Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Факты, комментарии
12.02.2013 13 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ЗАКОН НА ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ©

В Палате представителей готовится к рассмотрению в первом чтении законопроект «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», разработанный в соответствии с Соглашением о единых принципах и правилах конкуренции от 9.12.2010 г. (далее — Соглашение) в целях формирования ЕЭП, а также с учетом правоприменительной практики.

В Палате представителей готовится к рассмотрению в первом чтении законопроект «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», разработанный в соответствии с Соглашением о единых принципах и правилах конкуренции от 9.12.2010 г. (далее — Соглашение) в целях формирования ЕЭП, а также с учетом правоприменительной практики.

Этот документ должен заменить ныне действующий Закон от 10.12.1992 № 2034-XII «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (далее — Закон № 2034-XII). Предлагаемые поправки коснулись понятийного аппарата и основных принципов государственной политики в сфере противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции, контроля за экономической концентрацией, реорганизацией субъектов хозяйствования в целях недопущения создания новых монопольных организаций, определения критериев доминирующего положения.

ВВОДЯТСЯ такие понятия, как вертикальное соглашение, государственные преференции, группа лиц, дискриминационные условия, координация экономической деятельности, монопольно высокая и монопольно низкая цены, признаки ограничения конкуренции, прямой и косвенный контроль, согласованные действия, соглашения, финансовая услуга, экономическая концентрация и т.д.

Антимонопольное законодательство должно применяться к хозяйствующим субъектам одинаковым образом и в равной мере независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и места их регистрации. Будут запрещены антиконкурентные действия государственных органов, т.е. акты и действия или бездействие госорганов и их должностных лиц, препятствующие конкуренции. Конкурентная политика должна быть открытой — информация о деятельности антимонопольного органа будет размещаться в СМИ и Интернете.

Нормы законопроекта планируется распространить и на финансовые услуги, в т.ч. банковские и страховые. Такая практика существует и за рубежом. Впрочем, в Германии на особом положении находятся государственные Федеральный банк и группа «Германский банк развития». Кроме того, если во многих странах критерии монополизма являются общими для товарных и финансовых рынков, то для последних в Австрии, Германии, России и Казахстане выделены специальные признаки.

Сейчас экономические условия и законодательства в трех странах ЕЭП различны. Однако никто не сомневается, что будет выбран в основном российский образец — не только из-за размера экономики РФ, сколько благодаря накопленному в данной области опыту.

Сегодня в соответствии с Инструкцией по определению доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках Республики Беларусь, утв. постановлением Минэкономики от 17.10.2002 № 229, для признания доминирующего положения размер доли товара народного потребления на рынке должен превышать 30%, производственно-технического назначения — 45%. Законопроектом предлагается установить единый порог — 35%. Кроме того, доминирующее положение может быть установлено антимонопольным органом исходя из возможности в одностороннем порядке определять уровень цены товара и оказывать решающее влияние на общие условия его реализации на рынке, времени такого влияния, возможности ограничивать доступ на рынок независимо от доли на нем.

Возможно, законодателям позже еще придется вернуться к этому закону, поскольку в документах, разрабатываемых Евразийской экономической комиссией, а также в законодательстве России и Казахстана в качестве критерия доминирования называется 55% доли товарного рынка.

УСТАНАВЛИВАЮТСЯ основания для признания положения каждого из нескольких хозяйствующих субъектов доминирующим.Так, доминирующим признается положение каждого из двух субъектов, которым принадлежат наибольшие доли на товарном рынке определенного товара, если их совокупная доля составляет 54% и выше, для трех субъектов — 78% и выше, для четырех и более — свыше 95%, и если в течение не менее года размеры этих долей неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а доступ новых конкурентов на рынок затруднен. Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на товарном рынке не превышает 15%.

Вводится запрет на осуществление юридическими и физическими лицами координации экономической деятельности хозяйствующих субъектов, если она грозит ограничением конкуренции. Устанавливается перечень последствий, к которым приводят или могут привести запрещаемые действия. Это позволит антимонопольному органу оперативно реагировать, в частности, на публичные заявления должностных лиц хозяйствующих субъектов об очередном повышении цен, а также на случаи, когда действия лица, фактически не являющегося субъектом товарного рынка, приводят к сдерживанию конкуренции и повышению цен.

ПРЕДЛАГАЕТСЯ упорядочить контроль за реорганизациями и объединениями хозяйствующих субъектов и сделками с их акциями (долями в уставных фондах). Пока нечеткие формулировки Закона № 2034-XII, касающиеся контроля за экономической концентрацией и преобразованиями организаций-монополистов в ОАО в процессе приватизации, постоянно требуют разъяснения.

Теперь в проекте закона указано, что реорганизация, создание коммерческих организаций и объединений хозяйствующих субъектов (понятно, что речь идет о сделках, осуществление которых может оказать негативное влияние на состояние конкуренции) осуществляются с предварительного согласия антимонопольного органа в тех случаях, когда балансовая стоимость активов одной из реорганизуемых организаций, одного из учредителей создаваемой организации, являющегося юрлицом, создаваемых объединений хозяйствующих субъектов, определенная на основании данных бухгалтерской отчетности по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления заявления, превышает 100 тыс. базовых величин или объем выручки указанных лиц по итогам предыдущего года превышает 200 тыс. БВ, либо если один из названных субъектов включен в государственные реестры хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, и (или) субъектов естественных монополий. Кроме того, планируется ввести согласование с антимонопольным органом приобретения акций (долей), в результате которого у приобретателя появится возможность распоряжения более чем 25% либо 50% акций (долей).

Напомним, что сейчас такой порог в соответствии с Указом Президента от 13.10.2009 № 499 «О некоторых мерах по совершенствованию антимонопольного регулирования и развитию конкуренции» (далее — Указ № 499) установлен в 20% и более акций при тех же размерах стоимости активов и выручки.

Если антимонопольный орган не даст предварительное согласие на совершение таких сделок с акциями или долями уставных фондов, которые привели к возникновению или усилению их доминирующего положения и (или) ограничению конкуренции, то сделки по иску антимонопольного органа могут быть в судебном порядке признаны недействительными.

Чтобы защитить интересы отечественных субъектов хозяйствования, критерии допустимости экономической концентрации устанавливаются в случаях совершенствования производства или реализации товаров или стимулирования технического (экономического) прогресса либо повышения конкурентоспособности товаров отечественного производства на мировом рынке, а также получения потребителями соразмерной части преимуществ, которые в итоге приобретаются соответствующими лицами от совершения таких сделок. Но доказывать целесообразность такой сделки придется самим субъектам хозяйствования.

Предлагается ввести контроль за приобретением права участия одних и тех же физических и юридических лиц в исполнительных органах, советах директоров, наблюдательных советах или других органах управления двух и более хозяйствующих субъектов-конкурентов. Это соответствует международной практике, в т.ч. российской, и Типовому закону о конкуренции ЮНКТАД за «переплетением директоратов», когда одни и те же лица управляют различными конкурирующими компаниями.

В ПРОЕКТ перенесены нормы Указа № 499 о запрете на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие), соглашения или согласованные действия госорганов и должностных лиц. Запрещается вводить ограничения в отношении свободного перемещения товаров в стране, иные ограничения прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, обмен, иное приобретение товаров.

Кстати, по данным Федеральной антимонопольной службы России, львиная доля нарушений антимонопольного законодательства и недобросовестной конкуренции происходила и происходит в настоящее время при непосредственном участии государственных служащих. Теперь ст. 4 Соглашения запрещает предоставление государственных преференций, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами стран-участниц, совмещение функций госорганов и функций хозяйствующих субъектов, а также наделение последних функциями и правами указанных органов, что, как показывает практика, создает неравные дискриминационные условия на товарных рынках. Остается внедрить эти нормы на практике.

Вводятся разграничения на вертикальные и иные соглашения, устанавливаются критерии их допустимости. Так, не считаются ограничением конкуренции соглашения по осуществлению исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности.

При реорганизациях, создании объединений, учреждении коммерческих организаций, сделок с акциями (долями в уставных фондах) хозяйствующих субъектов вводится уведомительный принцип в случае вхождения в одну группу лиц, связанных отношениями прямого контроля. Дело в том, что такие лица уже оказывают решающее влияние на принятие решений в компаниях, а потому реорганизация ничего не изменит на рынке.

Антимонопольный орган получит право рассматривать дела об установлении фактов нарушения антимонопольного законодательства и привлекать виновных за это к ответственности. Вводится перечень обязательных для исполнения предписаний, конкретизируется перечень исков и заявлений, с которыми антимонопольный орган вправе обращаться в суд.

Правда, при этом не определено, на какой орган возложат эти функции. В настоящее время их в соответствии с Указом № 499 выполняет Минэкономики и структурные подразделения облисполкомов и Мингорисполкома. Напомним, что за рубежом такие задачи поручаются самостоятельному органу с достаточным штатом и обширными полномочиями. Но у нас сегодня на повестке дня в числе первоочередных вопросов значится сокращение госаппарата.

Анна РАДЮК

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений