Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2543
EUR:
3.4694
RUB:
3.4845
Золото:
244.3
Серебро:
2.9
Платина:
96.99
Палладий:
106.3
Назад
Факты, комментарии
23.11.2010 5 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Закон для инновационной деятельности

В четверг в Палате представителей пройдут парламентские слушания на тему «Стратегия инновационного развития экономики Беларуси и роль науки и образования в этом процессе». С чем связано проведение данного мероприятия? Какие проблемы планируют обсудит...

В четверг в Палате представителей пройдут парламентские слушания на тему «Стратегия инновационного развития экономики Беларуси и роль науки и образования в этом процессе». С чем связано проведение данного мероприятия? Какие проблемы планируют обсудить депутаты? На эти вопросы мы попросили ответить председателя Постоянной комиссии по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Владимира ЗДАНОВИЧА.

— Парламентские слушания инициированы депутатами, работающими в нашей комиссии, в связи с разработкой законопроекта «О государственной инновационной политике в Республике Беларусь». На эту встречу приглашены представители госорганов, общественных институтов, системы высшего образования, малого предпринимательства, ученые. Ставится задача выработать согласованные подходы к совершенствованию законодательства в научно-технической и инновационной сферах. По итогам встречи будут разработаны конкретные рекомендации органам исполнительной власти.

Напомню, что в Беларуси создана инновационная программа на 2011–2015 годы. Она предполагает серьезную перестройку реального сектора экономики. Однако анализ показывает, что инновационная активность в научно-технической сфере в республике невысока. Наукоемкость отечественного ВВП находится на уровне 0,8%, в то время как в странах Евросоюза этот показатель составляет 2–3%.

Сегодня много говорится о том, что в мире развивается новый, шестой технологический уклад. И те страны, которые сумеют быстрее осуществить переход к нему, получат существенное преимущество — конкурентоспособность производимых товаров прежде всего за счет резкого снижения энерго- и материалоемкости производства. Поэтому необходимо сформировать соответствующую правовую базу, способную законодательно обеспечить такой переход.

Кстати, многие специалисты считают, что введение правовых норм, направленных на создание лишь отдельных атрибутов (например, технопарков, инновационных центров, венчурных фондов и т.п.) в целом не обеспечит развитие инновационной экономики.

В настоящее время у нас действуют более 50 нормативных правовых актов, имеющих отношение к регулированию в данной области, но они носят разрозненный характер, имеют ряд других недостатков. Поэтому нужен комплексный закон «О государственной инновационной политике», который содержал бы четкие формулировки и не допускал двояких трактовок. Необходимо создать такой правовой механизм, при котором кредитная, налоговая и таможенная политика носили бы стимулирующий характер для субъектов инновационной деятельности и инвесторов. Черновой вариант законопроекта уже создан, но при его доработке необходимо выслушать мнение всех заинтересованных.

Одна из важных проблем в сфере научно-технической деятельности — собственные научные разработки и задания научно-технических программ далеко не всегда завершаются выпуском готовой продукции (новые виды машин, оборудование, приборы, материалы, технологические процессы).

Требует усовершенствования процедура согласования и утверждения научных проектов. Порой она занимает столько времени, что научные идеи и планы устаревают. Особенно усложняется эта процедура в тех случаях, когда научно-технические проекты необходимо дополнительно согласовывать с организацией — производителем продукции.

Много времени проходит от формирования заказа до внедрения, нет подготовленных кадров. Невысокой остается заинтересованность малого и среднего бизнеса, зарубежных инвесторов в научных разработках. Необходимо совершенствовать систему экспертизы научных и инновационных проектов, государственных, региональных и отраслевых научно-технических программ. Требует также решения проблема разработки механизмов передачи прав на объекты интеллектуальной собственности. Думаю, участники слушаний предложат свои подходы к решению этих проблем.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений