Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №23(2717) от 26.03.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2545
EUR:
3.5239
RUB:
3.5097
Золото:
228.08
Серебро:
2.6
Платина:
94.8
Палладий:
105.16
Назад
Факты, комментарии
18.06.2010 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ЗАБОТА СОЮЗНОГО ЗНАЧЕНИЯ

Интеграционные процессы в рамках Таможенного союза и перспективы совместного вступления в ВТО требуют выравнивания объемов господдержки АПК в Беларуси, России и Казахстане. Для нас это может означать существенное сокращение нынешних субсидий и льгот этому сектору экономики. Готовы ли белорусские аграрии к такому повороту событий? Сможет ли государство отказаться от политики глубокого субсидирования села или отстоять ее в переговорах с союзниками?

Интеграционные процессы в рамках Таможенного союза и перспективы совместного вступления в ВТО требуют выравнивания объемов господдержки АПК в Беларуси, России и Казахстане. Для нас это может означать существенное сокращение нынешних субсидий и льгот этому сектору экономики. Готовы ли белорусские аграрии к такому повороту событий? Сможет ли государство отказаться от политики глубокого субсидирования села или отстоять ее в переговорах с союзниками?

Проект соглашения о единых правилах поддержки сельского хозяйства стран — участниц ТС предусматривает установление равного для всех сторон объема финансирования по отношению к валовой стоимости произведенной сельхозпродукции. По мнению экспертов Аналитического центра экономической политики в АПК (Казахстан) — одного из авторов документа, введение института наднационального регулирования аграрной политики необходимо для преодоления неравных конкурентных условий для сельхозпроизводителей трех стран.

По оценке центра, если в 2009 г. соотношение господдержки к валовому сельскохозяйственному производству в Казахстане составило 9,7%, в России — 10,3%, то в Беларуси — 58,2%. Кроме того, казахстанские специалисты считают, что курс белорусского рубля занижен относительно российского рубля и тенге на 23–25%, что дает нашим экспортерам дополнительные преимущества.

Итак, наши партнеры по ТС поднимают вопрос, который может оказаться не менее чувствительным, чем пошлины на нефть или легковые автомобили. С высокой степенью вероятности следует предположить, что в случае унификации аграрной политики в качестве ориентира будут предложены российские показатели. При этом Россия, похоже, и сама стремится подтянуть поддержку АПК до белорусского уровня, чтобы закрепить достигнутый результат по производству зерновых, мяса, реанимировать производство молока. Но политика вливания в агросектор уже попала под шквал критики со стороны ряда стран, с которыми ведутся переговоры о вступлении в ВТО. Некоторые державы, опасаясь появления на мировом продовольственном рынке сильного конкурента, настаивают на уменьшении субсидии российским фермерам. К тому же последствия реализации решений правительства РФ 2008–2009 гг. о господдержке сельского хозяйства явно не радуют. Например, расширение интервенций на рынке зерна, не скорректированные с началом кризиса, привели к существенным убыткам как для аграриев, так и для бюджета. А закупленная «Росагролизингом» в 2009 г. с помощью бюджетных вливаний техника оказалась мало востребованной. Тем не менее Россия продолжает наращивать господдержку своего АПК. Глава Минсельхоза Елена Скрынник инициирует выдачу пятилетних субсидируемых кредитов для закупки зерна из интервенционного фонда, что повлечет падение цен на рынке, планируются дальнейшие меры по стимулированию закупки сельхозтехники российского производства.

Если же в ТС будут установлены ограничения в этой области на нынешнем российском уровне, для тружеников белорусской нивы это может означать почти шестикратное сокращение прямого и косвенного финансирования.

Впрочем, судьба Таможенного союза до сих пор не ясна. Пока наши парламентарии так и не ратифицировали таможенный кодекс ТС, а россияне, как заявил недавно начальник аналитического управления Федеральной таможенной службы РФ Владимир Ивин, намерены сохранить до конца года таможенный контроль на границе с Беларусью на товары, в отношении которых в РФ действуют антидемпинговые и компенсационные меры, транспортные средства, ввозимые физическими лицами, и экспорта ряда товаров.

Да и в Беларуси не представляют пока роста сельхозпроизводства без сохранения нынешней господдержки, спасающей агросектор от хронической убыточности. По данным Белстата, в I квартале 2010 г. затраты на 1000 Br произведенной в сельском хозяйстве продукции составили 1171 Br, лишь на 3 Br меньше, чем в аналогичном периоде 2009 г. Каких финансовых результатов может достичь отрасль, если выручка ниже затрат?

Похоже, белорусское сельское хозяйство продолжает двигаться по экстенсивному пути развития, при котором не срабатывает принцип: чем выше производство, тем ниже удельные расходы на единицу продукции. В январе–апреле 2010 г. сельхозорганизации увеличили выпуск продукции в сопоставимых ценах к аналогичному периоду 2009 г. на 7,1%. При этом себестоимость реализованной продукции выросла на 14,4%, а выручка от реализации — на 9,8%. В итоге прибыль от реализации составила лишь 64,7% к аналогичному периоду прошлого года.

Между тем аграриям и переработчикам необходимо где-то черпать ресурсы для дальнейшего расширения производственной базы и выполнения напряженных показателей прогноза. На выручку спешит государство — на этой неделе появился очередной пакет нормативных актов, предусматривающих существенную финансовую поддержку АПК. Так, Указ от 14.06.2010 № 303 «О некоторых вопросах финансирования строительства объектов агропромышленного комплекса» предусматривает выделение в 2010 г. 1 834,8 млрд. Br кредитов на строительство, реконструкцию, техническое переоснащение, капитальный и текущий ремонт производственных объектов АПК.

Условия весьма льготные: 3% годовых в белорусских рублях и без уплаты процентов в иностранной валюте на 8 лет с погашением долга через год после ввода производственных объектов. Кредиты предоставляются под гарантии правительства и местных исполкомов без учета задолженности организаций по налогам, сборам и другим обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды, просроченной задолженности по кредитам банков. При этом если для перерабатывающих предприятий условием оказания господдержки является выполнение прогнозных показателей по темпам роста объемов производства и рентабельности реализованной продукции, то для сельхозорганизаций — только по темпам роста производства.

В соответствии с Указом от 14.06.2010 № 301 «О некоторых вопросах закупки продукции растениеводства урожая 2010 года, иной продукции и расчетов за нее» на авансирование закупок этого года будут выданы льготные кредиты на сумму 3,236 трлн. Br на срок до одного года под половину ставки рефинансирования Нацбанка, увеличенную не более чем на 3 процентных пункта в белорусских рублях, и под 6,5% годовых в иностранной валюте.

По Указу № 301 кредиты также предоставляются под гарантии правительства и местных исполкомов без учета задолженности организаций с условием выполнения ими в 2010–2012 гг. заданий по темпам роста производства и рентабельности реализованной продукции, а для сельхозорганизаций — только по объемам производства.

Кроме того, в 2010–2011 гг. до 100 млрд. Br под 5% годовых будет выделено ОАО «Белагропромбанк» физлицам согласно Указу от 14.06.2010 № 302 «О предоставлении кредитов гражданам, осуществляющим ведение личных подсобных хозяйств». Это позволит профинансировать приобретение удобрений, средств защиты растений, животных и птиц, плодово-ягодных культур, строительных материалов и сельхозтехники.

Потери банков по льготным кредитам (в рамках упомянутых выше трех указов) будут компенсироваться за счет республиканского бюджета.

Итак, проблема предельной закредитованности и возросших долгов села, не раз обсуждавшаяся в последнее время правительством, не помешала очередным финансовым вливаниям в эту отрасль. На ней, похоже, государство не собирается экономить. А значит, соглашение о единых принципах поддержки села в ТС рискует быть отложено. Ему на смену скорее придут опробованные в рамках Союзного государства взаимные балансы поставок, которые пусть и не стыкуются с принципами свободной торговли, зато помогают найти хоть какой-то компромисс. А если уж совсем не удастся договориться соседям, то всегда можно «пострелять» на всяких там молочных и иных войнах.

Тем временем высокий представитель ЕС по внешней политике и безопасности Кэтрин Эштон, выступая перед депутатами Европарламента на пленарной сессии в Страсбурге, заявила, что Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана «вызывает в ЕС определенную озабоченность». В чем причина такой реакции, г-жа Эштон не уточнила. Но, наверно, наши заботы посерьезнее.

Алесь ГЕРАСИМЕНКО

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by