$

2.5548 руб.

3.0295 руб.

Р (100)

3.3685 руб.

Ставка рефинансирования

7.75%

Кадры

Зарплаты работников бюджетных организаций поддержат

02.06.2020

30 мая 2020 г. был опубликован Указ Президента от 28.05.2020 № 179 «Об оплате труда» (далее – Указ № 179), определяющий порядок начисления зарплат работников бюджетных организаций при работе в режиме неполного рабочего времени по инициативе нанимателя, а также в случае простоя не по вине работника.

Зарплата работников в таких случаях должна составлять не менее величины минимальной заработной платы, рассчитанной исходя из ее месячного размера. Величина минимальной зарплаты определяется пропорционально общему количеству отработанных рабочих дней к количеству рабочих дней в месяце. При этом общее количество отработанных рабочих дней будет исчисляться с учетом дней работы в режиме неполного рабочего времени по инициативе нанимателя, дней простоя, случившихся не по вине работника, и рабочих дней, за которые сохраняется средний заработок в случаях, предусмотренных законодательст­вом. При недостаточности средств от приносящей доходы деятельности для выполнения обязательств по оплате труда работников расходы на выполнение данных обязательств могут осуществляться за счет средств республиканского или местных бюд­жетов. Указ вступил в силу с 31 мая 2020 г., распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 апреля 2020 г.

Главная цель Указа № 179 – не допустить снижения зарплат бюджетников из-за все более частого применения таких режимов труда, как работа в режиме неполного рабочего времени по инициативе нанимателя и простой не по вине работника.

По данным Белстата, средняя зарплата в бюджетной сфере – 965 руб. по итогам апреля – по-­прежнему отстает от среднего размера номинальной начисленной зарплаты по стране (1193,8 руб.). При этом нужно учитывать, что на средний результат серьезно повлияло повышение зар­плат медиков – в здравоохранении средний размер начисленной зарплаты в апреле вырос на 10–13% в зависимости от категории работников по сравнению с мартом. Если медики находятся на передовой и нередко работают с превышением положенного рабочего времени, то остальные работники бюджетной сферы пол­ной занятностью похвастаться не могут. Использование прежних методик расчета зарплат при неполных рабочих днях и про­стоях могло привести к тому, что люди стали бы объективно получать меньше.

Яркий пример – образование. Еще в январе-марте от учителей можно было слышать недовольство в связи с с начислением зарплат по новым правилам. Несмотря на то что правительство обещало не допустить сокращения размера зарплат, их сни­жение прослеживается даже по данным статистики. Если в декабре средняя начисленная зарплата учителя равнялась 1102,5 руб., то по итогам апреля составила всего 983,9 руб., снизившись в номинальном выражении более чем на 10%. В условиях перехода на дистанционное обучение и приближающихся летних каникул падение среднего размера могло бы усугубиться еще больше. Любопытно, что в сфере образования превышение количест­ва уволенных работников над принятыми в марте составило 5,5 тыс. человек. Это 80% всех чистых увольнений по стране, даже на предприятиях промышленности при всей сложности текущей ситуации было меньше. Так что проблемы с оплатой труда в бюджетной сфере точно есть.  

Остается надеяться, что Указ № 179 будет исполняться без лишнего твор­чества и действительно поддержит доходы работников бюджетных организаций, а исполкомы учтут ошибки, допущенные при реализации Указа Президента от 16.04.2020 № 131 «О материальном стимулировании работников здравоохранения». Небольшой процент общего прироста зарплат и случаи недовольства в отдельных трудовых коллективах медучреждений говорят о том, что надбавки медикам распределялись неравномерно. Эти выводы под­тверждают результаты исследования Дмитрия Ивановича, автора канала «Кладовая статистики». Срав­нив изменение зарплат медиков в разрезе областей, он выяснил, что наибольший прирост зарплат наблюдается в Витебской области (+28,9%), а вот в Гродненской и Брестской областях, где медики проявили наибольшее недовольство, он совсем небольшой – 3,4 и 8,8% соответственно. То есть в медучреждениях от­дельных областей обещанные над­бавки оказались сильно «разбавленными». Поэтому конечная эффективность принятых правительством мер – это еще во­прос итогового исполнения зако­нодательного акта на местах. Иначе вместо ожидаемого эффекта можно получить прямо противоположный.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Автор публикации: Дмитрий НАРИВОНЧИК


***
Труд: список рубрик
Важно
Мы в соцсетях
Архивы «ЭГ»
Подборки