Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №33(2727) от 30.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2542
EUR:
3.4864
RUB:
3.4893
Золото:
245.15
Серебро:
2.89
Платина:
95.84
Палладий:
101.49
Назад
Факты, комментарии
13.09.2023 4 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Защита потребителей или ограничение свободы в интернет-пространстве: новое в законодательстве ЕС

Фото: freepik.com

Как сделать Глобальную сеть безопасным пространством и сохранить свободу слова и справедливую конкуренцию, всерьез задумались в Евросоюзе и начали разрабатывать конституцию интернета.

Законодательство в данной сфере не менялось в ЕС уже 20 лет, и вот готовы законы о цифровых услугах ((Digital Services Act, DSA) и цифровых рынках (Digital Markets Act, DMA) – первые ласточки из нового законодательного цикла. «Акты создадут равные условия для того, чтобы цифровой бизнес мог расти на едином рынке и конкурировать на глобальном уровне», – говорится на сайте Еврокомиссии.

Рассказываем, как будут регулировать европейское интернет-пространство.

Обезопасить рынок ЕС от зарубежных монополистов...

До недавнего времени интернет-платформы самостоятельно определяли правила для работы сервисов вроде «Инстаграм», Google Play или интерент-гигантов типа Amazon Marketplace, единолично отслеживали соблюдение установленных норм и принимали решения о наказании или блокировании ресурсов.

Но в ноябре 2022 г. вступил в силу закон о цифровых услугах, который окончательно заработает к весне 2024 г., и 27 стран – участниц ЕС получат больше возможностей в сфере контроля и влияния на интернет-компании.

Заявленная цель DMA – обеспечить свободную и честную конкуренцию на цифровых рынках, где доминируют так называемые привратники, или посредники (gatekeepers). В эту категорию ЕС на прошлой неделе включил американские Google, Microsoft, Apple, Amazon и Meta, а также китайскую ByteDance, владельца TikTok.

Что же изменится для интернет-гигантов? Компании более чем с 45 млн пользователей, присутствующие как минимум в трех странах Евросоюза и имеющие доход не менее 6,5 млрд EUR за последние 3 финансовых года, будут признаны «очень большими платформами». Это даст возможность применять в их отношении более жесткие правила. Например, они должны будут уведомлять власти ЕС о любых планируемых слияниях или поглощениях, делиться некоторыми данными с регулирующими органами и даже конкурентами, усилить контроль за незаконным, неоднозначным или вводящим в заблуждение контентом.

Gatekeepers обязывают предоставить пользователям право отказаться от персонализации, возможность узнать, почему им показывают ту или иную рекламу, а также отписаться от сервисов и удалить предустановленные приложения и даже скачать другое программное обеспечение.

Прописана в документе и крайняя мера: если деятельность интренет-ресурсов поставит под угрозу жизнь и безопасность людей, их могут временно заблокировать.

... и защитить европейские ценности

Цель DSA – «перераспределить баланс ответственности юзеров, платформ и властей в соответствии с европейскими ценностями», объяснила Еврокомиссия.

Здесь также подчеркивают, что новые законы не направлены на ограничения свобод, они ограничивают только одну свободу в интернете – абсолютную свободу платформ делать, что заблагорассудится.

Как отметила вице-президент Еврокомиссии Маргрете Вестагер во время пресс-конференции в Брюсселе: «Мы регулируем не контент, а то, как с ним обращаются интернет-компании. Мы защищаем потребителей от всего незаконного и вредоносного. И в равной степени защищаем права и свободы, в том числе свободу слова».

М. Вестагер сравнила значимость DSA и DMA с изобретением светофора, который «наводит порядок на улицах... это устройство также понадобилось, когда случился технологический прорыв – изобретение автомобиля».

Что ж, нам предстоит увидеть, как в Европе будут искать баланс между нормами нового законодательства и правом на свободу выражения.

Читайте нас в Telegram и Viber
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by