Закон «О платежных системах и платежных услугах» принимается в срочном порядке
Палата представителей 25.03.2022 приняла сразу в первом и втором чтениях проект закона «О платежных
системах и платежных услугах». Реализация предлагаемых норм повысит
эффективность, надежность и безопасность функционирования платежного рынка,
обеспечит защиту прав пользователей платежных услуг, сообщил на сессии заместитель председателя Правления Национального банка
Дмитрий Калечиц.
Проект закона разработан с целью комплексного закрепления в одном документе вопросов регулирования платежной деятельности. В настоящее время они регламентированы отдельными нормативными правовыми актами (НПА).
«Законопроект обеспечит гармонизацию платежного законодательства, предусматриваемую реализацией союзных программ, – подчеркнул Дмитрий Калечиц. – Его нормы учитывают высокую восприимчивость финансовой сферы к инновационным технологиям и необходимость повышения информационной безопасности функционирования платежного рынка».
Зампредседателя Правления Нацбанка назвал основные задачи, которые призван решить этот документ.
Прежде всего – обеспечить для населения доступность и качество платежных услуг, снижение их стоимости и защиту прав потребителей. Плательщик должен получать полную информацию об услуге, включая размер вознаграждения, до ее предоставления. Объемный перечень сведений, которым обязан снабдить пользователя услуг их поставщик, содержится в ст. 23 законопроекта.
Планируется снижение издержек для организаций при осуществлении платежей. Необходимо обеспечить комплексный подход к информационной безопасности всеми участниками платежного рынка. Также ставится задача привлечь на рынок небанковские организации и создать новые рабочие места.
В документе определены такие базовые сферы, как платежные системы и платежные услуги. Дана расшифровка термина «поставщик платежных услуг», которым может быть любое юридическое лицо, соответствующее сформулированным в законопроекте требованиям. Например, поставщик должен быть включен в реестр (его формированию посвящена гл. 8), который размещается на официальном сайте Нацбанка.
Устанавливаются четкие, понятные и прозрачные права и обязанности поставщиков платежных услуг и их пользователей. Зафиксированы требования к новым участникам платежного рынка и их руководителям.
Совмину и Нацбанку поручается обеспечить последующую конкретизацию требований, указанных в проекте, через издание НПА, а также установить строгий контроль за их выполнением.
Для каждого из поставщиков платежных услуг сформулированы требования по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности.
Предусматривается регулирование всех платежных систем, в т.ч. международных, процессинговых и клиринговых центров и иных субъектов, на которые действие законодательства в настоящее время не распространяется.
Кроме того, появится возможность создания альтернативных способов приема платежей. Вводится новый вид платежных инструментов – платежное программное приложение.
Расширен субъектный состав лиц, имеющих право эмиссии электронных денег, что повысит заинтересованность организаций торговли и сервиса, ИП при приеме безналичных платежей.
Особый интерес законодателей вызвало положение о комплексном регулировании деятельности по приему платежей в адрес третьих лиц. Данная новация позволит прийти на платежный рынок белорусским организациям, аналогичным Yandex, Uber, Booking. Эти иностранные компании (напомним, их работа сегодня затруднена из-за отсутствия комплексного законодательства в данной сфере) смогут действовать на территории РБ в равных условиях с белорусскими субъектами хозяйствования в том случае, если обеспечат выполнение установленных законом требований.
Отвечая на вопросы депутатов по поводу приема платежей в адрес третьих лиц, Дмитрий Калечиц развил эту тему. «Есть большая заинтересованность у предприятий торговли, различного рода агрегаторов, которые готовы работать на данном рынке, чтобы более качественно предоставлять услуги, используя соответствующее программное приложение», – сообщил он. К таким агрегаторам и их руководителям будут предъявляться особые требования. Например, обязательное включение организации в реестр поставщиков платежных услуг.
Депутаты также поинтересовались: когда на территории Беларуси можно будет рассчитаться, используя криптовалюту?
По словам Дмитрия Калечица, задача Нацбанка – максимально увеличить долю использования белорусского рубля в стране, создать привлекательные условия для того, чтобы граждане Беларуси «работали с ним». Разрешение же расчетов «каким-то суррогатом, который не выпущен ни органами государственной власти, ни Нацбанком», может подорвать устойчивость финансовой и ценовой систем государства. Нельзя допускать в сегмент, где сейчас функционирует белорусский рубль, какие-то квазиденьги. Такой шаг может негативно сказаться и на белорусском рубле, и на ценовой ситуации.
Заместитель председателя Постоянной комиссии по бюджету и финансам Виталий Васюков отметил, что построение локальной системы платежных услуг позволит минимизировать последствия санкционных ограничений, направленных на Беларусь, создаст условия для интеграции с платежными системами стран ЕАЭС.
***
Законопроект уже направлен в Совет Республики, похоже, что его оперативно примут и через месяц-полтора он вступит в силу. А разговор о совершенствовании законодательства, регулирующего вопросы платежных услуг и платежной системы в современных условиях, депутаты и представители Нацбанка продолжат в ходе круглого стола, который пройдет 29 марта.