Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Факты, комментарии
04.02.2011 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ЗАМКНУТЫЙ КРУГ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Проекты программ социально-экономического развития страны и деятельности правительства на 2011—2015 годы были рассмотрены на заседании Совета Министров 1 февраля. Его участники старались не только определить приоритеты очередной пятилетки, но и найти пути их достижения. При этом одной из главных проблем, которую необходимо решать, правительство видит в дефиците торгового баланса.

Проекты программ социально-экономического развития страны и деятельности правительства на 2011—2015 годы были рассмотрены на заседании Совета Министров 1 февраля. Его участники старались не только определить приоритеты очередной пятилетки, но и найти пути их достижения. При этом одной из главных проблем, которую необходимо решать, правительство видит в дефиците торгового баланса.

Основную цель всех программ и мероприятий премьер-министр республики Михаил Мясникович видит в обеспечении выхода Беларуси по уровню и качеству жизни на среднеевропейские показатели, как в Польше, Чехии, от которых мы пока отстаем почти в два раза. При этом М.Мясникович признал недопустимым превышение роста зарплаты над ростом производительности труда. Поскольку первая — это производная от второй, то зарплата должна быть заработанной, считает глава правительства.

Характеризуя проекты программ социально-экономического развития и деятельности правительства на пятилетку, М.Мясникович отметил, что эти документы направлены на выполнение «напряженных и сверхнапряженных» задач, определенных на IV Всебелорусском народном собрании. В качестве приоритетных задач деятельности правительства М.Мясникович назвал радикальное улучшение бизнес-климата и дебюрократизацию экономических отношений в стране. Поэтому до 1 апреля надо успеть разработать важнейшие нормативные правовые акты по реализации положений Директивы № 4, а в течение I полугодия — принять их. Заметим, что это более жесткие сроки, чем установленные в самой Директиве — там только на разработку плана соответствующих мероприятий отводится 3 месяца. Но, очевидно, экономика страны ждать не может. Заместитель премьер-министра Сергей Румас сообщил, что только в 2011 г. потребуется разработать около 75 проектов нормативных правовых актов, направленных на переход от административных методов управления экономикой к рыночным механизмам косвенного регулирования.

Еще один приоритет — состояние торгового баланса страны. М.Мясникович признал, что «нам приходится стартовать далеко не с лучших позиций, в 2010 г. экономика продемонстрировала самое худшее за все годы отрицательное сальдо внешней торговли». Поэтому в 2014 г. планируется обеспечить нулевое сальдо внешней торговли товарами и услугами, а в 2015-м — сделать его положительным. От решения этой задачи зависит многое — неудача всерьез грозит стране дефолтом.

Премьер напомнил, что помимо валовых показателей надо добиться экономической эффективности деятельности и хозяйствующих субъектов, отраслей и экономики в целом. Для этого необходимо обеспечить резкий прирост производительности труда и конкурентоспособности продукции, лучшим показателем которой, по мнению М.Мясниковича, является наращивание экспорта. А потому к 2015 г. Беларусь должна увеличить экспорт товаров минимум в 2,2 раза, услуг — в 3 раза. Это необходимо, чтобы выйти на положительное сальдо внешней торговли товарами и услугами, отметил глава правительства, призвав сделать упор на подъем производства экспортоориентированной продукции, в первую очередь на местном сырье.

Впрочем, задача роста валовых показателей не снимается, и требовать их выполнения будут по-прежнему. Поэтому стоит задуматься, как совместить увеличение выручки и экспорта с прибылью, снижением доли импортных составляющих и, что еще сложнее, — относительными показателями эффективности. Ведь не секрет, что в погоне за валом многие предприятия готовы работать с минимальной рентабельностью, надеясь восполнить недостаток прибыли, а то и просто убытки от экспорта, а также потерю оборотных средств за счет внутреннего рынка, где они защищены от конкуренции с помощью протекционистских мер. Если же этого недостаточно, в ход идут другие меры господдержки — от льготных кредитов до налоговых послаблений.

Особая задача — привлечение иностранного капитала. «21% в портфеле инвестиций в основной капитал должен быть обеспечен за счет иностранных источников, — подчеркнул М.Мясникович. — Такое задание на текущий год утверждено Указом Президента от 19.11.2010 № 596, и персональную ответственность за его выполнение несут министры и губернаторы. Правда, председатель Правления Национального банка Беларуси Петр Прокопович считает нынешние возможности идеальными для развития экономики страны. В мире, по его мнению, сегодня достаточно финансовых ресурсов, и мы можем воспользоваться ими». Кроме того, сняты все вопросы по закупке оборудования — действуют иностранные кредитные линии на эти цели, преимущественно на льготных условиях. «Вопрос только в том, чтобы проект был эффективным».

Правда, зарубежные инвесторы могут иметь на сей счет свое мнение: если доходность вложений и риски в республике покажутся им неприемлемыми, то и денег не будет. Разве что опять начнем занимать их под проценты, которые лягут нелегким бременем на предприятия и бюджет страны. А купленное за рубежом за заемные средства оборудование добавит «минусов» к сальдо внешней торговли и долгам страны.

Вадим ЛЕБЕДЕВ

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений