 2011 г. — 29,7 трлн. Br за месяц. Теперь же объем торгов на рынке МБК в национальной валюте в сентябре 2012 г. увеличился в 1,5 раза по сравнению с августом до 7,221 трлн. Br (858,6 млн. USD в эквиваленте), а средняя ставка МБК в белорусских рублях — с 19,8% в августе до 24,5% в сентябре. Динамика ставок однодневных МБК и рефинансирования в 2012 г. представлены на графике на с. 21.

Как видим, рынок МБК стал оживать с середины июня под воздействием снижения базовых ставок после почти 4-месячной стагнации, вызванной избыточной ликвидностью банков.

В чем причина нынешнего столь стремительного взлета?

Ухудшение ситуации на валютном рынке потребовало вмешательства регулятора с целью сдерживания кредитной экспансии и сокращения спроса на валюту: Нацбанк понемногу «отпускает» курс рубля и стимулирует рост ставок на межбанковском рынке, превысивших уровень СР под влиянием увеличения спроса банков на рублевую ликвидность.

В Нацбанке не комментируют связь динамики ставок МБК с девальвационными ожиданиями на рынке. Однако именно в сентябре рубль ослабел к корзине валют почти на 4% после 1,8% за август, и не случайно на бирже со второй половины сентября усилился спекулятивный спрос на валюту, подогретый низкими ставками на межбанковском рынке. Также летом возобновилась кредитная экспансия, в результате которой требования банков к экономике за 8 месяцев выросли почти на 22% при запланированном на год приросте кредитного портфеля в пределах 23% за год.

Поэтому с 1 сентября Нацбанк повысил норматив резервирования по валютным депозитам юрлиц с 10% до 12%, чтобы удержать инфляцию в рамках годового прогноза и как-то остановить долларизацию экономики. Одновременно Нацбанк объявил об увеличении прогноза по снижению ставки рефинансирования: 25–26% на конец года вместо 20–23%, предусмотренных основными направлениями денежно-кредитной политики.

Тем временем обострились проблемы с ликвидностью госбанков, где сконцентрирован основной объем депозитов банковской системы и которые являются основными кредиторами госпрограмм. Госбанки резко увеличили спрос на межбанковские рублевые ресурсы, дав мощный толчок росту ставок на рынке.

Кроме того, покупателями на межбанке стали некоторые относительно крупные частные банки, излишне оптимистично отреагировавшие на избыток ликвидности в I полугодии и столкнувшиеся теперь с необходимостью выполнения резервных требований Нацбанка. Еще одна причина — отток средств на счета правительства в связи с наступлением периода уплаты квартальных налогов. Одновременно банки свели к минимуму размещение рублей на депозитах в Нацбанке: последний аукцион по размещению краткосрочных облигаций он провел 12 сентября.

Все это свидетельствует, что период избыточной ликвидности банков, длившийся с февраля, сменяется ее дефицитом. Банкиры полагают, что в ближайшие дни рост ставок на межбанковском рынке продолжится. С учетом уже предпринимаемых мер по ограничению краткосрочных кредитных линий в рублях ставки на межбанке могут стабилизироваться на уровне 45--50% годовых, что позволит сбить спекулятивный спрос на валюту на бирже.

Рост ставок на первичном рынке заставил банки поднять ставки по рублевым вкладам. Вновь появились депозиты с фиксированной процентной ставкой. Кредитные продукты со ставкой ниже ставки рефинансирования сегодня не найти. Вопрос эффективности кредитования вновь стал актуален.

В августе–сентябре т.г. под влиянием снизившихся ставок, спрос на валютные ресурсы снизился, что вызвало уменьшение ставок как по депозитам, так и по кредитам. При этом у ряда банков сформировалась иллюзия относительной стабильности на финансовом рынке. Рублевые кредиты, в т.ч. на долгосрочные проекты, стали выдаваться по весьма низким по нынешним временам ставкам — на уровне 25% годовых. Теперь, с учетом новых ставок по привлечению ресурсов, проблема процентной маржи опять обостряется. Одновременно вновь вырастет спрос на валютные кредиты, что приведет к витку роста ставок и на них. Но тут есть и светлая сторона: восстановление рублевой ликвидности банков.

Учитывая высокую составляющую иностранной валюты на балансах банков, рост нормы резервирования привел к существенному оттоку средств из банковской системы, что и вызвало рост ставок на межбанковском рынке. Финансисты ясно видят складывающиеся тенденции. Если летом у банков наблюдался избыток ликвидности, то сейчас некоторые из них испытывают ее недостаток. Денег на рынке стало меньше, а, следовательно, они стали дороже. На росте ставок сказалось также наступление контрольного периода по выполнению банками увеличенного норматива обязательных резервов по валютным вкладам. Банки, которые недовыполняли новый показатель Нацбанка, активно занялись его выполнением. Поэтому ликвидность с рынка начала уходить. Еще один фактор роста ставок на межбанке — увеличение объемов потребительского кредитования, которое также должно быть подкреплено соответствующими ресурсами. Банкам, их не имеющим, остаются два пути: инструменты Нацбанка под 50% годовых или межбанк. Но поскольку объем последнего весьма ограничен, ставки пошли вверх.

Динамика ставок МБК в ближайшем будущем будет зависеть от состояния ставки по кредиту овернайт Нацбанка, составляющих сегодня 50% годовых. Объективно, для сдерживания курса, необходимо повышать стоимость денег. Спрос на рубли будет расти. Зеркально будут снижаться ставки по валютным депозитам.

В банковских кругах считают, что проблему недостатка ликвидности банкам придется решать, сокращая открытые позиции в иностранной валюте и увеличивая ставки по рублевым депозитам. Эти попытки уже делаются. Но возможности финансовой системы не безграничны. Во избежание кризисных проявлений какие-то меры должен предпринять и Нацбанк: например, снизить ставку отчислений в фонд обязательных резервов, либо сделать доступнее ставки по инструментам заимствований.

Однако, как сообщил представитель Нацбанка, смягчать денежно-кредитную политику, в т.ч. указанным образом, в настоящее время не планируется. В этом есть своя логика: норматив резервирования для того и повышался, чтобы перекрыть канал притока рублевых средств на биржу с целью покупки валюты. И, хотя это стало основной причиной резкого обострения проблем с рублевой ликвидностью банков, ослаблять давление на ликвидность банков регулятор не намерен.

Не стоит ждать помощи и со стороны правительства. «У банков есть свои инструменты достижения сбалансированности — их работа на финансовом рынке, их работа с Нацбанком — в этом будет заключаться успех их деятельности. Правительство поддерживать разрыв ликвидности не намерено», — заявил недавно министр финансов А.Харковец. По его словам, «по итогам 9 месяцев мы находимся абсолютно в графике выделения средств банкам на реализацию госпрограм — мы не превышаем согласованный график — 6 трлн. Br. Фактическое предоставление средств банкам даже несколько ниже».

Между тем, с одной стороны, в такой ситуации кажется неизбежным повышение ставки рефинансирования, поскольку на нее ориентированы основные депозитные продукты. С другой, — в период избыточной ликвидности ставка рефинансирования была значительно выше ставок МБК, а в последние месяцы — и ставки на кредитно-депозитном рынке. Таким образом, ставка рефинансирования утратила роль главного ориентира стоимости денег на рынке, оставшись лишь индикатором инфляции.

СИТУАЦИЯ, складывающаяся на финансовом рынке со второй половины сентября, диаметрально противоположна той, которая наблюдалась полгода назад. Так, в начале февраля средние ставки на рынке МБК обвалились до 33% с почти 60% в конце января. Тогда Нацбанк, добившись масштабного притока рублей в банки и превышения предложения валюты над спросом, вынужден был резко «охладить» рынок, радикально снижая ставки по инструментам изъятия ликвидности и отсекая с рынка спекулянтов-нерезидентов, усиливших предложение «горячей» ликвидности. В результате выросли издержки банков, обусловленные высокой стоимостью ранее привлеченных ресурсов при резком снижении ставок по новым кредитам.

Теперь, из-за перехода сальдо внешней торговли с августа в «минус» и ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры, Нацбанку приходится вновь ограничивать спрос на валюту через ужесточение процентной политики и стимулирование роста ставок на рынке, решая задачи, противоположные весенним.

Высокая волатильность ставок на белорусском финансовом рынке объясняется его минимальной глубиной. Это делает страну уязвимой к ряду внешних шоков, поскольку даже незначительный приток или отток капитала серьезно влияют на валютный рынок и уровень процентных ставок. Таким образом, стране вновь остро требуется «подушка безопасности» — если не своя, то заемная.

Константин АЛЕХИН

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений