Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Завершается работа над Кодексом об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности

Фото: freepik.com

Требование активизировать работу над проектом Кодекса об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности неоднократно звучало на заседаниях Палаты представителей. Перед депутатами поставлена задача принять его до конца текущего года. Однако при подготовке законопроекта ко второму чтению необходимо учесть огромное количество предложений, поступивших в Постоянную комиссию по жилищной политике и строительству.

Проект Кодекса об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности внесен в Палату представителей Советом Министров 6 января 2022 г., принят в первом чтении 12 мая.

В него включены положения действующего Закона от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь», множество других актуализированных нормативных правовых актов (НПА), ряд норм сформулирован на основе анализа правоприменительной практики.

Председатель Постоянной комиссии по жилищной политике и строительству Виктор Николайкин сообщил на сессии, что за 4 месяца в комиссию поступило свыше 500 предложений и замечаний по этому документу.

За прошедшее время их число удвоилось, приблизившись к тысяче. Необходимо все проанализировать и отобрать те, которые войдут в проект Кодекса. Над этим и работают сегодня депутаты вместе с юристами Минстройархитектуры и представителями экспертных организаций.

Как сообщили в постоянной комиссии, уточнен и доработан понятийный аппарат, в ст. 1 включены новые термины, ряд корректировок связан с обновленной Конституцией.

Более четко изложены ст. 4 (страхование при осуществлении строительной деятельности), а также подходы к формированию проектной документации. Дополнены статьи, касающиеся экспертного заключения и порядка его обжалования.

Согласно духу времени в проекте Кодекса появилась статья по ценообразованию в строительстве. Она носит достаточно общий характер, поэтому содержит порученческие и отсылочные нормы к другим НПА.

Также «шлифуются» статьи, о которых шла речь при принятии законопроекта в первом чтении.

Так, на заседании 12 мая депутаты поинтересовались у заместителя министра архитектуры и строительства Алексея Ананича: не слишком ли жесткие требования предъявляет ст. 27 проекта к кандидатам на должности главного архитектора области, города, района? В итоге могут возникнуть трудности при назначении таких специалистов, особенно в тех случаях, когда их замещение не терпит отлагательства. Ведь и сегодня в некоторых райцентрах эти должности вакантны либо их занимают люди, не имеющие соответствующего образования. Кроме того, зачастую главные архитекторы становятся объектом повышенного внимания со стороны ОБЭП или прокуратуры, их то и дело привлекают к уголовной ответственности. Как изменить ситуацию?

Алексей Ананич согласился, что такая проблема существует. В ходе подготовки законопроекта рассматривались разные варианты, даже предлагалось сделать главного архитектора независимым от областного или районного исполкома.

Но в конце концов пришли к следующему решению: главный архитектор города, района, района в городе назначается на должность и освобождается от нее руководителем соответствующего исполкома по согласованию с вышестоящим территориальным подразделением архитектуры и градостроительства, а г. Минска – по согласованию с Минстройархитектуры.

Кандидат на должность главного архитектора области должен состоять в резерве руководящих кадров, иметь высшее профессиональное образование, стаж работы по специальности не менее пяти лет (в других городах – не менее трех лет), творческие достижения в области архитектуры и градостроительства, организаторские способности. Такие требования продиктованы жизнью, исправление ошибок, допущенных главным архитектором, бьет по бюджету.

Например, когда прорабатывалась возможность пустить электричку из столицы в аэропорт, выяснилось, что на пути находится дачный кооператив. Так аукнулась раздача в 90-е годы без оглядки на градостроительную документацию земельных участков для садоводства и огородничества.

Министерство планирует создать систему подбора на эти должности квалифицированных кадров, умеющих принимать взвешенные решения и прогнозировать их последствия. Чем собираются привлекать таких специалистов, кроме зарплаты, замминистра не сообщил.

Определенные надежды возлагаются на единый государственный строительный портал, который, например, сделает прозрачнее и понятнее принятие решения о размещении того либо иного объекта, в т.ч. в Минске. А для того, чтобы снизить вероятность ошибок, совершенствуются отраслевые НПА.

Вопрос о необходимости создания правовой базы для реконструкции пятиэтажек подняла депутат Анна Старовойтова. В стране эксплуатируется порядка 20 млн кв. м такого морально и физически устаревшего жилого фонда. Но основные несущие конструкции зданий находятся в удовлетворительном состоянии. Мировая практика свидетельствует, что после обновления, в т.ч. с надстройкой дополнительных этажей, это жилье может служить еще десятки лет. Такие подходы гармонизируют городскую среду, препятствуют излишнему переуплотнению жилищной застройки, что актуально для Минска и других крупных городов.

Однако реконструкция пятиэтажек в Беларуси в последнее время приостановлена, хотя правовая база позволяет привлекать для этих целей средства частных инвесторов.

***

Проект Кодекса позиционируется его разработчиками как документ, призванный после вступ­ления норм в силу облегчить ведение бизнеса в области строительства. Представители Минстройархитектуры неоднократно подчеркивали, что этот объемный законопроект подготовлен в целях совершенствования и упрощения требований к архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, минимизации административных процедур и вмешательства госорганов в строительную деятельность.

Выполнить поставленную задачу законодателям и специалистам профильного министерства будет непросто. Некоторые эксперты обращают внимание на то, что правительство в условиях санкционного давления ужесточает многие нормативные предписания, а иногда переходит к «ручному» управлению в экономике.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by