Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Обращение с отходами: Совмин получит новые полномочия

Фото: unsplash.com / Kinga Lopatin

Проект закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об обращении с отходами», поступивший 27.12.2021 в Палату представителей, предусматривает перераспределение полномочий между органами государственной власти и наделение Совета Министров правом устанавливать требования к обращению с отходами товаров и упаковки, производители и поставщики которых обязаны обеспечивать их сбор, обезвреживание и (или) использование.

Постоянная комиссия Палаты представителей по вопросам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы 22.02.2022 проанализировала ход подготовки этого документа к рассмотрению в первом чтении и рекомендовала включить его в проект повестки дня весенней сессии.

Какие именно изменения планируется внести в Закон от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами» (далее – Закон)?

Предлагается исключить из Закона термины «отходы упаковки» и «упаковка из комбинированных материалов». Одновременно вводится понятие «специально уполномоченная государственная некоммерческая организация – оператор в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами».

Совмину делегируются полномочия Президента (в действующем Законе они перечислены в абз. 4 ст. 6) на установление требований к обращению с отходами, образующимися после утраты потребительских свойств товаров, и отходами упаковки, а также перечня товаров, производители и поставщики которых обязаны обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты потребительских свойств этих товаров (абз. 4 ст. 6 Закона исключается, а п. 1 ст. 7 дополняется подп. 1.71 и 1.72).

В соответствии с законопроектом правительство устанавливает условия и порядок выполнения обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки и предоставления информации о выполнении этой обязанности; перечня отходов товаров и упаковки, сбор которых от физлиц обеспечивают юридические лица, осуществляющие розничную торговлю и порядок их сбора.

В Закон также включаются некоторые положения Указа от 17.01.2020 № 16 «О совершенствовании порядка обращения с отходами товаров и упаковки» (далее – Указ № 16).

В итоге существенно изменится ст. 20 действующего Закона, которая излагается в новой редакции.

Так, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство и (или) ввоз товаров, обязаны обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов товаров и упаковки путем:

– применения собственной системы сбора, обезвреживания и (или) использования отходов;

– заключения договора об организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки со специально уполномоченной государственной некоммерческой организацией – оператором в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами и внесения платы за выполнение такой работы на специальный счет оператора.

Совмину поручается устанавливать условия и порядок выполнения обязанностей по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки, включая:

  • перечень товаров и упаковки, на которые распространяется такая обязанность;

  • порядок, условия применения и требования к собственной системе сбора, обезвреживания и (или) использования отходов, в т.ч. требования и условия в отношении возможности (невозможности) ее применения;

  • типовую форму договора об организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки;

  • размеры, порядок расчета суммы и сроки внесения платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки;

  • форму, порядок и сроки представления субъектами хозяйствования информации о выполнении ими обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки.

Кроме того, правительство оп­ределяет круг лиц, на которые распространяется обязанность по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров, а также перечень случаев и условий освобождения юрлиц и ИП от этих обязанностей.

В действующий Закон из Указа № 16 переносятся требования к юридическим лицам, занимающимся розничной торговлей: они должны обеспечивать сбор отходов товаров и упаковки от физических лиц в местах реализации товаров (ремонта, технического обслуживания) – в соответствии с разработанным Совмином перечнем и порядком такого сбора.

Минжилкомхоз сможет, как и сегодня, получать от Государственного таможенного комитета (ГТК) данные деклараций на товары о выпуске товаров в соответствии с таможенными процедурами выпуска для внутреннего потребления, реимпорта, экспорта и реэкспорта с указанием сведений о декларанте; данные статистических деклараций с указанием сведений об импортере (экспортере) и т.д.

Эту информацию Минжилкомхоз вправе передавать оператору в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами.

Отметим, что аналогичные требования содержатся в приложении 1 к Указу № 16. Однако сроки передачи данных от ГТК будет определять Минжилкомхоз совместно с ГТК.

Предполагается, что поправки в Закон вступят в силу с 1 января 2023 г. Заключенные до этой даты договоры в сфере образования, сбора и захоронения отходов сохранят свое действие, законопроект не требует приведения их в соответствие с новыми нормами.

Правда, возникнет необходимость внесения изменений в Указ № 16 и постановление Совмина от 30.06.2020 № 388.

***

Таким образом, разработчики законопроекта придерживались принципа расширенной ответственности производителя. Согласно ему производитель несет ответственность за отходы всего жизненного цикла своей продукции, включая стадию утилизации, а импортер – за будущие отходы ввезенных в страну товаров и упаковки. То есть платит тот, кто является источником образования отходов.

Сегодня расширенная ответственность производителей действует во многих государствах Евросоюза, а также в России и Казахстане. В каждой из стран законодательные условия этого механизма имеют свои особенности, он распространяется на разные виды коммунальных отходов, при этом практически всегда это касается отходов упаковки и электрического и электронного оборудования.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by